|
|
В труппе Николая Николаевича
Говоруна я был на вторых, если не на
третьих ("кушать подано") ролях,
и мои воспоминания будут краткими и
конкретными. Никаких внешних
атрибутов советского большого
человека - напротив, какая-то
чеховская деликатность в обращении.
Полное несоответствие названия и
сущности: говоруном был М.Г.Мещеряков.
Но - едва ли не не после каждого
разговора с ним - то чувство
крыльев за спиной, какое бывает еще
разве что после свидания с любимой
женщиной. Может быть, дело в том, что
Николай Николаевич был страшно
любопытен к природе и людям, владел,
как когда-то сказал тогдашний
школьный классик Павло Тычина, "арко-дужным
пэрэвысанням до народив". И
заражал этим любопытством. Иначе не
объяснить ни сам факт, ни успех
фортранной эпопеи. Я, к сожалению, в
ней не участвовал, будучи в то время
подмастерьем в группе
теоретических ядерных физиков.
Школьная информатика возникла в 1985
году после волевого решения
властей преподавать этот предмет
повсеместно - даже там, где пол
земляной, электричества нет, а
удобства - во дворе. А поскольку в
школах, если и было электричество,
то компьютеров уж точно не было,
предмет повсеместно получился
теоретический, что-то вроде
спряжения алгоритмов. В 9-й школе,
где учились мои дети, получилось и
глупо, и смешно: на практике по
программированию изучали вполне
респектабельный в то время ФОРТРАН
и работали на институтских
компьютерах, а на уроках
информатики потешались над бедной
Людмилой Ивановной, математичкой с
насильственным двухнедельным
компьютерным образованием. Год
школа терпела, а потом запросила
помощи. Николай Николаевич не был
бы самим собой, если бы отмолчался.
Его усилиями, связями, энтузиазмом
было принято хорошее по тем
временам решение: установить в
четырех подшефных Институту школах
по терминалу, соединенному
телефонным кабелем с большими
институтскими компьютерами. Когда
я, с благословения Николая
Николаевича, пришел в сентябре 1986
года на свой первый в жизни урок, в
моем компьютерном классе было
целое 1 (одно!) рабочее место. Свое
двухнедельное компьютерное
образование я получил накануне
учебного года в очень солидной
фирме, Физтехе. Учили БЕЙСИКу - по
тогдашнему расхожему среди
программистов мнению, "ФОРТРАНу
для идиотов".
Николай Николаевич не был бы самим
собой, если бы так и оставил меня с
одним рабочим местом на 35 учеников.
Уже к концу 1986 года, когда в великом
и могучем Советском Союзе только-только
научились собирать школьные
комплекты из павлово-посадских
бытовых компьютеров ( маленькая
дружественная Болгария уже освоила
IBM - совместимые с "Правцами-16"):
Уже к концу 1986 года стараниями
Николая Николаевича, убедившего и
Боголюбова-главного, и главбуха
Утробина, и не знаю кого там еще, что
"надо", в 9-й школе появилось 12
рабочих мест - целая сеть с
принтером, каким-никаким файл-сервером
и экзотическим, но соразмерным
маленькому ВК-0010 (16 килобайт
оперативной памяти) фокалом. Юрий
Иванович Андриянов понаделал в
полу дыр для коммуникаций, собрал и
наладил сеть и привинтил за ноги
школьные столы к полу, чтобы буйная
молодежь не опрокидывала их вместе
с компьютерами.
Интерес к настоящим, пусть и не
очень совершенным компьютерам (у БК-0010
капризная клавиатура) был велик, 10-я
школа регулярно приезжала из-за
Волги целыми классами во главе со
своей учительницей. Сейчас
участники тех событий Елена
Ивановна Дьяченко и Александр
Павлович Лавренко - замечательные
учителя, мои коллеги.
Зеленоградские Ученые Компьютеры
Научного Центра (УКНЦ) создавались
в обстановке нетерпеливого
ожидания - как известное платье
короля. Уже не приспособленные "бытовушки",
которых идеологи школьной
информатики не признавали, не
видели в упор, уже специально
разработанные для школ: Николай Hикoлaeвич
не был бы самим собой, если бы
оказался в стороне или, напротив, на
трибуне или на танковой броне. Он
попытался повлиять на качество
долгожданного школьного
компьютера. Дубна оказалась
представленной в группе экспертов.
Большой советский человек, член
Академии, он мотался, прихватывая
иногда меня, на все эти совещания и
заседания по УКНЦ, от которых
остались в памяти лишь плохая
погода да грязная дорога. УКНЦ
испытаний не выдержал: не 24 часа без
сбоев и не 5 часов, а едва ли час. Но
заводы стояли под парами, школы
ждали и надеялись, и комиссия,
подписывая акт, решила: авось будет
работать. Вскоре УКНЦ после той
экспертизы с нашим же участием
бумерангом вернулся в школы Дубны.
Клавиатура и экран - нормальные,
все остальное, грубо говоря, никуда
не годится. Для меня УКНЦ одна из
причин распада Советского Союза:
страна, завалившая свои школы
такими компьютерами, не имела права
на существование.
С тех пор, как не стало Николая
Николаевича, мир изменился,
компьютерная его составляющая - до
неузнаваемости. Николай Николаевич
как-то обмолвился, что мода на
персональные компьютеры
продержится лет пять. Но только
кажется, что он ошибся: мировая
информационная сеть Интернет
сделала подключенные к ней
компьютеры - а их становится все
больше и больше - одним
грандиозным мыслящим океаном.
Есть хорошие идеи - как сделать
школьную компьютерную
инфраструктуру более современной и
полезной. Есть распорядители
кредитов, которые, как им и положено
от основания Руси, некомпетентны. И
только нет Николая Николаевича,
чьим авторитетом, талантом
менеджера и властью эти идеи
воплотились бы в жизнь.
Корнейчук Анатолий Андреевич - математик, кандидат физико- математических наук, окончил Московский Государственный университет им.Ломоносова (1958), аспирантуру МГУ(1961), кандидатскую диссертацию защитил в ОИЯИ (1965). С 1961 - 1995 год в ОИЯИ, ВЦ, ЛВТА, старший научный сотрудник, с 1995 года - учитель информатики.
|