Их имена - в истории науки

В 1996 году Объединенным институтом ядерных исследований была издана книга "Н.Н.Боголюбов. Жизнь. Творчество", написанная Алексеем Николаевичем - младшим братом Н.Н.Боголюбова. Эта прекрасная книга о гениальном русском ученом с предельной полнотой описывает период жизни Н.Н.Боголюбова, начиная с его детских лет вплоть до назначения на должность директора Лаборатории теоретической физики ОИЯИ в 1956 году.

Эту статью можно рассматривать как дополнение к книге А.Н.Боголюбова. Мы начнем рассказ с 1956 года, с момента назначения Николая Николаевича директором ЛТФ.

Есть два документа, официально устанавливающих появление академика Боголюбова в ОИЯИ.

25 мая 1956 года директор ОИЯИ Д.И.Блохинцев подписал приказ №5 следующего содержания: "До утверждения новой структуры Института возложить на академика Боголюбова Н.Н. (начальника сектора №3 теоретической лаборатории) исполнение обязанностей директора теоретической лаборатории Объединенного института". С приходом Виктора Николаевича Сергиенко на должность административного директора ОИЯИ началось юридическое упорядочение структуры подразделений ОИЯИ, в том числе и ЛТФ.

4 августа 1956 года В.Н.Сергиенко подписывает приказ №71: "...В дополнение к приказу №5 от 25.05.1956 считать и.о. директора Лаборатории теоретической физики академика Н.Н.Боголюбова приступившим к работе в ОИЯИ с 1 июля 1956 г.".

С 20 сентября по 23 сентября 1956 года в Дубне проходило первое заседание Комитета Полномочных Представителей, на котором был утвержден Устав ОИЯИ. В частности, в Уставе учреждались и КПП, и Финансовый комитет, о которых говорилось при организации ОИЯИ в марте 1956 года. На этом же заседании КПП было утверждено Положение о персонале ОИЯИ. Сразу после заседания КПП, с 24 по 26 сентября, проходила первая сессия Ученого совета ОИЯИ. Академик Н.Н.Боголюбов в это время находился в научной командировке в Соединенных Штатах Америки в городе Сиэтл, где сделал свой замечательный доклад о доказательстве существования дисперсионных соотношений в теории сильных взаимодействий.

Ученый совет ОИЯИ в Дубне единогласно утвердил Н.Н.Боголюбова на должность директора ЛТФ.

21 августа 1956 года Николаю Николаевичу исполнилось 47 лет. В 1948 году он был избран академиком АН Украинской ССР, в 1949-м - заведующим отделом теоретической физики Математического института имена В.А.Стеклова АН СССР, в 1953-м - действительным членом АН СССР. Заведовал кафедрой теоретической физики МГУ имени М.В.Ломоносова. К этому времени им были выполнены основополагающие работы по нелинейной механике (1930-1946 гг.). Дано блестящее по простоте и тонкости физического анализа объяснение явления сверхтекучести (1947 год). Развит метод ренорм-группы в квантовой теории поля (1955). Обоснован новый принцип причинности - "условие микропричинности Боголюбова" (1955). Обоснован аксиоматический метод в теории поля, введена схема устранения расходимостей в квантовой теории поля - так называемая R-операция Боголюбова (1955). Доказаны дисперсионные соотношения в теории сильных взаимодействий, в основе доказательства которых лежали "условия микропричинности Боголюбова" и новый принцип аналитического продолжения обобщенных функций многих переменных и доказанная при этом теорема "об острие клина" (ныне носящая имя Боголюбова).

