Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 50 (4749) от 26 декабря 2024:


№ 50 в формате pdf
 

Их имена в истории Института

Дело его живет и развивается

19 декабря в ЛНФ состоялся общелабораторный семинар памяти Владимира Максимовича Назарова (10.12.1931 - 30.12.1994).

Со вступительным словом выступил В.Н.Швецов. Он отметил, что "Владимир Максимович был абсолютно незаурядной личностью. Кроме нейтронно-активационного анализа, он занимался многими вещами, которые мы используем сегодня в повседневной работе". В.М.Назаров в ОИЯИ с 1957 года, до этого работал на комбинате "Маяк". В.Н.Швецов познакомился с ним в ЛЯП, где делал свою дипломную работу, а Владимир Максимович в то время изучал содержание белка в зерне с помощью радиоактивного источника. В ЛНФ он сразу же включился в создание первого реактора ИБР, а затем ИБР-30 и ИБР-2. "Обстоятельства сложились счастливо - он участвовал в проектировании ИБР-2, так что удалось построить комплекс РЕГАТА со всеми многочисленными трубопроводами. Создавать такой сложный комплекс после того, как реактор уже построен, было бы невозможно", - подчеркнул Валерий Николаевич. С именем Назарова связано и создание гребенчатого замедлителя на реакторе. "Я думаю, он одним из первых в мире доказал практически, что можно радикально улучшить транспортировку нейтронов - с помощью зеркальных трубопроводов. Напылению зеркальной пленки европейские коллеги учились у него. Он очень рано ушел из жизни. Проживи он еще лет десять, возможно, производство зеркальных трубопроводов было бы налажено у нас. А сегодня мы покупаем их в Швейцарии и Венгрии, хотя потенциал лаборатории позволяет производить хорошие зеркальные нейтроноводы", - завершил выступление В.Н.Швецов.

"Владимир Максимович - одна из харизматичных личностей, наряду с такими как Ю.М.Останевич, Л.Б.Пикельнер, если не вспоминать наших академиков, - начала свое выступление М.В.Фронтасьева. - Хранить память о них - это отдавать должное истории Института. Нейтронный активационный анализ в 1960-е годы переживал свой расцвет в мире. В это же время И.М.Франк начал обсуждение идеи создания сектора НАА в ЛНФ. Благодаря В.М.Назарову и прикладным исследованиям, проводившимся в его секторе, информация об ОИЯИ распространилась в странах-участницах, что способствовало росту интереса к Институту в мире". Марина Владимировна представила фотографии, запечатлевшие В.М.Назарова в лаборатории и на конференциях с коллегами из ГДР, КНДР, Польши, Вьетнама. Начавший работать с ним И.Натканец способствовал притоку польских сотрудников в ЛНФ. Работами сектора интересовались известные специалисты по НАА и экологии из США, Канады, Республики Корея, основатель ведущего мирового экологического журнала Science of the Total Environment Э.Хамильтон, член-корреспондент РАН В.Н.Мостовой. "В то время мы не могли встречаться с иностранцами из других лабораторий Института, а Владимир Максимович приглашал их к себе домой. Он был очень открытым и хлебосольным человеком, мы собирались на шашлыки у его домика из молочных пакетов в лесу", - вспоминала Марина Владимировна. Владимир Максимович был прекрасным фотографом, увлекался любительской киносъемкой. Мысли о любимом деле не оставляли его до самого конца. В свой последний день, когда М.В.Фронтасьевой не было в Дубне, он попросил сотрудницу сектора С.Ф.Гундорину приехать к нему домой: "Сделайте всё, чтобы сохранить сектор!" А через несколько часов его не стало.

В.М.Назаров и М.В.Фронтасьева. 1994 год

В.М.Назаров на установке РЕГАТА
С докладом "Настоящее и будущее НАА на реакторе ИБР-2" выступила начальник сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований И.Зиньковская. Сегодня в секторе работают 26 специалистов из восьми стран-участниц Института. Процесс развития установки РЕГАТА, начавшийся при Владимире Максимовиче и продолжившийся, когда сектором руководила Марина Владимировна, не замедляется: пульт управления комплексом РЕГАТА, собранный Назаровым, заменен на более современный. Облегчило работу сотрудникам сектора внедрение системы автоматической смены образцов. Сама методика исследований НАА прошла аттестацию, результаты которой зафиксированы в государственном свидетельстве. Приобретен оптико-эмиссионный спектрометр, позволяющий проводить исследования при неработающем реакторе. Расширяется и диапазон исследований сектора: всё шире применяется метод активного биомониторинга, с 2012 года вместе с коллегами из ЮАР развивается водный биомониторинг, последние десять лет НАА используется для изучения сточных вод, оценки загрязненности почв, развиваются методики биоремедиации почв - их очистка при помощи растений и микроорганизмов. Современный тренд, имеющий большую перспективу, - изучение влияния наночас­тиц на растения и животных, также нашел свое место среди исследований сектора. В последние годы в секторе начались радио­экологические исследования, был проведен радионуклидный анализ почв и донных отложений на острове Новая Земля. Также НАА востребован в медицине, археологии, анализе объектов внеземного происхождения. Подразделение не останавливается в своем развитии: в ближайшие несколько лет предстоит решить задачу автоматизации процесса обработки спектров с помощью нейросетей. Инга поблагодарила всех сотрудников сектора, работавших в нем когда-то и работающих сегодня.

