|
|
Из путевого дневника
Женевские каникулы
Высокая оценка Школ ОИЯИ и ЦЕРН для российских учителей физики прозвучала в докладе директора ОИЯИ академика Виктора Матвеева на недавней сессии Комитета полномочных представителей правительств стран-участниц ОИЯИ. Очередная, пятая школа проходила в ЦЕРН с 3 по 9 ноября. В ее работе приняли участие 30 российских педагогов, представлявших многие российские регионы, а в качестве лекторов и гидов - российские ученые и специалисты, работающие в ЦЕРН. Это был тот самый случай, когда законный каникулярный учительский отпуск был до предела заполнен напряженной творческой работой по освоению самых передовых достижений современной физики.
Сегодня мы начинаем публикацию дневника Евгения Молчанова и фотографий Игоря Бельведерского, ставших летописцами школы.
Фото на память в 40-м корпусе, где размещается персонал коллабораций CMS и ATLAS.
3 НОЯБРЯ. На борту самолета Москва - Женева. Открываю свежий номер "Московских новостей". Внимательно прочитываю рецензию Дмитрия Быкова (не только писателя, но и педагога) на фильм по роману Алексея Иванова "Географ глобус пропил" и... погружаюсь в психологические проблемы российских учителей. Потом еще раз пробегаю программу предстоящей недели в Женеве и понимаю, что думать о своих проблемах участникам школы будет совсем некогда. Им здесь столько предстоит!..
Женева встретила нас, после московского прохладного дождя, довольно приветливой сухой погодой. Завтрашние "школьники", учителя физики из российских школ, с которыми мы летели одним рейсом, и другие, уже подлетевшие, из двух следующих рейсов, собрались вечером на оргсобрание в "Амфитеатре" - том самом зале, из которого 4 июля 2012 транслировался на весь мир семинар, посвященный бозону Хиггса. Мы в Дубне тоже приобщились к этому событию. И голос Дубны прозвучал там тоже, и яблоку негде упасть в Доме международных совещаний, где была организована трансляция из Женевы в одно время с австралийским Сиднеем, принимавшим Рочестерскую конференцию… Завтра утром мы встретимся в 40-м корпусе.
Первый вечер в ЦЕРН. Организационное собрание в "Амфитеатре" - конференц-зале, в котором проходил "хиггсовский" семинар 4 июля 2012 года.
Говорят участники школы
ЦЕРН - это удивительное место, где сплетены воедино наука, молодость, энтузиазм и преданность своему делу, здесь звучат многие языки и всегда добрые улыбки на лицах. Мои коллеги искренне позавидовали тому, что есть такая замечательная программа для учителей физики. А кому как не нам рассказать об этом ученикам? Я уже успела провести несколько бесед о своей поездке, рассказать об LHC, воспользовавшись подаренными плакатами и видеофрагментами.
Мик Сторр - прекрасный организатор всей программы. Его улыбка незабываема! Эту энергию, добро и позитив хочется передать детям. Очень внимательно, терпеливо с нами работала Марина Савино. Огромная благодарность за возможность побывать в самом центре современной науки - Объединенному институту ядерных исследований в лице С.Пакуляка.
Надежда Касьянова, Кондопога, Карелия.
Суета повседневных забот: тетради, уроки, опыты, ученики, которые вас ждут... И вот приходит известие - вы в команде учителей России едете в ЦЕРН - сердце науки! Такое бывает раз в жизни... Вы стоите в ускорительном павильоне и слушаете рассказ человека, который причастен к открытию новой частицы, началу нового века в познании микромира...
Мы идем по Женеве, заходим в Музей археологии и в собор Святого Петра, пересекаем на катере Женевское озеро и даже успеваем поймать в объектив радугу на знаменитом фонтане...
Теперь, когда все позади, закончились Женевские каникулы, я уже выступила с лекцией перед преподавателями курсов переподготовки по естествознанию и экологии, учащимися, подала заявку на проведение мастер-класса для преподавателей физики колледжей Москвы. Хочу приехать с ребятами в Дубну на экскурсию, двух своих учеников стараюсь увлечь физикой, готовлю их в институт.
Гулия Шарипова, Москва.