К моменту избрания Николая Николаевича на должность директора ЛТФ им была опубликовано свыше 15 книг и монографий, наиболее значительными из которых были: "Основные проблемы нелинейной механики" (1932, совместно с Н.М.Крыловым), "Введение в нелинейную механику" (1937, совместно с Н.М.Крыловым), "Проблемы динамической теории в статистической физике" (1946), "Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний" (1955, совместно с Ю.А.Митропольским) и два обзора "Вопросы квантовой теории поля. 1. Матрица рассеяния" (1955) и "Вопросы квантовой теории поля. Устранение расходимостей из матрицы рассеяния" (1955), опубликованные совместно с Д.В.Ширковым в журнале УФН, составившие впоследствии основное содержание всемирно известной монографии "Введение в теорию квантовых полей", опубликованной в 1957 году (совместно с Д.В.Ширковым).

Работы Николая Николаевича выводили не только теорию сильных взаимодействий, но и всю теоретическую физику элементарных частиц на новый уровень математической строгости и доказательности.

В полном расцвете сил и научного таланта признанный лидер мировой теоретической физики становится во главе ЛТФ ОИЯИ, и уже в течение ближайших двух-трех лет лаборатория превращается в один из крупнейших теоретических центров, притягивающих к себе внимание мировой научной общественности.

Становлению Лаборатории теоретической физики как одного из ведущих мировых центров науки в огромной степени способствовало назначение на должность заместителя директора лаборатории тогда еще кандидата физико-математических наук, а ныне академика РАН Анатолия Алексеевича Логунова. Совместная работа Н.Н.Боголюбова и А.А.Логунова продолжалась все последующие годы и вылилась в триумф советской физики после запуска серпуховского ускорителя на 76 ГэВ. Создание этой машины велось уже под руководством Анатолия Алексеевича Логунова, назначенного в 1963 году директором Института физики высоких энергий в Протвино.

После перехода А.А.Логунова в Протвино заместителем директора ЛТФ стал тогда молодой ученик Николая Николаевича а ныне академик РАН, Президент Национальной Академии Наук Грузии Альберт Никифорович Тавхелидзе.

В 1956 году ЛТФ состояла из отдельных теоретических групп, руководимых Н.Н.Боголюбовым, Д.И.Блохинцевым, М.А.Марковым и Я.А.Смородинским. Теоретические исследования велись, в основном, в русле физики элементарных частиц: фундаментальные основы квантовой теории поля, взаимодействия элементарных частиц, построение моделей взаимодействия частиц, свойства гравитационного поля, восстановление элементов матрицы рассеяния, поляризационные эффекты при рассеянии электронов и фотонов на протонах.

Однако спектр научных направлений исследований в лаборатории существенно расширился после выдающихся работ Николая Николаевича "О новом методе в теории сверхпроводимости" (ОИЯИ, октябрь 1957 года), "Вопросы теории сверхтекучести бозе- и ферми-систем" (Вестник АН СССР, 1958 год), "К вопросу об условии сверхтекучести в теории ядерной материи" (ДАН СССР, 1958), "Квазисредние в задачах статистической механики" (Дубна, 1961). Открылась возможность применения идеи парных корреляций, сыгравших основную роль в создании микроскопической теории сверхпроводимости, к построению сверхтекучей модели ядра.

Метод квазисредних и доказанная на его основе теорема о дальнодействии коллективных мод содержали в себе, так называемые ныне, механизм Хиггса и теорему Голдстоуна.

Исследования по статистической механике, по сверхтекучей модели ядра были, очевидно, инициированы работами Н.Н.Боголюбова, что привело к созданию в ЛТФ отдела теории ядра и сектора "Статистическая механика". В научную программу развития Объединенного института ядерных исследований на 2003-2009 годы в качестве основных направлений исследований вошла тема "Физика конденсированных сред", теоретическую основу которой в значительной степени сегодня определяют основополагающие работы Николая Николаевича, выполненные в 1957-1963 годах.

Каждого из вышеперечисленных научных достижений и до 1956 года, до момента приезда Николая Николаевича в Дубну, и после избрания его на должность директора ЛТФ было бы достаточно, чтобы обеспечить мировое признание ученого. Совокупность всех достижений, вместе взятых, поражает воображение, говорит о том, что мы были свидетелями научного творчества гениальной личности ХХ века. В этот период, да и сегодня, не было (и нет) ученого в мире, равного Боголюбову, ни по масштабам выполненных работ, ни по разносторонности рассмотренных проблем, ни по глубине их математического описания и обоснования, ни по тому огромному влиянию на развитие теоретической и математической физики во всем мире, которое связано с именем Боголюбова.

В июле 1963 года общее собрание АН СССР приняло новый Устав и новую структуру Академии наук: были созданы три секции Президиума АН СССР и 13 специализированных отделений. Отделение математики в этой структуре входило в секцию физико-технических и математических наук. Академиком-секретарем Отделения математики был избран Н.Н.Боголюбов.

Не прекращалась активная творческая работа Николая Николаевича. В 1963 году опубликованы: монография "Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний" (3-е издание совместно с Ю.А.Митропольским); "Квазисредние в задачах статистической механики" (2-е издание); "К вопросу о гидродинамике в сверхтекучей жидкости" (Дубна, 1963) и другие работы - всего 7 названий. В 1964 году - 5 научных трудов. В 1965 году - 10 научных работ, в том числе работа "К вопросу о составных моделях в теории элементарных частиц" (совместно с Б.В.Струминским, А.Н.Тавхелидзе; Дубна, 1965). Решая проблему статистики кварков, Николай Николаевич с соавторами выдвинул идею существования у кварков нового квантового числа, названного впоследствии "цветом". Введение цветных кварков со спином 1/2 позволило перейти к динамическому описанию свойств элементарных частиц, их взаимодействию и, в конечном итоге, к построению современной теории элементарных частиц. Понятие цвета лежит в основе спектроскопии адронов, квантовой хромодинамики и в построении различных вариантов объединенных калибровочных теорий сильного, электромагнитного и слабого взаимодействий. В Дубне была построена кварковая модель адронов, впоследствии названая моделью дубненского мешка (Н.Н.Боголюбов, П.Н.Боголюбов, В.А.Матвеев, Нгуен Ван Хьеу, Б.В.Струминский, А.Н.Тавхелидзе и др.).

В 1966 году опубликовано 7 работ. В 1967 году опубликовано 8 работ, в том числе работа "К теории сверхтекучести" (УФН, 1967). Эта работа перепечатана по тексту статьи "К теории сверхтекучести", опубликованной в "Известиях АН СССР", серия физическая, 1947 г. В связи с пятидесятилетием Советского государства журнал "Успехи физических наук" решил дать картину развития и достижений советской физики за истекшие десятилетия. В выпусках №2 и №3 тома 93 (1967 г.) были опубликованы работы, определявшие развитие советской и мировой науки за последние полвека. Серия избранных публикаций начиналась с работы А.А.Фридмана "О кривизне пространства" (1922 г.) и заканчивалась работой И.Я.Померанчука "Равенство полных сечений взаимодействия нуклонов и антинуклонов при больших энергиях" (1958 г.). В числе этих публикаций была вышеупомянутая работа Николая Николаевича (1947 г.).

11-12 января 1965 года на заседании Комитета Полномочных Представителей Николай Николаевич избирается директором Объединенного института ядерных исследований. С этого момента существенно меняется содержание работы Николая Николаевича. Научно-административная, научно-дипломатическая деятельность начинает занимать все большую часть рабочего дня. С этого момента Институт вступает в новый этап широкого научного сотрудничества с крупнейшими институтами мира.

Николай Николаевич убедился, что без тесной координации научных программ физика элементарных частиц не может развиваться плодотворно. Ю.А.Щербаков вспоминал: "По этой причине он вместе с директором ЦЕРН принимает решение об организации семинара ведущих мировых лабораторий. Мне довелось быть ученым секретарем всех этих семинаров. Первый состоялся в Риге в 1967 году. Затем семинары были проведены в Земмеринге (Австрия), в Тбилиси... В 1973 году директор ЦЕРН В.Енчке провел совещание в Морже, около Женевы, и, наконец, после присоединения Америки к нашему клубу бывший директор ЦЕРН В.Вайскопф организовал его в Новом Орлеане. На совещаниях рассматривались и увязывались научные планы лабораторий разных стран.

На заседаниях ИЮПАП, где намечались большие магистральные конференции, присутствовал Н.Н. Именно здесь родилась идея постановки группой В.А.Никитина первого опыта с уникальной методикой на самом мощном новом ускорителе в лаборатории имени Ферми в США. Здесь же родилась идея поддержать опыт NA-4 в ЦЕРН группы Руббиа и группы И.А.Савина, а впоследствии - программу совместного эксперимента на установке LEP".

Все эти предложения рассматривались учеными разных стран в период глубокого противостояния двух мировых систем. Ученые шли впереди политиков в преодолении барьеров холодной войны, и Николаю Николаевичу принадлежит в этом большая заслуга.

27 апреля 1966 года Н.Н.Боголюбов был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. В среду 15 июня 1966 года в торжественной обстановке состоялось вручение удостоверения об избрании его депутатом Верховного Совета СССР. Интересны два высказывания его в интервью дубненской газете "За коммунизм" (11.06.1966 г.):

"Я как был математиком, так им и остался. И сейчас, когда решаю вопросы физики,.. я всегда подхожу к ним с математической точки зрения. Меня очень радует, что теперь в физике математические методы получают все более широкое распространение...

Что касается различных, так сказать "сумасшедших идей", я бы так их не называл, идеи должны быть по возможности более нормальные".

Николай Николаевич пять раз избирался депутатом Верховного Совета СССР (7-го, 8-го, 9-го, 10-го и 11-го созывов (последний в 1984 г.). Он ответственно относился к обязанностям народного депутата, принимая большое число посетителей - в этом ему много помогала его секретарь Зинаида Васильевна Гордиенко. Как правило, Николаю Николаевичу удавалось решать все прошения своих избирателей.

В 1966 году по инициативе Николая Николаевича в Киеве был создан Институт теоретической физики. Под строительство здания института была отведена южная часть земель Феофании. Надо сказать, что Николай Николаевич сам выбирал место для постройки института, благо, тогда была такая возможность. Большую роль в создании этого института сыграл один из учеников Николая Николаевича, член-корреспондент Академии наук Украины Виталий Петрович Шелест. Николай Николаевич был назначен директором института, а В.П.Шелест - заместителем директора. К 1970 году институт был достроен и включен в число действующих научных организаций АН УССР.

Период с 1965 по 1967 гг. был очень тяжелым для ОИЯИ. Из состава Института вышел Китай, некоторые страны неаккуратно платили взносы, не хватало денег на капитальное строительство для завершения программы технического перевооружения. Не хватало денег для строительства жилья. Ю.А.Щербаков писал:

"Тяжелейшая была дискуссия в дирекции Института. Выход был один: писать письмо Л.И.Брежневу. Когда я произнес эти слова, особенно "бдительные" административные лица начали убеждать Николая Николаевича не делать неразумного поступка... "Приедут, будут проверять, и конец - мы полетели."

Николай Николаевич подумал и сказал: "Кто боится улететь, я не задерживаю, отлетайте сейчас, немедленно... Меня не беспокоит, что будет с нами, меня беспокоит, что будет с наукой нашей страны...".

Приехала комиссия - президент Академии наук А.П.Александров и академик-секретарь отделения М.А.Марков. Николай Николаевич сказал: "...Просим на пятилетку вместо 25 млн. 75 млн. рублей по капитальному строительству и 250 млн. на содержание Института, 50 человек новых кадров ежегодно, особенно молодежи. Не менее 10000 кв.м. жилья ежегодно".

