Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 49-50 (4039-4040) от 28 декабря 2010:

Версия № 49-50 в формате pdf

Их имена - в истории науки

"Встречи с ним были праздником"

16-17 декабря в Москве и Дубне проходила научная сессия по современным проблемам физики элементарных частиц и космологии, организованная Российской академией наук, Институтом ядерных исследований РАН и Объединенным институтом ядерных исследований. Сессия была посвящена 80-летию со дня рождения Альберта Никифоровича Тавхелидзе, академика РАН и АН Грузии, лауреата Ленинской премии СССР, Государственных премий СССР и Российской Федерации, премии Правительства РФ. А.Н.Тавхелидзе был основателем и первым директором ИЯИ РАН, который в эти дни отмечает свое сорокалетие.

Открылась сессия в Москве, в Институте ядерных исследований РАН. Со вступительным словом выступил директор ИЯИ, академик-секретарь Отделения физических наук РАН В.А.Матвеев. Научное наследие ученого представили в своих докладах академик А.А.Славнов (МИ РАН), профессора Н.В.Красников, Л.В.Кравчук, В.Н.Гаврин, член-корреспондент РАН О.Г.Ряжская (ИЯИ).

На снимке Юрия ТУМАНОВА: Институт ядерных исследований РАН (Москва), доклад профессора Н.В.Красникова.

17 декабря сессия продолжила свою работу в Лаборатории теоретической физики ОИЯИ. На открытии выступил научный руководитель ОИЯИ академик В.Г.Кадышевский. Владимир Георгиевич вспомнил 1958 год, когда, будучи студентом четвертого курса МГУ, впервые приехал в Дубну, чтобы сдать экзамен А.Н.Тавхелидзе.

На сессию в Дубну приехали ученики, коллеги и родственники Альберта Никифоровича. Все они с теплотой и грустью вспоминали известного ученого, учителя, друга. Среди них - академик В.А.Рубаков.

На снимке Елены ПУЗЫНИНОЙ: конференц-зал Лаборатории теоретической физики ОИЯИ. С докладом - академик В.А.Рубаков.

- Валерий Анатольевич, А.Н.Тавхелидзе был вашим руководителем по защите кандидатской диссертации. Расскажите об этом времени.

- Это было время, когда Альберт Никифорович активно занимался созданием Института ядерных исследований, это было время строительства. Вы понимаете, что значит строить крупный научный объект. Я с ним встретился, когда он был уже директором института, но читал нам лекции в университете. Конечно, он очень был занят организационной работой по созданию института, но в то же время находил время на научную работу и с большим увлечением обсуждал и высказывал какие-то идеи...

- Научил ли вас А.Н.Тавхелидзе каким-то организационным приемам, которых вы придерживаетесь до сих пор? Что необычного было в этом человеке?

- Человек был необыкновенно энергичный, харизматичный, как сейчас говорят. В то же время достаточно демократичный, с ним было легко общаться. Во время научных обсуждений он совершенно не ставил себя выше своих учеников; хотя мы тогда были совсем мальчишками, тем не менее, мы с ним общались на равных. Чему он меня научил? Он меня научил вдумчивому и этическому отношению к тому, что другие делают, к тому, что ты сам делаешь, и это мне сильно помогло.

- Уровень научной сессии весьма представительный. Что сближает вашу кагорту? Почему вы так поддерживаете друг друга и находите время для участия в таких мероприятиях?

- В первую очередь, это уважение к памяти А.Н.Тавхелидзе. На очень многих он оказал большое влияние, прямое или косвенное, по-разному. И здесь собрались прежде всего его ученики и люди, которые близко с ним были знакомы. И кроме того, - всеобщее уважение к людям в нашем сообществе.

Научные доклады дубненской части сессии были посвящены развитию теоретических идей ученого, их представили академик В.А.Рубаков, профессора М.А.Мествиришвили, М.А.Элиашвили, М.Г.Иткис, Н.М.Плакида. На сессии был продемонстрирован фильм и представлен сборник статей, посвященный А.Н.Тавхелидзе. Фрагменты воспоминаний, включенных в этот сборник, мы представляем нашим читателям.

