Современный банк – это в первую очередь сосредоточение громадного потока специфической, но очень важной (деньги!) информации. Ее внутрибанковская согласованность, связь с верхними уровнями и банковскими структурами любых регионов России, оперативность и бесперебойность в работе для любого банка имеют первостепенное значение. А определяется это в значительной мере коллективом, который работает в этом направлении, его квалификацией. Надеемся, что клиенты филиала “Дубна” ЗАО “Конверсбанк” по достоинству оценивают уровень работы нашей службы информационно-программного обеспечения, которая даже в такие сложные для банковской деятельности дни, как девальвация рубля, переход на новый план счетов в банках, банковский кризис августа 1998 года, не допустила ни одного сбоя. Лозунг “Кадры решают все” актуален в любой общественной формации. Поэтому новые банковские технологии, которые подчас с трудом пробивают себе дорогу в других банках, требуя сильной организационно-программной поддержки, оперативно внедряются у нас в филиале. Примером тому может служить система безналичных расчетов с использованием смарт-карт, которая функционирует в Дубне и округе более пяти лет.

Отдавая должное всему коллективу отдела информационно-программного обеспечения филиала “Дубна”, я хотел бы рассказать о его руководителе. Итак, Анатолий Васильевич Слесаренко, 1957 года рождения, выпускник Бауманского училища, пришел молодым специалистом на завод “тензор” в 1980 году, а в 1993-м перешел на работу в филиал “Дубна” ЗАО “Конверсбанк” на должность начальника отдела информационно-программного обеспечения и с тех пор возглавляет все работы по компьютеризации банковской деятельности в филиале. Это – его производственная деятельность, она всем понятно и, в общем, сегодня обычна. А вот его хобби… Гроссмейстер, судья международной категории, с 1991 года – бессменный чемпион России, а с 1997 года – и чемпион мира по шахматной композиции в разделе двухходовых задач. Вот так! А дальше я передаю слово самому Анатолию Васильевичу:

- Когда меня спрашивают о моем увлечении, то полученный ответ в большинстве случаев обескураживает собеседника: “Шахматная композиция? А что это такое?”. Обычно я отвечаю просто: “Шахматная композиция – это шахматные задачи. Видели когда-нибудь диаграмму с шахматными фигурами и подписью “мат в два хода”? Искусство составлять и решать подобные позиции и есть шахматная композиция”. В большинстве случаев объяснения не вполне удовлетворяют собеседника. Вот шахматы – это понятно. Мы все знаем фамилии Карпова и Каспарова, представляем суть шахматной партии. А шахматная задача или этюд воспринимаются как что-то не вполне серьезное, нечто сродни составлению кроссвордов. Иногда, чтобы совсем сбить с толку собеседника, я добавляю: “Между прочим, я гроссмейстер, многократный чемпион страны и чемпион мира”. -“Чемпион мира?! А как же Каспаров?” – обычно удивляется собеседник. “А никак, - отвечаю я. – Шахматы и шахматная композиция – разные вещи”.

И это действительно так. По крайней мере, в значительной степени так. Конечно, шахматная композиция базируется на тех же правилах, что и шахматы. Но изменение цели, а именно необходимость поставить мат именно в заданное число ходов, а не просто выиграть партию, значительно изменяет логику игры, высвечивает дополнительные возможности и красоты шахмат, неведомые подчас в обычной партии. И если шахматист получает очко за выигранную партию независимо от того, насколько красиво он это сделал, то шахматная задача никогда не получит высокого места в конкурсе, если в ней не будет красивых ходов, матов, причудливой взаимосвязи ходов, своей изюминки. Красота – главное в шахматной композиции. И это роднит ее с искусством.

При всем этом шахматная композиция остается неотъемлемой частью шахматного творчества с присущим ему спортивным началом. В рамках шахматной Федерации России существует Комиссия композиции, также как и в рамках ФИДЕ – Постоянная комиссия ФИДЕ по композиции. В России проводятся регулярные чемпионаты страны, присваиваются спортивные разряды и звания. На международном уровне также организуются различные конкурсы и соревнования, по итогам участия в которых присваиваются международные звания вплоть до международного гроссмейстера, а также титулы чемпионов мира. Раз в три год Альбомом ФИДЕ издается сборник лучших композиций со всего мира соответствующего трехлетия.

Как я пришел в композицию? Довольно рано научившись играть в шахматы, я с удовольствием решал шахматные позиции, помещаемые в календарях и газетах, выписываемых родителями. Помню, что участие в одном из конкурсов принесло мне третий разряд по шахматам. И хотя позднее в практической игре я дошел до уровня второго разряда, и даже какое-то время был перворазрядником, я чувствовал, что в практической игре мой потенциал ограничен. Позднее, ближе к тридцати, во мне проснулся интерес не только к решению, но и составлению задач. Я проштудировал несколько книг, начал разбираться в тематике композиции, пробовал составлять сам. Помню, что первые месяцы просиживал ночи напролет, чтобы закончить понравившуюся идею.

Первая моя задача была опубликована в 1985 году. С той поры я составил более 400 задач, из которых более 150 получили призы в конкурсах. С 1991 года являюсь бессменным чемпионом страны в разделе двухходовых задач, а с 1997-го – и чемпионом мира в этом жанре.

В своем творчестве я максималист. Стараюсь добиваться рекордного воплощения различных идей в своих произведениях, быть первым в реализации самых сложных замыслов. Мои творческие взгляды на развитие современной задачи изложены в ряде статей и недавно вышедшей книге “В поисках новых комбинаций” (Москва, 1997 год).

Работаю в Дубненском филиале Конверсбанка, и мне приятно, что мое увлечение находит понимание и поддержку у руководителей филиала и головного Конверсбанка. Благодаря финансовой поддержке банка мне удалось принять участие в составе российской делегации в работе очередного Конгресса Постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции, который проходил с 23 по 30 октября этого года в курортном городе Нетанья (Израиль). Конгресс оказался весьма удачным для российской команды, которая в очередной раз после значительного перерыва завоевала золото в чемпионате мира по решению шахматных композиций. Важные решения приняла Комиссия ФИДЕ по началу нового цикла чемпионата мира по составлению, который стартует в следующем году. Перспективы российских составителей в этом чемпионате весьма высоки, и наша сборная уже приступила к подготовке.

Тот, кто смог опубликовать хотя бы одну задачу, никогда не оставит занятий композицией. Ведь шахматная композиция – это искусство. Я приглашаю дубненских любителей шахмат, и в первую очередь школьников и студентов, обратить внимание на это грань творчества, не требующую для спортивного роста никаких материальных затрат. Ведь в конкурсах участвуете не вы сами, а ваши произведения! В качестве путеводители по лабиринтам шахматной задачи может служить моя книга, в которой я даю практические советы составителям, желающим добиться успеха. Всегда готов и к личным контактам и творческим встречам. Мой домашний телефон 3-35-11.

Гостя новогоднего номера представил Ю. Д. НИКИТСКИЙ,
управляющий филиалом “Дубна” ЗАО "Конверсбанка".