Крупные стратегические решения Николай Николаевич принимал сам и всю ответственность за их исполнение тоже принимал на себя. Мы привели пример большой гражданской смелости и ответственности за порученное дело.

Все остальные годы работы Николая Николаевича на посту директора ОИЯИ (он пять раз избирался директором ОИЯИ) вплоть до 1989 года, когда он был избран почетным директором ОИЯИ и почетным директором МИАН имени Стеклова, - по своему содержанию и напряженности работы не отличались от первых лет работы. Это время было также отмечено дальнейшим признанием мировым сообществом физиков и математиков выдающихся научных заслуг Николая Николаевича.

У него было 14 правительственных наград СССР, в том числе дважды ему присваивалось звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот" (1969 и 1979 гг.), четырежды ему присваивались государственные и ленинские премии в области науки и техники, он был избран членом 8 иностранных академий наук, 9 раз ему присваивалось почетное звание доктора наук университетами и институтами различных стран мира, пять раз он был награжден иностранными государственными орденами и медалями, 6 раз ему присуждались медали и премии иностранных академик наук.

При каждой возможности Николай Николаевич принимал участие в работе научных семинаров. При его появлении в зале заседания семинара мгновенно возникала необычная духовная творческая атмосфера. Его влияние на научную жизнь в Дубне, Москве, Киеве, Новосибирске выражалось в тесных контактах сотрудников научных центров этих городов.

Круг его научных и жизненных интересов оставался необычайно широким. М.Г.Мещеряков так говорил об этом:

"...Николай Николаевич был всесторонне образованным человеком, впитавшим достижения русской и украинской культур. При общении с сотрудниками, особенно в острых ситуациях, он с неподражаемой виртуозностью мог разрядить обстановку, приводя либо изречения из библии, либо цитаты из русских и украинских классиков. Когда ему докладывали, что того или иного сотрудника не смогли по его просьбе найти, Николай Николаевич с укором спрашивал: "Каин, где брат твой Авель?".

И вместе с тем Николай Николаевич был интернационалистом в широком смысле этого слова. Под его руководством Объединенный институт стал международной школой, которую прошли многие физики из разных стран, успешно продолжающие научную деятельность и у себя на родине...".

А.Н.Боголюбов писал: "Трудно охарактеризовать совокупность интересов Н.Н.Боголюбова, не имевших отношение к математике, физике, механике. Он был универсалом и, как заметил А.Д.Сахаров, знал очень многое... Вся совокупность его знаний была единым целым, и основу его философии составляла его глубокая религиозность (он говорил, что нерелигиозных физиков можно пересчитать на пальцах). Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь.

...Будучи православным, он с пониманием относился и к иностранным христианским церквям... С равным уважением он относился и к верующим мусульманам, иудеям, к тем, для кого религия и вера составляли часть их духовной жизни. Но фанатизма он не любил.

В бытность свою директором ОИЯИ Н.Н. приложил все усилия, чтобы открыть в Дубне церковь...".

Еще одна важная стороны научной деятельности Н.Н.Боголюбова - это ее историзм, который развивался, очевидно, под влиянием Н.М.Крылова.

У Николая Николаевича исторические экскурсы составляют смысловую часть текста, они неотделимы от его теоретических рассуждений. "...Николай Николаевич хорошо знал историю и интересовался ею и как наукой, и как важной частью человеческой культуры. Своих предшественников он "чувствовал". Под его редакцией вышло трехтомное собрание сочинений А. Пуанкаре... Некоторые рассуждения Н.Н.Боголюбова являются продолжением и развитием рассуждений Кирхгофа, Пуанкаре, Ляпунова и других ученых... Особенно интересны его замечания и отдельные исторические экскурсы, сделанные в его докладах, на лекциях, в разговорах, большей частью экспромтом...".

Приближались годы перестройки. Ухудшалось финансирование научных исследований в ОИЯИ. Николай Николаевич, конечно, прекрасно понимал состояние экономики Советского Союза, от которой зависело в значительной степени финансирование исследовательских работ в ОИЯИ. Во время своих командировок в ЦЕРН и США он имел возможность сравнивать ресурсы научных центров США, ЦЕРН и ОИЯИ. Он уже не рассчитывал получить много денег от советского правительства, он видел, что как директор ОИЯИ достиг потолка своих возможностей, видел степень своей ответственности, видел, как нелегко сохранить за Институтом статус одного из лидеров мировой науки, и осознавал невозможность преодоления возникающих проблем, видел необходимость подчиниться обстоятельствам и, может быть, уже чувствовал собственную физическую и духовную усталость, накапливающуюся ежедневно с годами.

В 1988 году начал действовать указ о предельном возрасте. И в том же году Н.Н.Боголюбова освободили от должности академика-секретаря Отделения математики и от должности директора Математического института имени Стеклова АН СССР.

17 января 1989 года в Дубне началось совещание Комитета Полномочных Представителей правительств государств - членов Объединенного института ядерных исследований. На этом совещании состоялись выборы новой дирекции ОИЯИ. Директором ОИЯИ был избран действительный член Венгерской академии наук Деже Киш. Вице-директорами Института были избраны профессор А.Н.Сисакян и профессор Д.Эберт (ГДР). Академик Николай Николаевич Боголюбов был избран почетным директором ОИЯИ.

Когда-то Д.А.Граве, которого в 1929 году избрали почетным академиком (Академии наук СССР) горько шутил, говоря, что разница между академиком и почетным академиком такая же, как между "государем" и "милостивым государем".

Алексей Николаевич Боголюбов в своей замечательной книге писал: "Естественно, что "переход на заслуженный отдых" для ученого, который творил всю свою сознательную жизнь, даже не имея детства и молодости, и для которого жизнь, труд и наука были синонимами, не мог не отразиться на его состоянии здоровья: он начал хворать, и здоровье, и до этого не бывшее достаточно хорошим, начало быстро ухудшаться. Надо отдать должное Евгении Александровне: постоянно оставаясь в тени, она обеспечила мужу жизнь в науке, оберегая его от всех внешних (относительно науки) занятий и ухаживая за ним, иногда как за малым ребенком. Этим она создала для него возможность полностью отдаться своему научному призванию и продлила его не только научную, но и физическую жизнь...".

21 августа 1989 года в Дубне в Доме международных совещаний состоялось торжественное заседание, посвященное 80-летию со дня рождения почетного директора ОИЯИ академика Николая Николаевича Боголюбова. Заседание открыл вице-президент Академии наук СССР академик А.А.Логунов, который в опубликованной накануне в газете "Советская Россия" статье, посвященной Николаю Николаевичу, писал: "...Мнение о его месте в науке сложилось давно: это крупнейший ученый века. После Пуанкаре и Гильберта только он совмещает в себе великого физика и математика. Исследования Боголюбова наложили индивидуальный отпечаток на весь облик теоретической физики второй половины двадцатого века. Как ученый он неповторим и столь же неповторимы обстоятельства его жизни и творчества...".

22 августа 1989 года в Дубне открылся V Международный симпозиум по избранным проблемам статистической физики. Председатель оргкомитета симпозиума директор Лаборатории теоретической физики профессор В.Г.Кадышевский в интервью газете "Дубна: наука, содружество, прогресс" сказал:

"...Нынешний симпозиум имеет особое значение. Он посвящен знаменательнейшему событию - 80-летию Николая Николаевича Боголюбова, одного из крупнейших ученых современности.

