А началось все с самовара.

Сама идея, правда, пришла пораньше. Когда в уходящем году Леониду Борисовичу Голованову, начальнику сектора ЛВЭ, вручили почетный диплом "Заслуженного конструктора РФ". "ЗэКа России", как он сам потом уточнит. Одновременно, как сообщила наша газета, группе ведущих ученых Института замминистра науки России вручил дипломы о присвоении званий "Заслуженный деятель науки РФ". Впрочем, представили Голованова к "ЗэКа" не в ОИЯИ, а... в авиационном научно-техническом комплексе имени А.Н.Туполева. Чем не сюжет для новогоднего номера?

Однако прежде чем встретиться с Л.Б., вспомнили мы о молодой смене и преемственности традиций и - пригласили на эту встречу представителей Объединения молодых ученых и специалистов, организованного, кстати, тоже в этом году. Они запустили в электронную почту объявление, которое прочли человек 60, а пришли четверо: Николай Графов и Алексей Чурин (ЛЯП), Василий Андреев (ЛВЭ) и Павел Тяпкин (ЛСВЭ). Забегая вперед, скажу, что молодые специалисты знакомством остались очень довольны, и, думается мне, встреча со столь разносторонним человеком не пройдет для них бесследно.

Итак, все началось с самовара. Это наша базовая установка, отметившая в нынешнем году свое 20-летие. Пока разливали чай, Л.Б. вспомнил, что к юбилеям самых заслуженных дубненских ученых в ЛВЭ изготавливали "фирменные" подарки: электросамовары с двойными стенками и вакуумной изоляцией. Такой самовар-термос, а лучше сказать: самовар-дюар способен держать тепло хоть сутки! Это с одной стороны.С другой стороны - не обожжешься. К сожалению, это уникальное изделие мы увидели только на фотографии.

Л.Б.Голованов: В ОИЯИ наша группа занимается созданием криогенных мишеней для ядерных экспериментов, и новые разработки, изобретения связаны в основном с этой тематикой. Получено 10 авторских свидетельств, и все изобретения внедрены...

Учителем Леонида Борисовича, как и всех его коллег-криогенщиков, был профессор Александр Григорьевич Зельдович, создавший в ЛВЭ базу и коллектив, уникальные и по квалификации, и по диапазону исследовательских работ. Как специалист А.Г.Зельдович сформировался в Институте физпроблем, знаменитом "капишнике", и обаяние личности Петра Леонидовича Капицы, его принципы и подходы, сформулированные в книге "Эксперимент. Теория. Практика", легли в основу дубненской "школы Зельдовича". Голованов - один из примерных его учеников. В том смысле, что и сам сегодня - пример для молодежи.

Свою кандидатскую Л.Б.Голованов (тоже с легкой руки А.Г.Зельдовича) защищал... во Всесоюзном институте авиационных материалов. Учитель мечтал о времени, когда наша авиация будет использовать в качестве горючего водород. А разработки его ученика как раз были связаны с проектированием и опытным изготовлением сосудов для жидкого водорода.

Через некоторое время после защиты к Голованову в Дубну приехала целая делегация от Туполевского КБ. Надо было сделать 100-литровый сосуд для жидкого водорода. Работа была выполнена буквально за два месяца и по ее результатам вышел препринт, что тоже было в те времена непросто. Открыто говорить о назначении сосуда было нельзя, пришлось прибегнуть к "эзопову" языку. В результате застолбили-таки приоритет.

Л.Б.Голованов: При создании авиационных емкостей для жидкого водорода мы использовали концепцию, разработанную для тонкостенных криогенных мишеней. Предложили новую конструкцию легких криогенных емкостей, сделали модели и испытали их. Если существовавшие до нас в авиации емкости были в десять раз тяжелее их содержимого, то вес наших был равен весу того же заключенного в них жидкого водорода. То есть они оказались в десять раз легче обычных.

