Вослед ушедшим


6 апреля умерла Анна Викторовна Подгурская, супруга Георгия Николаевича Флерова.

Анна Викторовна Подгурская-Флерова родилась 10 января 1916 года в Пятигорске в семье известного русского врача-бальнеолога Виктора Францевича Подгурского, основателя Мацестинского лечебного курорта. Отец Анны Викторовны не только лечил людей, но и посвящал много времени, внимания и заботы ботаническому саду, благотворно действовавшему во все времена как на больных, так и на здоровых.

Саженец, посаженный в добрую почву, взлелеянный впоследствии с любовью и заботой, способен вынести бури, засухи и другие невзгоды. Так случилось и с Анной Викторовной. Воспоминания о родном Доме (с большой буквы) в Сочи, в котором прошли ее детские годы, оставались для нее опорой всю последующую долгую, трудную и наполненную жизнь. Ее школьные знания французского языка оказались столь прочными, что через десятки лет в середине 80-х годов она объяснялась с французскими врачами, лечившими давнюю фронтовую травму Георгия Николаевича.

В 1938 году Анна Викторовна окончила физический факультет Ленинградского государственного университета, и в этом же университете началась ее научная деятельность. Сферой ее научных интересов стали космические лучи. После войны продолжала работать в той же области физики, но уже в НИИЯФ МГУ, участвуя в многочисленных экспедициях в высокогорные районы Советского Союза. Она внесла большой вклад в развитие этой интересной области ядерной физики.

Война застала Анну Викторовну в Ленинграде. Вместе с другими жителями города она пережила суровую блокадную зиму 1941-42 года. В феврале 1942 года была эвакуирована в Москву, остановилась там у своей подруги. Однако пережитые испытания, смерть от голода и холода близких друзей и просто окружающих продолжали тяжким бременем лежать на сердце. Теплое участие друзей и бодрый оптимизм Георгия Николаевича Флерова, с которым она познакомилась в Москве, помогли ей поверить, что худшее позади. В 1944 году Анна Викторовна вышла за него замуж. Вся ее дальнейшая жизнь была неразрывно связана с судьбой одного из выдающихся советских физиков. Трудно переоценить ее роль и значение в его жизни. Она была рядом всегда, и особенно в трудные времена, поддерживая и помогая принимать непростые решения. Искренняя любовь и душевная близость, возникшие между ними и встречающиеся, к сожалению, не так уж часто, притягивали к ним окружающих.

Вместе они побывали во многих уголках Советского Союза. В 1968 году Георгий Николаевич был избран действительным членом Академии наук СССР, однако, как и прежде, подавляющее число поездок были не официальными визитами известного академика, а рабочими экспедициями. Они побывали на Памире и на Камчатке, в Сибири и Средней Азии, а также во многих других труднодоступных местах. И везде встречали близких им по духу людей. Возникшие дружеские отношения сохранялись на долгие годы.

К Анне Викторовне и Георгию Николаевичу всегда можно было обратиться со своими проблемами и найти у них помощь. Их чуткие сердца были всегда открыты чужому горю. При этом ласковое участие Анны Викторовны дополнялось кипучей энергией Георгия Николаевича. Люди видели их искреннюю заинтересованность в человеческой судьбе, и очень часто одного этого было достаточно, чтобы успокоиться.

В 1990 году ушел из жизни Георгий Николаевич. Анна Викторовна тяжело пережила его смерть. С тех пор она ни разу не приезжала в Дубну и очень редко выходила из известного всем дома на Песчаной. Но она продолжала постоянно интересоваться жизнью лаборатории, теперь уже носящей имя ее мужа. Всегда радовалась успехам и огорчалась неудачам.

Светлая память об Анне Викторовне будет согревать души всех, кто знал и любил ее. Она показала нам пример того, как можно и нужно жить.

Друзья, коллеги и ученики из Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова.