Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 15 (4005) от 9 апреля 2010:

Версия №15 в формате pdf

Сообщение в номер

Синтез нового 117-го элемента Периодической таблицы Д.И.Менделеева

Директор ОИЯИ академик А.Н.Сисакян заявил:

Руководитель эксперимента академик Ю.Ц.Оганесян (справа) и сотрудник ЛЯР ОИЯИ В.К.Утенков за обсуждением научной публикации.
В Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова Объединенного института ядерных исследований синтезирован новый 117-й элемент Периодической таблицы Д.И.Менделеева. Эксперименты (руководитель - академик Ю.Ц.Оганесян) проводились на ускорителе тяжелых ионов ЛЯР ОИЯИ в сотрудничестве с национальными лабораториями США в Ок-Ридже и Ливерморе, с университетом Вандербильта (США), а также с Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (Димитровград, Россия). Синтез нового элемента осуществлен в реакции ускоренных ионов кальция-48 с уникальной мишенью из изотопа искусственного 97-го элемента - берклия-249, период полураспада которого составляет всего 320 дней. Его наработка была осуществлена на самом мощном на сегодняшний день в мире атомном реакторе HIFR Национальной лаборатории США в Ок-Ридже.

В ходе длительного (более полугода) эксперимента было зарегистрировано 6 событий "рождения" нового элемента. Свойства распада изотопов элемента 117 и его дочерних продуктов - изотопов элементов 115, 113, 111, 109, 107 и 105, вместе с ранее синтезированными в Дубне изотопами элементов 112-116 и 118, являются прямым экспериментальным доказательством существования "островов стабильности" сверхтяжелых ядер.

Ускоритель тяжелых ионов У-400 ЛЯР ОИЯИ.
Время жизни новых изотопов элементов 115, 113 и 111, измеряемое секундами, позволяет исследовать их химические свойства существующими экспрессными радиохимическими методами: проверяется периодичность изменения химических свойств тяжелейших элементов на основе фундаментальных законов квантовой электродинамики, описывающих электронную структуру сверхтяжелых атомов. Подобные эксперименты с открытыми ранее изотопами элементов 112 и 114 уже проводятся в ЛЯР ОИЯИ в широком сотрудничестве с ведущими радиохимическими лабораториями мира.

Подготовленная авторами открытия научная статья принята для публикации в известном американском журнале "Physical Review Letters".

Фото Юрия ТУМАНОВА.

От имени наших читателей поздравляем коллектив лаборатории, всех участников сотрудничества с заслуженным успехом в многотрудном пути к "островам стабильности" сверхтяжелых ядер. Желаем новых творческих достижений!

Редакция Веб-мастер