А.М.Балагуров рассказал о развитии нейтронной радиографии на ИБР-2. Эта очень перспективная с точки зрения разнообразных приложений методика значилась в программе развития прикладных работ на ИБР-2, но реализовать ее не удавалось, пока за это дело не взялся Владимир Максимович. В 1985-1986 годах был создан вариант установки для нейтронной радиографии на ИБР-2 и проведено несколько основополагающих экспериментов. Их вместе с Назаровым выполняли И.Л.Сашин, С.С.Павлов и В.П.Сысоев. По каким-то причинам с первого раза это направление не получило дальнейшего развития, но все-таки было возрождено в ЛНФ спустя почти 30 лет и сейчас является одним из наиболее успешных научных направлений на ИБР-2. А.М.Балагуров вспомнил еще об одной, исключительно важной для успешной работы спектрометров на ИБР-2 теме, - создании для них зеркальных нейтроноводов. Этим направлением В.М.Назаров начал заниматься в конце 1960-х годов вместе с Д.А.Корнеевым, ярким физиком, к сожалению, рано ушедшим из жизни. Усилия Дмитрия Анатольевича вылились в формирование совершенно нового в нейтронной физике направления - оптики поляризованных нейтронов, а Владимир Максимович сумел организовать в ЛНФ полноценное производство зеркальных нейтроноводов достаточно высокого качества. К 1997 году несколько сотен метров "нейтроноводов Назарова" было установлено на четырех спектрометрах на реакторе ИБР-2, что позволило заметно улучшить их методические возможности. К сожалению, Владимир Максимович не очень любил писать статьи. По нейтронной радиографии нет ни одной публикации, о нейтроноводах - лишь препринт ОИЯИ 1980 года. "Поговорить с Владимиром Максимовичем всегда было в радость, настолько разнообразными, можно сказать, энциклопедическими знаниями он обладал. Для нашего поколения В.М.Назаров был настоящим старшим товарищем. Мы - Д.А.Корнеев, А.И.Бескровный, я - часто заходили к нему и получали обстоятельный ответ почти на любой вопрос", - подчеркнул Анатолий Михайлович.

Одним из первопроходцев назвал В.М.Назарова Е.П.Шабалин, показав фотографию 1959 года, запечатлевшую создателей первого реактора ИБР. Но узнал он Владимира Максимовича в первую очередь как страстного фото- и кинолюбителя, поскольку сам был таким же. Вместе с несколькими сотрудниками Института в 1963 году они участвовали в конкурсе КВН, проводившемся в телестудии на Шаболовке. Первопроходцем Назаров стал и в проекте ИБР-2. "А еще я его люблю за смелость и принципиальность. Владимир Максимович был среди 10 сотрудников ЛНФ, кто поставил свою подпись в письме к А.М.Петросьянцу с требованием не ограничивать мощность реактора двумя мегаваттами", - отметил Евгений Павлович.

Об истории применения НАА в медицине в СССР, преимуществах этого метода рассказал В.Е.Зайчик (Медицинский радиологический научный центр, Обнинск). С Назаровым он познакомился в 1975 году на совещании в Дубне: "Поразил диапазон его интересов. Искусственные алмазы, цемент, биологические объекты, - всем этим занимался один человек". Иван Русков работал с Назаровым четыре года и участвовал в проведении первого эксперимента на пучке №11 на установке ИЗОМЕР, которой без участия Владимира Максимовича просто не было бы. Установка, созданная для определения выхода запаздывающих нейтронов, востребована до сих пор.

Воспоминания о Владимире Максимовиче продолжились за чаем. А.П.Сумбаев (ЛФВЭ) продемонстрировал фотографии второго порога каскада "Дубненский" на реке Тавайоки в Карелии, названного в честь Назарова "Максимыч", и первопрохождения Горной Чуи в Забайкалье. Г.А.Ососков (ЛИТ) вспомнил о яркой харизме Владимира Максимовича и рассказал о продолжении его работ при помощи нейросетевого подхода.

Сектор не просто сохранился, как завещал Владимир Максимович, он развивается, и дело Назарова живет и продолжается в новых работах.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото из архива ОИЯИ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер