Образование - стратегия и тактика
Союз развития наукоградов России стал все чаще заявлять о себе не только как организационный центр, но и как генератор новых идей. Объединив под своим крылом интеллектуальные силы страны, Союз разрабатывает программы и дает рекомендации правительству по сохранению и развитию научно-технического и образовательного потенциала. Очередная научно-практическая конференция, организованная Союзом наукоградов, была посвящена проблемам образования и проходила в Дубне в конце октября. Место проведения было выбрано не случайно: наш город зарекомендовал себя не только научными достижениями, но и интеграцией науки и образования.
Разговор на конференции "Наукограды - диалог науки и образования" получился большой и обстоятельный: были рассмотрены все или почти все аспекты проблемы. С докладом "О союзе науки и высшей школы на примере ОИЯИ" выступил профессор А.Н.Сисакян, с теоретическим докладом о проблемах образования в контексте стратегии устойчивого развития - ректор Международного университета "Дубна" О.Л.Кузнецов, об интеграции науки и образования в Дубне рассказал профессор М.П.Чавлейшвили, о научно-образовательном потенциале наукоградов - А.В.Долголаптев, президент Союза развития наукоградов России, об инициативах города Пущино в области образования и о работе Пущинского государственного университета рассказали глава города А.П.Кутышенко и член-корреспондент РАН А.М.Боронин, о проблемах трудоустройства выпускников, об экономических, социальных, психологических и других аспектах высшего, среднего и дополнительного образования высказали свои суждения ученые, преподаватели, государственные чиновники - участники конференции.
Сегодня мы публикуем фрагмент дискуссии за Круглым столом на тему "Фундаментальность российского образования: мифы и реальность", которая проходила в рамках программы второго дня работы конференции.
О.Л.Кузнецов, президент РАЕН, ректор университета "ДУБНА":
- Как российская система образования выглядит на фоне американской? Российское образование начиная с Петра Первого ориентировалось на немецкую систему, т.е. фундаментальность знаний: познание основных законов естествознания, религия, философия и искусство - четыре способа познания мира. Мы знаем, что по такому принципу Гумбольдт создал целую серию университетов Германии. В 20-30 годы немцы стали понимать, что индустриальное общество требует очень высокой компетенции. Началось совмещение (это же происходило в России) фундаментального и прикладного образования. Примеры у нас - МФТИ, МИФИ, МВТУ им. Баумана. Это было необходимо. Сложилась определенная система образования, считаю, что в 50 - 70 годах она была лучшая в мире - глубоко продуманная, глубоко эшелонированная. Правда, это определялось в основном оборонными задачами. Тогда впервые была осуществлена активная профессиональная практика студентов, они работали в НИИ начиная с третьего курса. Наш прорыв в создании ядерного щита страны, в космических науках испугал американцев - они стали перенимать нашу систему образования и перестраивать свою. Но поскольку они не любят иссушать мозги, на физических, химических и технических кафедрах сейчас в американских университетах сидят иностранцы, а среди американской молодежи престижны профессии юристов, менеджеров, специалистов по рекламе и т.д. Американские лидеры образования давно составили рейтинги всех наших вузов и отбирают наиболее способных студентов - ведь Америка всегда строилась руками эмигрантов. Университеты соотносятся друг с другом как цивилизации, а Америка и Европа - это разные цивилизации. И хотя американцы смотрят на старушку -Европу свысока, у них считается престижно учить детей в университетах Англии и Франции. Что же касается нас, то в России еще пока очень сильное образование и надо думать, как соответствовать современному миру.
А.М.Боронин, ректор Пущинского государственного университета:
- Университеты США являются не только центрами образования, но и науки. Профессор университета должен организовать научный процесс, добиться получения гранта, набрать студентов для решения этих научных задач. Американцы отличаются прагматизмом, их университеты обрастают всевозможными фирмами, лабораториями прикладного характера, техно-парками, которые помогают университетам. Мне кажется, этот опыт частично надо перенимать. Мы должны жить реальностью, конечно, в стране должна быть выработана стратегия образования, но тактику нужно приспосабливать к проблемам сегодняшнего дня. Сейчас очень бурно развиваются науки о Земле и Человеке. Это надо учитывать. И поддерживать любые модели образования - лишь бы оно было качественным.
Ю.С.Сахаров, проректор университета "Дубна:
- Ни один диплом российского вуза не признается за границей. Надо думать, как войти в мировую систему образования. В последнее время создается очень много филиалов вузов, мне кажется, что это не способствует качественному образованию.
Проблему социального заказа для вузов подняли в дискуссии профессор Е.Н. Черемисина (университет "Дубна ") и Н.К.Никитина (генеральный директор корпорации "МетаСинтез"). Е.Н.Черемисина отметила, что раз тратятся государственные, хоть и небольшие деньги, нужен заказ на специалистов, нужен рынок выпускников. Похоже, никого из чиновников это не волнует. Ее поддержала Н.К.Никитина: "Кто заказчик в образовании? Кто субъект? Кто объект? Миннауки и Минобразования меньше всего делают для науки и образования, мы это очень хорошо поняли и тогда сказали: наукограды - это государство в государстве, мы сами будем диктовать чиновникам, что нам надо для науки и образования. Вузовские работники должны отказаться от снобизма и развивать все - курсы, подготовительные отделения, тренинги, дополнительное и послевузовское образование - это позволит расширить образовательное пространство".
Завершая дискуссию, М.И.Кузнецов, директор Союза развития наукоградов, подчеркнул важность данной конференции и необходимость прочного содружества науки и образования, отстаивания принципов фундаментального образования и в то же время развития и поддержки образования, отвечающего потребностям нового тысячелетия.
Надежда Кавалерова