Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 47 (3986) от 27 ноября 2009:

Версия № 47 в формате pdf (~4.9 Mb)

С сессии Комитета полномочных представителей

"Торопись узнавать, торопись делать!"

Эти слова великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева стали лейтмотивом доклада директора ОИЯИ академика А.Н.Сисакяна на заседании Комитета полномочных представителей правительств стран-участниц ОИЯИ, состоявшемся в столице Казахстана Астане 19-21 ноября.

Впервые за 54 года сессия КПП прошла не в Дубне. На Казахстан выбор пал не случайно, отметил А.Н.Сисакян: "У нас очень тесное и взаимовыгодное сотрудничество на протяжении многих лет. А после того, как в 2006 году в Астане открылся Междисциплинарный научно-исследовательский комплекс при Евразийском национальном университете имени Гумилева на базе циклотрона, созданного в ОИЯИ, можно говорить об открытии первого филиала ОИЯИ в Казахстане".

В докладе основной акцент был сделан на итогах прошедшей семилетки и на главных особенностях нового Семилетнего плана.

При разработке "Дорожной карты", лежащей в основе семилетки, в Институте исходили из того, что ОИЯИ должен завоевать лидирующие позиции в мире в определенных исследовательских сферах. А для этого надо иметь собственную современную конкурентоспособную экспериментальную базу для проведения экспериментов, "прописанных" сегодня в мировых программах развития ядерной физики и отражающих интересы стран-участниц. Это важно, так как привлекательность международного центра в Дубне определяется той научной политикой, которая здесь реализуется и должна отвечать научным и экономическим интересам стран. Поэтому в качестве стратегической линии развития Института была выбрана триада наука-образование-инновации, одобренная Ученым советом и КПП.

В числе важных событий последних месяцев А.Н.Сисакян назвал физический пуск в январе новой установки ИРЕН - источника резонансных нейтронов. Во Флеровской лаборатории параллельно с научно-исследовательскими работами реализуется программа модернизации всего циклотронного комплекса. Хорошие результаты достигнуты во время двух сеансов на нуклотроне в ЛФВЭ. Идет модернизация ускорительной части комплекса как базы проекта NICA. Новый криогенный модуль фактически превратился в современный завод по производству гелия, способный обеспечить как сегодняшние, так и будущие потребности ускорительного комплекса.

Значительные результаты достигнуты в развитии сетей и коммуникаций. В 2009 году в Лаборатории информационных технологий были завершены два крупномасштабных проекта по модернизации сетевой и вычислительной инфраструктуры ОИЯИ.

Переходя к основным особенностям нового Семилетнего плана, А.Н.Сисакян сказал: "Относительно стабильное финансовое положение Института уже в первые годы текущей семилетки позволило приступить к разработке среднесрочного стратегического плана развития ОИЯИ - "Дорожной карты". В 2006 году этот план был одобрен КПП. Главная цель этой программы, отражающей большинство современных задач, - вывести ОИЯИ на лидирующие позиции по трем главным научным направлениям Института".

В области физики частиц и физики тяжелых ионов высоких энергий задача номер один - модернизация нуклотрона. Что касается проекта NICA, то это, безусловно, один из каркасных проектов программы развития ОИЯИ. Без таких проектов трудно будет решить задачу сохранения молодежи в науке. Кроме того, развитая экспериментальная база - основа для серьезных инновационных проектов.

Участие во внешних экспериментах и партнерских программах в области физики частиц очень важно для ОИЯИ. Здесь прежде всего надо отметить сотрудничество с ЦЕРН, где сегодня физики ОИЯИ участвуют в 15 проектах, включая три проекта на LHC. Договор о сотрудничестве с ЦЕРН - огромное достижение. Тесные взаимовыгодные контакты установились между ОИЯИ и рядом национальных лабораторий США и Германии.

В области физики тяжелых ионов низких энергий важный этап развития циклотронного комплекса ЛЯР связан с проектом DRIBs-III. Для этого, кроме модернизации двух циклотронов, необходимо построить еще и новый экспериментальный зал, а также сконструировать новый высокоточный ускоритель ионов DC-200. В этом направлении ожидается получение ряда результатов фундаментальной значимости.

В области физики конденсированных сред с использованием ядерно-физических методов базовой установкой для исследований служит уникальный импульсный быстрый реактор ИБР-2М со средней мощностью 2 МВт. Сейчас он модернизируется, однако научные исследования продолжаются на других источниках нейтронов ("Курчатовский институт", Гренобль и другие).

К физике конденсированных сред, хотя отчасти условно, относятся и радиобиологические работы. Важным направлением исследований в радиобиологии является воздействие на биологические объекты малых доз излучений. Для Казахстана это особенно актуально в связи с бывшим Семипалатинским испытательным полигоном.

Динамично и в тесной связи с экспериментами развивается в ОИЯИ и теоретическая физика. Сегодня там выделены четыре приоритетные темы, которые непосредственно связаны с задачами Института. В будущей семилетке особое внимание теоретиков будет сфокусировано на проекте NICA и на крупных внешних экспериментах, а также на исследованиях в области нанотехнологий. Большую роль в жизни ЛТФ играет и образовательный проект DIAS-TH.

Директор завершил доклад на оптимистичной ноте. Институт успешно выполнил все свои основные обязательства за прошедшие семь лет, разработал новый семилетний план. Несмотря на мировой кризис, подчеркнул докладчик, мы остаемся энтузиастами своего дела. Завершаем масштабную программу модернизации собственной экспериментальной базы, начинаем новые проекты. Ибо в науке надо стремиться опережать самих себя, а не других. Это помогает расти!

С докладами о статусе важнейших проектов базовых установок Семилетнего плана ОИЯИ выступили директор ЛФВЭ В.Д.Кекелидзе, директор ЛЯР С.Н.Дмитриев, директор ЛНФ А.В.Белушкин. О проекте Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2010-2016 годы доложил главный ученый секретарь Н.А.Русакович, о финансовом обеспечении плана - помощник директора по финансово-экономическим вопросам В.В.Катрасев.

Второй день сессии КПП открылся "круглым столом" на тему "Интеграция науки, образования, инноваций - основа устойчивого развития. Здесь, в частности, выступили генеральный директор Национального ядерного центра Казахстана К.К.Кадыржанов, директор Института ядерной физики НЯЦ Е.А.Кенжин, С.Н.Дмитриев, В.Д.Кекелидзе, ректор Университета "Дубна" Д.В.Фурсаев. Совместный доклад о проблемах радиоэкологии и радиобиологии на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне представили директор Института радиационной биологии и экологии НЯЦ С.Н.Лукашенко и директор ЛРБ ОИЯИ Е.А.Красавин.

Логическим завершением "круглого стола" стало подписание договора о сотрудничестве между городами Курчатов (Казахстан) и Дубна. Его подписали аким (глава города) Курчатова А.Н.Генрих и глава Дубны В.Э.Прох.

Сессия КПП завершилась дискуссией о Семилетнем плане развития ОИЯИ и финансовом плане на 2010 год. В результате Семилетний план был принят, бюджет - утвержден. Было определено, что выборы директора ОИЯИ состоятся на следующей сессии КПП 25 марта 2010 года в Дубне. Назван кандидат на эту должность - нынешний директор Института А.Н.Сисакян.

Евгений ДЕНИСОВ, журнал "Человек. Энергия. Атом" - специально для еженедельника "Дубна".

Редакция Веб-мастер