Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Возвращаясь к напечатанному

"Фридмановские чтения" в Перми -
послесловие

Как и предшествующим авторам (см. номер 27, 2013), прежде всего хотелось бы сказать о самом Александре Александровиче Фридмане. Несомненно, это была выдающаяся историческая личность - гениальный ученый и интенсивно, целеустремленно созидающий, творческий и ответственный, за что бы ни брался в жизни, Человек. Обстоятельно и документально написал об этом В.Я.Френкель (УФН, 1988, т.155); в частности, там достоверно изложена история неприятия А.Эйнштейном знаменитой статьи Фридмана и его немедленного публичного признания свой ошибки, когда он ознакомился с вычислениями Фридмана через посредство Ю.А.Круткова. Участникам Международной научной конференции "Фридмановские чтения" было отрадно видеть, что в Пермском университете ревностно чтут память об активной ключевой роли А.А.Фридмана в организации учебного процесса и создании должной научной атмосферы для развития физико-математических исследований в Перми. Ощущалось это и в творческо-товарищеской обстановке "Фридмановских чтений", созданной трудами пермских гравитационистов - профессора В.Ф.Панова и его учеников.

Несмотря на неоправдавшиеся надежды свести электромагнитные явления к геометрическим свойствам пространства, в связи с чем Вейлем был расширен постулат инвариантности (требованием, чтобы "все физические законы были не только собственными, но и масштабно-инвариантными свойствами физического мира"), предшествующие авторы в свете своих исследований выделили отношение Фридмана к представлению о масштабной инвариантности. Поэтому отметим, что сам Фридман четко сформулировал, что в теории Вейля "важно то утверждение этой теории, которое все материальные явления физического мира почитает лишь своеобразной интерпретацией свойств и образов мира геометрического". Это утверждение полностью соответствует научной стратегии самого Фридмана - можно видеть, что его концептуальный анализ пространства и времени в книге "Мир как пространство и время" проведен именно с позиций такого утверждения. Так, в своем анализе времени он опирается на предварительно проведенный им анализ ряда понятий геометрического пространства, который закончился четким выводом:

"Итак, мы совершенно не можем производить физические действия, нужные для экспериментального установления физической геометрии в трехмерном пространстве; для нас эти действия столь же невозможны, сколь невозможны для нас физические действия в двумерном пространстве, где нельзя поместить наших приборов и где мы не можем поместиться сами. Причина этих затруднений - время, без которого нет пространства и которое обусловливает не физическое трехмерное пространство, а физическое четырехмерное пространство - мир".

В упомянутой статье Френкеля отмечается, что Я.Б.Зельдович, оценивая космологическую работу Фридмана как "основу всей современной космологии" (1963), восхищался минимальным числом исходных предположений при полученном "грандиозном выводе". Френкель объяснил это корректной исследовательской стратегией Фридмана: он, "в отличие от Эйнштейна и де Ситтера, не делал априорных предположений о том, может (или не может) мир меняться со временем, - это должны показать уравнения".

Вопрос о времени Фридман трактовал как "один из труднейших вопросов теории относительности", у него время не растворялось в многомерности пространства, потому что он изначально осознавал взаимосвязь времени и принципа причинности, согласно которому нельзя, изменяя арифметизацию пространства-времени, добиться того, чтобы причина и следствие поменялись бы местами. Ориентируясь на связь времени и причинности, он выдвинул некоторую программу по возвращению времени его исключительного положения в физике. Эта программа основывается на принципе причинности и утверждает необходимость следующих ограничений. Во-первых, предлагается наложить ограничения на способы арифметизации пространства-времени, при которых имеет место постулат инвариантности. Во-вторых, предлагается наложить ограничения на свойства четырехмерного пространства, являющегося математической моделью физической реальности, и, в-третьих, - на выбор временной координаты.

К сожалению, вскоре после этого А.А.Фридман ушел из жизни (так же преждевременно, как и Г.Минковский), не реализовав намеченной им программы. Его книга была переиздана только в 1965 году, причем как научно-популярная, хотя сам автор, представляя ее, подчеркнул в своем вступлении, что изложение "ни в каком случае не претендует быть популярным". Поскольку существует мнение, что этот труд является "философским", имеет смысл указать его оценку известным немецким научным издательством (Wissenschaftlicher Verlag Harri Deutsch): свои регулярные (2000-2013) издания немецких переводов книги Фридмана оно дает в серии "Оствальдские классики точных естественных наук".

Ретроспективно оценивая подход Фридмана к миру событий, следует заметить, что для его использования предварительно необходимо сделать определенный шаг в развитии своих фундаментальных физических представлений: надо увидеть сложившуюся схоластическую сущность пространства-времени. А до этого и для этого надо суметь взглянуть на действительность так же как Фридман, образно говоря, другими глазами, точнее - на время. На самом деле ощутить то, что физики уверенно твердили на экзаменах по диалектическому материализму: "Время - это форма существования материи". Для того чтобы это произошло, необходимо на практике, непосредственно столкнуться с кругом явлений, который заставил бы задуматься об аспектах существования материального мира и их роли в мироздании, увидеть ограниченность представления о времени как о длительности, поскольку, вообще говоря, время - аспект существования объективной реальности. Органически и функционально время связано с пространством, но, несомненно, по логике вещей, должно существенно отличаться от него как иная форма существования материи; время должно иметь свои физические (активные) свойства, тогда как длительность - его математическое (пассивное) свойство, такое же как расстояние для пространства.

Подход Фридмана ко времени дал возможность (на основе решения известным английским астрофизиком Дж.Дж.Уитроу проблемы выбора стандартных часов) обнаружить априорную (врожденную) взаимосвязь точек пространства-времени, принадлежащих одному моменту, которая может обусловливать его метрику - дать ответ на вопрос Римана о физических корнях метрики пространства-времени. Этой физической взаимосвязи, принадлежащей временному аспекту пространства-времени и обладающей специфическими свойствами, которые открывают заманчивые возможности для экспериментальных исследований естественных наук, изучающих эволюцию сложных организованных систем, на "Фридмановских чтениях" были посвящены три доклада от НЦеПИ ОИЯИ и ИМ СО РАН: пленарный и два секционных.

Вальтер КАЛЛИС


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер