Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 12-13(3951-3952) от 20 марта 2009:

Следующий номер газеты выйдет 3 апреля

Меридианы сотрудничества

Рур, пентакварки и NICA

"Что было основано впервые в Федеративной республике Германии в 1962 году?" - звучал вопрос немецкой викторины "Кто станет миллионером?". Правильный ответ - Рурский университет в Бохуме. Он стал первым университетом, основанным в новом немецком государстве после второй мировой войны.

Первый университет Рура

До второй мировой войны в немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия, в которую входит старая промышленная область Рур, не было ни одного университета. Возможно, считалось, что при такой плотности рабочего населения внедрение просвещения в Руре опасно. Ведь призрак коммунизма вышел бродить по Европе из соседней с Руром земли Райнланд-Пфальц, где находится всем известный город Трир - родина Карла Маркса.


Рур - университет с высоты птичьего полета

Зато теперь в Вестфалии 15 университетов, включая Бохумский. Рур-университет Бохума (РУБ), так его называют немцы, стал одним из десяти крупнейших университетов современной Германии. Он построен, как любит говорить Герман Греф о нашей родной экономической зоне, in the greenfield - на зеленой лужайке. А если по-русски, то - в чистом поле.

Здесь учат физиков
Для строительства университетского городка специально был куплен большой участок земли на окраине Бохума. И возвели там в шестидесятые годы прошлого века огромные серые корпуса двадцати факультетов, общежития для студентов, аспирантов и приглашенных исследователей. А еще разместили в отдельных зданиях обширную университетскую библиотеку и грандиозную аудиторию "AUDIMAX", которая используется и как концертный зал для симфонического оркестра Бохума.

В университетском кампусе о прозе жизни тоже не забыли. Целый торговый комплекс, включающий супермаркеты, недорогие рестораны и закусочные, книжные и промтоварные магазины, аптеки, дешевые парикмахерские, почту, банк и бассейн с тренажерным залом, сопровождает ежедневную жизнь более 32000 студентов.

Exzellent значит великолепный

Университет Бохума относится к группе наиболее сильных исследовательских немецких университетов. В 2007 году он прошел в финал так называемой Экселенц-инициативы (Die Exzellenzinitiative) - федерально-земельной конкурсной программы поддержки научных исследований высочайшего уровня в университетах Германии. На программу исследований, проводимых аспирантами под руководством выдающихся профессоров, Бохумский университет добавил к своему бюджету 1 миллион евро, выделенный федеральным министерством образования по программе Экселенц-инициатива.

Интересно, что около половины этой суммы - 1,1 миллиона немецких марок в качестве премии имени Софьи Ковалевской получил в 2002 году на свои исследования от немецкого Фонда имени Гумбольдта наш соотечественник, а ныне профессор физического факультета Рурского университета в Бохуме, хорошо известный и в Дубне молодой физик-теоретик Максим Поляков (на фото).

Пентакварк или харакири

Наверняка все, кто связан с физикой высоких энергий, помнят любопытную историю о пентакварках, предсказанных Максимом Поляковым, Виктором Петровым и Дмитрием Дьяконовым в 1997 году. Эти загадочные частицы-солитоны тэта-плюс, состоящие из пяти кварков вместо трех или двух (согласно Стандартной модели) наделали шума в 2003 году, когда их увидели в своих экспериментах сначала японцы, потом русские, а затем американцы и немцы. Двадцать экспериментальных групп опубликовали сообщения об обнаружении пентакварка. Экспериментаторы из Национальной лаборатории имени Томаса Джефферсона даже закрепили свой успех в газете "Нью-Йорк Таймс"... А потом тэта-плюс в той же лаборатории Джефферсона вдруг стал невидимым. Эксперимент повторили (правда, схему изменили), а его нет, и все тут. Джейлабовцы расстроились и снова известили мир о том, что с пентакварком поторопились. Да, мол, был пентакварк, но самоликвидировался, а что делать, не знаем.

- Ситуация для экспериментаторов из Джейлаб стала патовой, - рассказывает профессор Поляков, - они не могут решиться ни на какое действие в отношении исследования пентакварков, потому что в группе нет согласия по этому поводу. И такое настроение американцев влияет и на мнение некоторых их европейских коллег.

Однако не сдались русские и японские физики. Скепсис американских коллег на них не подействовал. В конце 2008 года Максим Поляков и Вячеслав Кузнецов опубликовали в журнале "JETP Letters" (Vol.88, No.6, pp 347-350) сообщение об открытии еще одной предсказанной резонансной частицы N*(1685). Как подтвердил недавний эксперимент ELSA/TAPS на электронном ускорителе в Бонне, рассеяние фотонов на нуклонах дает распад на эта-мезон и N*(1685). А буквально месяц назад, в январе, японская группа экспериментаторов под руководством Такаши Накано получила новые подтверждения о существовании "маленького и изящного пентакварка". Профессор Накано решительно настроен найти пентакварк раз и навсегда. "А что будет, если не найдете?" - спросили его дотошные журналисты. - "Я же японец!" - ответил профессор.

ОИЯИ и Рур-университет

Неутомимое упорство Максима Полякова в исследовании неисчерпаемой материи поддерживается плодотворным сотрудничеством Института теоретической физики-II Рур-университета Бохума с физиками ОИЯИ. Совместная работа непрерывно развивается как с экспериментаторами, так и с теоретиками из Лаборатории теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова. Решающий вклад в становление и развитие сотрудничества Бохума и Дубны внесли профессора А.В.Ефремов (ЛТФ) и Клаус Геке (РУБ) (65-летие которого на днях отпраздновали и его дубненские коллеги). Другим активным участником с немецкой стороны является доктор Николаос Стефанис, чье эффективное взаимодействие с ЛТФ, где он получил свою вторую докторскую степень, насчитывает уже многие годы.

- С защиты Нико Стефаниса в ЛТФ сотрудничество с Бохумом и началось, - вспоминает профессор А.В.Ефремов. - Нико попросил меня стать оппонентом его докторской диссертации, которую он успешно у нас защитил, а потом пошло-поехало. Было это в 1999 году. Так что в нынешнем году мы можем отметить десятилетие нашей совместной работы.

В группе Бохумского университета нельзя не упомянуть в качестве активных партнеров Дубны докторов Петера Швайцера, Николая Кивеля и Андреаса Метца, а также аспирантов и дипломников - Марка Шлегеля, Симоне Арнольд, Штефана Майсснера и Тобиаса Текентрупа. В ЛТФ к опытным теоретикам О.В.Теряеву, С.В.Михайлову и А.П.Бакулеву присоединились в работе с коллегами из Бохума молодые физики И.В.Аникин и И.А.Чередников, аспиранты А.Пимиков, а позже - А.Владимиров и А.Моисеева. Сотрудничество поддерживается Российским и Немецким фондами фундаментальных исследований, Фондом имени Гумбольдта, программой Гейзенберг - Ландау, где грант Бохум - ЛТФ является одним из самых больших, продуктивных и долгосрочных.

Профессора Максима Полякова уже много лет радушно встречают в Дубне экспериментаторы ЛФВЭ и ЛЯП из групп М.Г.Сапожникова, Е.А.Строковского, Д.В.Наумова. Поиск пентакварков стал одной из главных задач эксперимента NIS, исследующего внутреннюю странность нуклона.

В связи с противоречивой ситуацией у американских коллег продолжение этих исследований на модифицированном нуклотроне и коллайдере NICA, по мнению теоретиков ЛТФ, кажется очень заманчивым. "Диапазон энергий нуклотрона вполне годится для поиска пентакварков, - считает Максим Поляков, - дело за детектором". Если физики ОИЯИ развернут, как и собираются, эксперименты со столь амбициозными задачами, тогда молодые люди из России и Германии хлынут в Дубну, а не только в Германию, Японию и Америку. "Дайте нам задачи! - говорят они, - работать мы готовы".

Наталия ТЕРЯЕВА, Бохум-Дубна


Редакция Веб-мастер