4 НОЯБРЯ. Открытие школы. Знакомство с ЦЕРН и ускорителями. SM18 - здесь собирают и тестируют магниты. В "Микрокосме". Введение в физику частиц.
Профессор Сержио Бертолуччи, заместитель генерального директора ЦЕРН, широко улыбаясь, сказал: "Рад видеть вас в ЦЕРН. Рад, что эта программа имеет такой успех. Вам очень повезло со временем, вы сможете побывать во многих очень интересных местах, понять, что здесь происходит, пока коллайдер и детекторы остановлены на реконструкцию, чтобы довести весь этот комплекс до проектных энергий. Вы знаете, что в прошлом году в ЦЕРН был большой праздник, мы вместе с коллегами отмечали на семинаре 4 июля большой успех - достоверное наблюдение бозона Хиггса в двух независимых коллаборациях, и ярким подтверждением этого успеха стало присуждение Нобелевской премии по физике - именно за работы, связанные с предсказанием этой частицы.
Я особенно рад встретиться с вами, потому что в ваших руках наше будущее. Вы воспитываете в ваших учениках любознательность, любовь к наукам, а наша физика нуждается в молодых и хорошо обученных ученых. Надеюсь, наша программа позволит вам прикоснуться к самому переднему краю современной физики, и вы передадите своим ученикам ваши ощущения, все, чему здесь научитесь...".
Тему, от имени российских ученых, работающих в ЦЕРН, продолжил член-корреспондент РАН Виктор Саврин, заместитель директора НИИЯФ МГУ: "Будем ждать ваших учеников в российских университетах!".
Первые вопросы - первые ответы. Отвечая на вопрос о сотрудничестве ЦЕРН - Россия, профессор Бертолуччи сказал (перевод Марины Савино):
- Россия играет очень большую роль в ЦЕРН, и не только в создании LHC, и не только в последние годы. Когда вы будете посещать эксперименты, вы увидите не только оборудование, не только магниты, вы восхититесь не только российскими умами, но и узнаете, как много сделано руками российских специалистов, и этот вклад особенно важен сейчас, когда Россия становится ассоциированным членом ЦЕРН. Надо вам напомнить, что все основные институты в России - и ОИЯИ, и Будкеровский институт, и "Курчатовский институт", и, конечно же, Московский университет и многие другие центры играют очень важную роль во всех экспериментах. Надо просто напомнить: первый антипротон-протонный коллайдер был задуман благодаря российским идеям. Что касается компьютинга на LHC, то первый уровень обработки данных, на который поступает информация с детекторов, будет установлен в "Курчатовском институте", и конечно же, в ОИЯИ, и это очень важно. Мне очень приятно видеть это объединение институтов, эту совместную работу и в то же время соревнование-сотрудничество. Это здорово, так как и должно быть...
40-й корпус, аудитория Андерсона. Вместе с участниками школы - Владимир Кореньков, Виктор Саврин, Сержио Бертолуччи.
Директор УНЦ Станислав Пакуляк обратился к учителям с такими словами: "Ваша миссия очень важна как для ЦЕРН, так и для ОИЯИ, то есть для будущего наших международных центров и всего человечества. Пятая школа в ЦЕРН - это наш первый небольшой юбилей. По решению дирекции ОИЯИ эта программа полностью поддержана бюджетом нашего Института".
Руководитель программы от ЦЕРН Мик Сторр задался вопросом:
"Почему ЦЕРН приглашает на свою территорию учителей физики? Около тысячи учителей бывают здесь ежегодно, работает 35 программ на 20 языках, к которым привлекаются ученые ЦЕРН, владеющие этими языками. Около ста тысяч посетителей бывают ежегодно в ЦЕРН (это Мик хорошо знает как руководитель экскурсионного бюро). Все больше становится российских посетителей, что не может не радовать. Сержио Бертолуччи очень хорошо сформулировал миссию таких школ: помочь учителям вдохновить своих учеников современными достижениями в физике, направить их на путь служения науке. И цель таких программ - приблизить исследователя к проблемам школы: из вашего общения могут возникнуть новые идеи, методы, которые будут служить достижению этой благородной цели. И поэтому мы стараемся по максимуму создать возможности для такого живого общения.
Кроме того, что мы приглашаем учителей в ЦЕРН и участвуем в организации таких школ в странах-участницах, проводим в режиме реального времени видео-конференции, в которых активно участвует и ОИЯИ, транслируя происходящее для российских школ. Такие мероприятия поощряют школьников и студентов к активному общению с исследователями в ЦЕРН, и часто мы убеждаемся, что будущие физики гордятся этим общением.
Из всего этого можно вывести численный итог, который я бы назвал фактором умножения. Один учитель в течение года может повлиять на сто учеников, а тысяча учителей за десять лет может вырастить миллион! Конечно, не все они придут в физику, но многие из этой среды свяжут свою жизнь с исследовательской работой. Недавно ЦЕРН организовал школу, в которой участвовали 52 учителя из 29 стран Африки. В одном классе в Уганде сколько учеников? Очень много - от пятидесяти до ста! У вас сколько? Двадцать-тридцать... Так и получается фактор умножения.
Мы хотим, чтобы за эти несколько дней вы прониклись таинством науки, красотой и романтикой поиска и сумели увлечь этим своих учеников. Ведь именно благодаря вашей работе, воспитанным вами ученикам, строится будущее и ЦЕРН, и ОИЯИ, и всей мировой науки. Мы постарались создать для вас максимально благоприятные условия, чтобы познакомиться с учеными, работающими в ЦЕРН, а вы сможете познакомить с ними ваших учеников, их родителей. Ведь от родителей тоже очень многое зависит. А может быть, и вы нас тоже чему-то научите...
В лабораториях ЦЕРН вы убедитесь, что наука жива! Хотя по школьным учебникам она закончилась еще в прошлом веке".
В этот день и почти до конца недели в ЦЕРН работала съемочная группа телеканала "Россия-24". И некоторые наши лекторы - российские ученые, работающие в ЦЕРН, озабоченно поглядывали на часы, чтобы не опоздать к назначенному интервью... Российское ТВ снимало в ЦЕРН одну из серий проекта, посвященного крупнейшим международным экспериментам ХХI века...
Вводную лекцию "Знакомство с ЦЕРН" на школе прочла Марина Савино. Ее презентация погрузила наших учителей в удивительный мир научного поиска и эпохальных открытий, познакомила с "отцами-основателями" и их преемниками, с развитием ускорительной и экспериментальной базы для исследований по физике частиц.
Александр Ерохин, выходец из Будкеровского института ядерной физики в Новосибирске, работает на LHC, занимается сверхпроводящими магнитами и системами их защиты. Сегодня его первая лекция-знакомство с ускорителями, завтра вторая. Первую он посвятил прошедшему "веку ускорителей", в котором были заложены основные принципы ускорения частиц и ядер, создано огромное семейство машин, охарактеризовал основные методы ускорения.
Александр Ерохин рассказывает об устройстве магнитов.
После обеда - на SM18, в павильон со стендами для испытания магнитов. К Александру присоединился второй гид - Юрий Ермолин, представляющий в ЦЕРН Мичиганский университет. Здесь и дальше, на других "точках", наша команда разбивается на две или несколько групп, чтобы всем все было видно, слышно и понятно. Ну и, ясное дело, - как же упустить по ходу такую возможность и не сфотографироваться в самом что ни на есть натуральном модуле LHC! Мы в группе с Юрием, который демонстрирует не только глубокие познания всех тонкостей вот этих самых магнитов, но и свой собственный опыт их сборки, настройки, юстировки, особенностей их поведения в условиях длительной эксплуатации. Поднимаемся на эстакады и видим простирающийся далеко и широко огромный зал, который я пытаюсь сравнить с нашим тоже не мелким 205-м в ЛФВЭ, окрещенным в начале 80-х "гектаром под крышей". Этот, церновский, больше раза в три-четыре...
Потом мы перемещаемся в Музей ЦЕРН - "Микрокосм". Юрий остается с нами, и к нему присоединяется Николай Зимин (ЦЕРН, ОИЯИ). Теперь мы в группе Николая. Его многолетний опыт гида и лектора, доскональное знание не только "матчасти", но и особенности физики процессов, в ней происходящих, не дают группе расслабиться, разве только чуть-чуть поучаствовать в разных виртуальных играх, процессах, рассеянных по всей территории музея. Это очень насыщенное информационное пространство. Многоуровневое и практически все охватывающее. Блицы наших коллег сверкают непрестанно.
Николай Зимин - гид на экскурсии в "Микрокосме".
В конференц-зале - пристанище церновских и не только теоретиков Дмитрий Горбунов (ИЯИ РАН) читает "Введение в физику частиц". Между прочим, 38-летний физик-теоретик - лауреат премии Президента России для молодых ученых, автор десятков статей в престижных научных журналах, имеет высокий индекс цитирования - около 1000, автор книги "Введение в эволюцию Вселенной". Дмитрий, как и большинство лекторов школы, не впервые участвует в этих программах.
Заключительный на сегодня "урок" называется работой в группах (на снимке). Марина Савино разбивает всех участников на четыре команды и дает задание сформулировать вопросы физикам "от себя и от учеников". И за длинными обеденными столами кипит работа - в результате общих обсуждений на листах бумаги остаются самые важные вопросы - в помощь организаторам и лекторам следующих школ...
Говорят участники школы
Уже само по себе появление рядовых учителей физики в ЦЕРН - это сверх всякой мечты, не говоря о том, что мы получили колоссальные знания из первых уст. Конечно, такие мероприятия в Дубне или в Женеве поднимают былой авторитет физики, в то время как наши выпускники стремятся стать экономистами, юристами и т.д. Видя, как живут и работают сегодняшние ученые в Дубне или в Женеве, волей-неволей начинаешь внушать своим ученикам и коллегам, что за фундаментальной наукой, за физикой частиц - будущее.
Едва вернувшись домой, я провел во всех классах с 8-го по 11-й урок, посвященный поездке в ЦЕРН. Дети были очень довольны. 22 ноября в рамках курсов, которые проходили в городе Октябрьском, я рассказал о научной школе учителям западной части Башкортостана (это города Октябрьский, Туймазы, Белебей и несколько сел и деревень). 27 ноября - выступление перед директорами и учителями школ Оренбургской области, опять же в рамках курсов, 29-го - для учителей города Уфа.
Выражаю огромную благодарность оргкомитету Школы за то, что помогли открыть этот удивительный мир.
Ильдар Валитов, Стерлитамак, Башкортостан.
Когда-то в детстве я прочитала повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", и меня поразил образ ученого, созданный авторами. Я была уверена, что это гипербола, преувеличение, что такие фанаты науки бывают только в книжках. Благодаря Школе я увидела таких людей в реальной жизни. Людей, получающих удовольствие от непрерывного познания неизвестного, от сложных и, на первый взгляд, неразрешимых задач. Я бы хотела, чтобы мои ученики выросли такими же целеустремленными, умными, дерзкими в своих идеях и способными проверить их экспериментально, пусть даже через тридцать лет после выдвижения гипотезы.
Что я смогу рассказать своим ученикам? Прежде всего, наука есть! Что этот мир безумно интересен и его стоит изучать. О том, что и один в поле воин, а уж целая коллаборация способна решить любую задачу. Я объясню, зачем нужен адронный коллайдер и какие исследования проводятся с его помощью. Самым расчетливым я покажу, что вкладывать такие деньги в исследования выгодно и это имеет огромную экономическую отдачу.
Спасибо за материалы занятий, лекций, которые нам предоставили ЦЕРН и ОИЯИ. Я уже использую их в работе с теми учащимися, которым интересна физика, а таких у нас немало, несмотря на статус школы с углубленным изучением английского языка. Я привезла из ЦЕРН буклеты, в которых описана Стандартная модель и рассказано об эксперименте ATLAS. Их самостоятельно изучают 11-классники на уроках технического перевода. Теперь мои ученики понимают, что иностранный язык - это не цель, а средство.
Евгения Жинкина, Озерск, Челябинская область.
(Продолжение следует.)
Евгений МОЛЧАНОВ, фото Игоря БЕЛЬВЕДЕРСКОГО, Женева - Дубна.
|