Сверхлегкая емкость, изготовленная в ЛВЭ, вызвала некоторое недоверие авиаторов. Провели испытания взрывом, который прогремел на одинаковом расстоянии от обеих емкостей. Обычный бак "потек" от осколков - нашему хоть бы что. Впервые в мире Ту-155 совершил опытный рейс на жидководородном топливе. В авторский состав Голованова включили: за участие в разработках топливных систем на жидком водороде для самолета ТУ-155". А потом и в "ЗэКа" выдвинули. Сейчас на дальнейшие разработки у наших авиаторов денег нет, но есть интерес у немецких коллег. Педантичные немцы подсчитали, что для их страны, не имеющей собственной нефти, водород в авиации сослужит добрую службу. Так что, возможно, они первыми в мире запустят в серию летательные аппараты на жидководородном топливе. И с баком, разработанным Головановым.

Л.Б.Голованов: водород - это экологически чистое топливо, которое можно получить электролизом воды. При его сгорании остается только вода.

Леонид Борисович принес на нашу встречу фотографии, авторские свидетельства на изобретения и первый патент, выданный в нашем Институте. А вместе с патентом - так называемый "матрасик", блок трубок для дрейфовой камеры. Это был заметный этап в его творческой биографии: "Два года потратил, занимаясь не своим делом", - пошутил он на сей счет. Самым трудным было точно выполнить сварной шов по майлару 36-микронной толщины. Инструмент для сварки делал сам под микроскопом, с точностью до 5 микрон. Уже когда работа была выполнена, прочел в техническом справочнике, что такие швы сделать нельзя (хорошо, что этот справочик не попался на глаза раньше). А когда друзья-авиаторы свели Голованова с автором справочника и он привез готовое изделие - ученая дама только и смогла сказать: "Вы сделали хорошо. Лучше нельзя".

Это удивительное изделие было одним из самых замечательных экспонатов на Всемирной выставке "Наука-88" на Красной Пресне. Когда оно демонстрировалось на международной конференции по физике частиц, японский профессор спросил: "Где это сделано?" - "В России, в Дубне!". Кажется, японец долго сомневался...

Вот так он не раз доказывал, что практика - критерий истины. Еще раньше помог разрешить принципиальный спор двух крупных научно-производственных объединений, предложив свой оригинальный метод испытания теплопроводности многослойной изоляции. В результате одно светило технической мысли, чьими методами подсчета теплопроводности долго пользовались специалисты, оказалось, мягко говоря, раздетым перед доводами кандидата технических наук из Дубны. Чью диссертацию, кстати говоря, означенное светило в свое время не прочло,хотя коллеги и советовали. Как оказалось, совершенно напрасно... Здесь я беру на себя смелость достаточно вольно изложить свое видение проблемы, которую, в силу своей скромности, наш собеседник охарактеризовал достаточно специфическими теплофизическими параметрами...

Но вернемся к чисто новогодним, морозным, то есть на языке нашего собеседника, криогенным проблемам (кстати, в еще не столь давние времена выходила в криогенном отделе стенгазета для профессионалов под названием "Холод и жизнь"). Во-первых, многие коренные дубненцы не удивятся, встретив в первые дни нового года Леонида Борисовича бегущим трусцой по заснеженным улицам. Бег для него - это жизнь. Во-вторых, он многие годы остается одним из признанных лидеров дубненской секции аквалангистов. Секция успешно участвовала в соревнованиях по скоростному плаванию, ориентированию и подводной стрельбе, выполняла многие "социальные заказы". В том числе - заказы тех организаций, которые сегодня принято называть спецслужбами. И остросюжетные истории на темы мелко- и глубоководных погружений, мне показалось, поразили воображение наших молодых собеседников, для которых неожиданно открылась еще одна грань таланта "ЗэКа России". Знакомство с которым, не премину воспользоваться, увы, устаревающей лексикой, ко многому обязывает.

Евгений МОЛЧАНОВ.