* * *

Альберт Никифорович был ближайшим и самым доверенным учеником Н.Н.Боголюбова, был беззаветно предан науке, отличался редкой целеустремленностью и работоспособностью, умением сплотить людей для решения актуальных задач...

И таким целеустремленным, верным и надежным другом и товарищем он остался в моей памяти на всю мою оставшуюся жизнь.

Академик В.С.Владимиров.

* * *

Мы все называли его с большой симпатией и любовью Алико, а по-грузински правильнее - Алеко.

Наука и культура Грузии многими своими корнями уходят в глубь веков. Они дали замечательные плоды всему человечеству... Мне выпала честь быть знакомым и сотрудничать с такими выдающимися учеными - президентами Академии наук Грузии, как Николай Иванович Мусхелишвили и Илья Несторович Векуа. Альберт Никифорович Тавхелидзе достойно продолжил их славные научные традиции, долгие годы плодотворно возглавляя грузинскую Академию наук. В этом я убедился, неоднократно бывая в Академии наук Грузии.

Алеко был большим патриотом и искренне любил свою родную Грузию. Вспоминаю, как в 1996 г. праздновалось 55-летие грузинской Академии наук... Во время этих торжеств мы провели деловое заседание Международной ассоциации академий наук (МААН). Одним из активных создателей МААН был Алеко. Он был интернационалистом, зная, что настоящая наука всегда интернациональна.

С радостью я встречался с Алеко в Дубне, в знаменитом ОИЯИ (Объединенном институте ядерных исследований). Здесь мы всегда вспоминали великого Николая Николаевича Боголюбова, которого Алеко просто боготворил (и очень правильно делал)...

Как и Николай Николаевич Боголюбов, Алеко любил бывать в Киеве, в нашей Академии наук и всегда был у нас желанным гостем.

Алеко был человеком общительным, с большим чувством юмора. Вместе с тем он всегда был принципиальным, строгим к себе и другим, считая науку делом святым.

У Алеко было громадное количество знакомых и друзей, которым он охотно дарил много нового, интересного и поучительного. Встречи с ним всегда были своего рода праздником и надолго оставались в благодарной памяти.

Академик Б.Е.Патон.

* * *

...Он немного не дожил до 80 лет, но до последней минуты жизни активно интересовался наукой, делами, друзьями, тем, что происходит вокруг. Мирный его уход (после многих лет борьбы за жизнь!) как бы говорит: "Я сделал все, что мог, что мне было предписано свыше... Жизненный цикл замкнулся".

Прошло всего несколько недель со дня его кончины. Остра еще боль утраты, его близкие и друзья только начали ощущать, "насколько его не хватает..." Большое видится на расстоянии - поэтому потребуется время, чтобы правильно измерить масштаб потери... Но будет ли у каждого из нас это время?..

Последние мысли и высказывания Альберта Никифоровича были обращены в будущее, предназначались молодежи... Когда он напутствовал нас (Владимира Георгиевича Кадышевского, Виктора Анатольевича Матвеева или меня) перед какой-либо важной деловой встречей, он всегда говорил: "Не забывай, что самое главное сейчас - выиграть сражение за молодежь..." Мы понимали, что речь идет и о молодежи в науке, и о молодежи в наших странах (объединенных в Дубне), и о передаче эстафеты (наших славных традиций) грядущему поколению...

Недавно мы с Виктором Матвеевым, вспомнив Алеко, как это часто бывает, в один голос сказали: "Как нам его не хватает!" Думаю, что очень часто и мысли (и перо) будут обращаться к памяти нашего старшего брата (в науке и жизни), но порой ловишь себя на том, что уже некому позвонить, чтобы обсудить задушевно и откровенно, по-родственному, какую-то наболевшую проблему или поделиться хорошей (или не очень) новостью...

Март-апрель 2010 г. Дубна-Москва. Академик А.Н.Сисакян.

______________________________________________
Материал подготовила Галина МЯЛКОВСКАЯ.
 


Редакция Веб-мастер