Труды Николая Николаевича относятся ко многим разделам математики, механики, физики и в каждом из этих разделов с именем Боголюбова связаны фундаментальные результаты. Хорошо известно, что идеи Н.Н.Боголюбова определили пути развития целого ряда областей математики и физики, развитые им методы навсегда вошли в золотой фонд науки. Однако статистическая механика, безусловно, является для Николая Николаевича одним из любимых разделов физики, а полученные им результаты, касающиеся описания эволюции макроскопических систем, последовательного построения кинетической теории, развития концепции квазисредних, идеи о спонтанных нарушениях симметрии в макроскопических системах, построения строгих микроскопических теорий сверхтекучести и сверхпроводимости, развития метода "боголюбовских" функций Грина, создания фундамента теории стохастических процессов и многого другого, по праву поставили имя Боголюбова в один ряд с именами других творцов статистической механики - Максвелла, Больцмана, Гиббса...".

20 ноября 1990 года Николай Николаевич пишет в дирекцию ОИЯИ заявление:

"Прошу Вас прекратить выплату зарплаты с 1 декабря 1990 года, поскольку теперь я буду получать зарплату в Президиуме АН СССР.
В соответствии с этим прошу Вас выдать мне надлежащую справку для предъявления в Президиум АН СССР. В Объединенном институте (ОИЯИ) я останусь в должности почетного директора ОИЯИ без оплаты, на общественных началах.
Подпись: академик Н. Боголюбов".

В последние годы своей жизни Николай Николаевич выезжал за рубеж трижды: это была Италия -1989, 1990, и 1991 годы. Его поездки, в частности, были связаны с участием в церемониях вручения премий его имени - Ученый совет Международного центра теоретической физики в Триесте учредил премию имени Н.Н.Боголюбова за выдающиеся заслуги в деле развития научных исследований в области математики и физики твердого тела для ученых из развивающихся стран.

В конце 1991 - начале 1992 года Н.Н.Боголюбов усиленно готовил научный доклад к очередной поездке в Триестский центр. Доклад остался незавершенным: совершенно случайно он споткнулся у себя в квартире и упал. Обнаружилась трещина в кости ноги. Кроме того, лечащие врачи обнаружили у него язву желудка, которой раньше не было.

Алексей Николаевич в своей книге так описывает последние дни Николая Николаевича: "Обычно Евгения Александровна ухаживала за больным мужем сама, но на этот раз ей в этом было отказано. Учитывая почтенный возраст больного, персонал больницы решил следовать указаниям знаменитого Артемия Филипповича Земляники из "Ревизора" Гоголя: "...Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". И, как обычно делается в подобных случаях, диагноз был поставлен посмертно. Конец наступил 13 февраля 1992 года".

В Трапезной церкви Новодевичьего монастыря было совершено отпевание по обряду православной церкви, к которой он принадлежал всю свою жизнь. Во время отпевания проститься с Николаем Николаевичем приходил владыко Питирим, возглавлявший в те годы издательский отдел Московской Патриархии. Николай Николаевич был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Российская академия наук учредила золотую медаль им. Н.Н.Боголюбова, Национальная академия наук Украины учредила премию имени Н.Н.Боголюбова. Его имя присвоено Институту теоретической физики НАН Украины. В том же 1992 году Николаю Николаевичу присуждена медаль имени П.Дирака, учрежденная Международным центром теоретической физики (Триест, Италия) за выдающиеся достижения в области теоретической физик (посмертно).

20 марта 1992 года директор ОИЯИ профессор Д.Киш подписал приказ №243 об увековечивании памяти о крупнейшем ученом, многолетнем директоре ОИЯИ академике Н.Н.Боголюбове.

В приказе 9 пунктов: присвоение имени Н.Н.Боголюбова Лаборатории теоретической физики, аудитории в здании ЛТФ, наименование улицы в городе Дубне, установление мемориальных досок, учреждение премии Н.Н.Боголюбова за труды по теоретической физике, организацию Боголюбовских чтений. Все пункты приказа были выполнены своевременно.

Перед административным зданием ОИЯИ и в конференц-зале ЛТФ стоят бюсты Николая Николаевича Боголюбова, напоминая физикам и математикам всего мира о бессмертном величии человеческого гения.

П.Н. Боголюбов, П.С. Исаев