Юбилеи


27 марта исполнилось бы 80 лет доктору физико-математических наук, сотруднику нашего Института Герцену Исаевичу Копылову. Высочайший профессионализм ученого, талант педагога и популяризатора науки, несомненный литературно-поэтический дар и исключительные моральные качества - все это гармонично сочеталось в Герцене Исаевиче.

Г.И.Копылов родился в 1925 году в Днепродзержинске, начал работать в 16 лет на оборонном заводе в Пятигорске в эвакуации. Он окончил с медалью школу рабочей молодежи и в 1944 году поступил в МГУ. Окончив с отличием в 1949 году физический факультет, он был вынужден до 1954 года преподавать физику и математику в школах и техникумах Днепродзержинска. В 1955 Г.И.Копылов приезжает в Дубну и вскоре начинает работать в научном секторе Лаборатории высоких энергий, который возглавлял выдающийся физик Михаил Исаакович Подгорецкий. Незаурядная личность Михаила Исааковича, его громадное обаяние, яркий талант, научное мировоззрение, способность окружать себя мыслящими людьми, мягкий юмор, доброжелательность и деликатность в сочетании с требовательностью и взыскательностью прежде всего к самому себе - все это способствовало созданию в секторе особой атмосферы, стимулировавшей дискуссии и творческий подход к постановке и решению физических задач, идей и парадоксов. В такой среде развивался талант Герцена Исаевича. Долгое время Г.И.Копылов и М.И.Подгорецкий плодотворно сотрудничали, их взаимное влияние друг на друга было очень велико. Коллег Герцена Исаевича особенно поражали его математический дар и изобретательность. Впечатление было такое, что он мог решить любую корректно сформулированную математическую задачу, - трудностей здесь для него не существовало. Это, несомненно, помогало ему в исследовательской работе.

Г.И.Копылов внес крупный вклад в развитие физики высоких энергий и элементарных частиц. Большая часть его работ посвящена теоретической разработке и апробации методологических подходов к исследованию взаимодействия элементарных частиц. Сочетание высокого теоретического уровня его исследований с четкой направленностью на удовлетворение самых насущных вопросов современного эксперимента привело к тому, что результаты его работ нашли и до сих пор находят широкое применение в практике многих крупных лабораторий России, Европы и Америки.

В научной деятельности Г.И.Копылова можно выделить три основных направления, в которых ему удалось достичь значительных результатов: исследования по прикладной релятивистской кинематике, разработка теории и методологии моделирования многочастичных реакций в физике высоких энергий и анализ корреляционных явлений при генерации тождественных частиц с близкими импульсами (интерферометрия тождественных частиц).

Г.И.Копылов был крупнейшим специалистом в области прикладной релятивистской кинематики. Его широко известный цикл работ по косвенным методам идентификации резонансов в условиях неполной кинематической информации (так называемого "бедного" эксперимента) используется многими экспериментаторами. Г.И.Копыловым была решена сложная и важная задача о восстановлении энергетического спектра нестабильных частиц по неполным измерениям кинематических характеристик продуктов распада. Большое значение имеют работы Г.И.Копылова по кинематике многочастичных распадов и, в частности, предложенная Герценом Исаевичем методика расчета фона в каскадных процессах произвольной сложности.

Другое научное направление, начало которого было в значительной степени положено пионерскими работами Герцена Исаевича, - принципы и методы моделирования многочастичных процессов при высоких энергиях. Г.И.Копыловым был впервые разработан универсальный метод численного моделирования множественных процессов - так называемый метод случайных звезд, который в настоящее время необычайно широко используется в экспериментальной практике большинства научных центров мира. Этот метод позволяет просто и в то же время эффективно изучать всевозможные фоновые эффекты, учет которых необходим при любом серьезном поиске или изучении нового физического явления, а также провести детальное количественное сравнение экспериментальных данных с предсказаниями теоретических моделей по максимально возможному числу различных характеристик и распределений. Роль этого метода, например, при обнаружении различного рода нестабильных и промежуточных образований (в частности, резонансных состояний) трудно переоценить.

Многочисленные работы Г.И.Копылова по релятивистской кинематике, моделированию и физике резонансов (среди них следует специально отметить безмодельный анализ запрещенных конфигураций в системе нескольких мезонов) были систематизированы в его докторской диссертации (1967 год), а затем с большим педагогическим талантом обобщены в монографии "Основы кинематики резонансов" (1970 год), которая, без всякого преувеличения, стала настольной книгой для физиков-экспериментаторов, работающих в области физики элементарных частиц.

Особое место в научном творчестве Г.И.Копылова занимают работы по интерферометрии тождественных частиц, выполненные в последние годы жизни вместе с М.И.Подгорецким. В работах Г.И.Копылова и М.И.Подгорецкого была вскрыта с неожиданной стороны тесная связь между парными корреляциями тождественных частиц с близкими импульсами, генерируемых в ядерных столкновениях, и корреляциями фотонов, излученных оптическими источниками. Г.И.Копылов и М.И.Подгорецкий показали, что корреляции тождественных частиц с малыми относительными импульсами очень чувствительны к геометрическим размерам области генерации и к длительности процесса генерации, причем зависимость таких "узких" корреляций от пространственно-временных параметров обусловлена интерференцией амплитуд, связанной с квантово-механической тождественностью (эффекты бозе- или ферми-статистики). На этой основе они разработали оригинальный и эффективный метод определения пространственно-временных характеристик процессов множественной генерации частиц. После публикации статей Г.И.Копылова и М.И.Подгорецкого, в которых были не только детально изложены теоретические основы корреляционного метода, но и даны с исчерпывающей ясностью рекомендации по его практическому применению, стало быстро развиваться новое перспективное направление в физике высоких энергий. Это направление охватывает в настоящее время многие сотни экспериментальных и теоретических работ, проводимых в разных странах мира. Результаты этих работ регулярно обсуждаются на международных, в том числе и специализированных, конференциях по физике высоких энергий. При этом количество ссылок на основополагающие работы Г.И.Копылова и М.И.Подгорецкого не уменьшается - их идеи, результаты и рекомендации не стареют.

Удивительно, с каким энтузиазмом и с какой энергией работал Герцен Исаевич в последние годы жизни, когда он уже был тяжело больным человеком и боли в сердце постоянно мучили его. В начале 1976 года Герцена Исаевича поразил уже не первый тяжелый инфаркт, от которого он так и не оправился. Правда, весной он появился в лаборатории, но в июле его снова увезли в больницу с сердечным приступом. На редкую тогда операцию шунтирования он не решился. 25 августа 1976 года Герцен Исаевич скончался.

Свою последнюю статью о влиянии взаимодействия в конечном состоянии на парные корреляции тождественных пи-мезонов Герцен Исаевич написал в больнице незадолго до кончины. Она была опубликована посмертно в журнале "Ядерная физика" в 1977 году. Вопросы, поднятые Герценом Исаевичем в этой статье, получили дальнейшее развитие в работах, выполненных дубненской группой и зарубежными авторами. Сейчас во многих лабораториях изучаются "узкие" парные корреляции неодинаковых (то есть нетождественных) частиц. Эти корреляции обусловлены только взаимодействием в конечном состоянии, но они, как и интерференционные корреляции тождественных частиц, также содержат важную информацию о пространственно-временных параметрах области множественной генерации частиц.

Герцен Исаевич был талантливым и ярким популяризатором науки. Его необычайная способность живо и образно излагать сложные проблемы современной физики проявилась во многих написанных им научно-популярных статьях и особенно в блестящей книге "Всего лишь кинематика" (1967, 2-е изд - 1981), удостоенной в 1968 г. первой премии на конкурсе научно-популярных книг и переведенной на английский, испанский и эстонский языки. Следует также отметить его научные переводы - в частности, великолепный по литературному уровню перевод многих глав "Фейнмановских лекций по физике".

Научное творчество Г.И.Копылова не ограничивалось его собственными работами. Его влияние ощущалось в повседневном плодотворном общении с экспериментаторами и теоретиками, в постоянных консультациях, которые Герцен Исаевич охотно давал каждому, кто к нему обращался. Велико было и моральное влияние личности Герцена Исаевича, его честности и редкой порядочности. Он не любил сглаживать острые углы и непримиримо относился к любым проявлениям лжи в науке и повседневной жизни. Он был беспощаден, когда ему приходилось сталкиваться с недобросовестностью и подтасовкой научных данных. Резкость его суждений по отношению к негативным сторонам современной ему эпохи сочетались с мягкостью и доброжелательным отношением к людям, со стремлением помочь им и защитить от несправедливостей. В сложное для проявления какого-либо свободомыслия время Г.И.Копылов среди немногих сохранил гражданское мужество, открыто поддерживая движение в защиту прав человека, оказывая моральную и материальную помощь преследуемым людям. Г.И.Копылова предупреждали, он многим рисковал, но оставался самим собой. Настороженность властей проявилась и после смерти Герцена Исаевича. Некролог, написанный специально для журнала "Успехи физических наук", не был опубликован (при этом его авторам было указано на политическую незрелость).

Герцен Исаевич был многогранным человеком и никогда не замыкался в узко профессиональной сфере. Литературное творчество занимало большое место в его жизни, и для него характерна такая же высокая планка, как и для научных исследований. При жизни Г.И.Копылова его литературные произведения печатались в России эпизодически, и только за рубежом в период перестройки была издана первая книга его поэм, стихотворений и публицистики ("Четырехмерная поэма и другие неодномерные произведения", Мюнхен, "Страна и мир", 1989). В 1998 году в журнале "Вопросы истории естествознания и техники" была, наконец, опубликована яркая и острая поэма Г.И.Копылова "Евгений Стромынкин", которая еще с 50-х годов прошлого века прочно вошла в университетский фольклор.

Почти 30 лет прошло с тех пор, как безвременно ушел от нас Герцен Исаевич Копылов, замечательный физик и человек. Он жил среди нас, и мы помним о нем.

А. А. Кузнецов, В. Л. Любошиц, В. Н. Пенев, А. И. Шкловская

Наука - моральна. Не в пример искусству. Это я бессознательно понимал еще в школе, когда примерял себе профессию по душе. И изящная словесность, и математика давались мне одинаково. Предпочел науку, хорошо помню - не мысли, чувства - почему: честное занятие. Правдивое. Тут уж с меня никто не стребует неправды. Я был школьник, ничего о жизни не знал, а эту разницу подсознательно ощущал: литература способна на ложь, наука - никогда. Продолжая эту линию, от математика отвратился к физике, не имея к последней особых способностей. Математик держит ответ перед собой, физик - перед природой. У математика нет эталона истинности, кроме внутренней согласности рассуждений; это хорошо, это прельщает, но физику, а тем более физику-теоретику, труднее: кроме согласия с самим собой, его теория должна согласовываться со Вселенной. Произвол в действиях физика появится, когда он обратится к техническим приложениям своего открытия, а до той поры он должен ходить в струнку перед матерью-природой. Наказание за лганье здесь - неотвратимо в отличие от искусства.

Из книги "Герцен Копылов. Четырехмерная поэма и другие неодномерные произведения". "Страна и мир", 1990 г.