Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 40 (4486) от 17 октября 2019:


№ 40 в формате pdf
 

Первая Камчатская

(Продолжение. Начало в № 39.)

Часть 2. Научный интенсив

Весна на Камчатке, говорят гиды, приходит стремительно - растения торопятся в непредсказуемом климате выпустить листья, как только потеплеет. Несколько дней - и все зеленое. С такой же скоростью прошла школа по физике элементарных частиц и смежным темам - пять дней интенсивного получения новых знаний: лекции и обсуждения, физический практикум, экскурсии, обмен мнениями и опытом.

По словам организаторов, эту школу нельзя назвать ни сугубо научным мероприятием, ни чисто популярным. Это нечто среднее. Содержание лекций ориентировано на широкий круг слушателей - студентов, аспирантов, молодых научных сотрудников, причем не только физиков, но и смежных специальностей: прикладных математиков, программистов, инженеров, а также на учителей физики. Лекции были подготовлены и прочитаны научными сотрудниками ОИЯИ, которые принимали участие в крупнейших экспериментах ведущих научных центров мира, составляли научные программы, читали курсы лекций в вузах страны и за рубежом. Каждая из лекций содержала исторический экскурс, многочисленные примеры применения научных знаний и технологий, иллюстрации экспериментальных установок.

Образовательная часть школы началась с вводной лекции И.Иванова "Мир элементарных частиц". Вспомнили историю познания микромира: открытие радиоактивности, как возникали представления об атомном ядре. Был дан обзор инструментария ученых-ядерщиков - от микроскопа до крупнейших ускорительных комплексов. Объяснялось устройство Стандартной модели, какие процессы она описывает достаточно точно, а где требуется Новая физика.

Дмитрий Наумов (ЛЯП) прочитал лекции о физике нейтрино. В них рассказывалось о предсказаниях, гипотезах, предшествующих открытию частицы, изучению ее разновидностей и свойств. Были представлены способы регистрации, необычные экспериментальные установки, которые создаются по всему миру. В том числе был представлен проект с участием ОИЯИ "Байкал - ГВД".

Степан Шиманский (ЛФВЭ) представил лекции "Введение в физику ядра" о том, как физики изучают материю, открывают частицы и их взаимодействие. Было рассказано о первых реакторах, Атомном проекте, открытии антисигма-минус-гиперона, сделанном в ОИЯИ. Вторая часть была посвящена релятивистской ядерной физике, кумулятивным процессам, видам ускорителей, а также мега-сайенс проекту NICA, кварк-глюонной плазме и физическим явлениям, которые планируется изучать в Дубне.

Из лекции Игоря Бойко (ЛЯП) "Эксперимент в физике частиц" слушатели узнали о современной классификации элементарных частиц, методах и приборах для их регистрации - от камеры Вильсона до адронных калориметров, от газовых счетчиков до грандиозных мюонных систем, а также о крупнейших экспериментах на LHC, крупных коллайдерах прошлого и настоящего, о планах ученых по созданию новых грандиозных установок.

Валерий Швецов (ЛНФ) прочитал лекции "Физика нейтронов: фундаментальные исследования и практические применения". Подробно рассказывалось о нейтронах, их поведении в разных диапазонах энергий, свойствах и поведении в гравитационном поле, а также о базовой установке ИБР-2, возможностях приборной базы ректора для исследований структуры и физических свойств объектов, в том числе современных материалов.

Лекция Андрея Шешукова (ЛЯП) "Прикладные применения элементарных частиц" была посвящена мюонной радиографии - зарождению метода и его применению. В частности, для исследования вулкана Асама в Японии, древних катакомб под Неаполем, мюонной археологии в крепости Нарын Кала (Дербент), исследовании ледника в Альпах.

Две лекции были посвящены Дубне и ОИЯИ. Заместитель директора ЛЯП Д.Наумов рассказал о местности, истории создания Института, научных проектах и международном сотрудничестве. А технический директор компании "ИнтерГрафика" Никита Сидоров представил мультимедийный обзор о работе базовых установок, суперкомпьютера, флагманских проектах Института.

Активность и заинтересованность слушателей выражалась в задаваемых вопросах, из-за которых организаторы то и дело выбивались из графика. Учителя говорили, что некоторые презентации - это готовые уроки по ядерной физике, скачивай и рассказывай в школе. Кроме того, что называется, из первых уст, они узнали, какие проблемы современной науки можно достоверно объяснить уже сейчас, а какие требуют еще доказательств и подтверждений.

Надежда Тукова, преподаватель физмат лицея №38 из Нижнего Новгорода: "Получается, что благодаря таким школам ты несешь детям именно живую науку. Это очень важно. Конечно, при высоком уровне преподавания нелегко сразу включится и осознавать материал. Но это тоже хорошо, есть пища для ума, пища для развития. Это дает стимул двигаться вперед... Здесь мы узнаем те самые вещи, которых не хватает в учебниках. Я очень рада, что сюда попала, и разрываюсь между желанием посмотреть Камчатский край, он очень красивый, и желанием послушать, о чем будут говорить, как это будет обсуждаться. Даже спор между учеными - это для нас очень интересно".

Павел Александров, преподаватель физмат лицея №239, Санкт-Петербург: "Понятно, что здесь происходит некоторое повышение квалификации, и скорее это связано с расширением кругозора учителя. Ты знакомишься с людьми, которые работают на передних рубежах науки. Очень интересно с ними общаться. Это не значит, что я смогу на таком же уровне своим воспитанникам преподать предмет. Но, по крайней мере, это упрочняет меня в своих позициях как учителя, несущего эту науку... Здесь всегда есть чему удивиться. Например, я узнал совершенно новое для себя - что существует метод мюонного сканирования различных объектов. В частности, вулканов или ледников. Он интересен тем, что мюоны посылает нам сама природа, нужно только грамотно разместить датчики, принять сигнал и расшифровать его. В свое время я заканчивал технический вуз по направлению "ядерная физика", и многие темы мне близки по духу. Особенно нейтронная физика, доклад Валерия Швецова о холодных нейтронах".

Для научных сотрудников, уже находящихся в среде, где обсуждаются научные события и проекты, лекции демонстрировали, как быстро развиваются исследования в области ядерной физики, какие применяются технологии. Иван Стасий, ведущий инженер ИКИР ДВО РАН: "Лекции были просты для понимания и безумно интересны, за исключением первой вводной. Она была кратким пересказом курса физики, который я слушал в институте. Поэтому ничего нового мне не дала..." - И на вопрос, к чему лекции, ведь есть интернет, Иван отвечает: "Знания, конечно, можно почерпнуть в интернете, но нужно ведь к этому иметь интерес. А для того чтобы иметь интерес, необходимо представление о том, что ты будешь искать, только тогда будешь двигаться в нужном направлении и развиваться".

И, конечно, больше всего интересовало организаторов, как воспринимают лекции студенты и аспиранты КамГУ, обучающиеся по специальности прикладной математики и информатики, ведь, казалось бы, физика не связана с их будущей профессией.

Глафира Сковпень, студентка 3-го курса: "Не совсем так. Если есть какие-то физические модели, нужны расчеты - это, в принципе, как раз к нам. К сожалению, у нас нет физики, а ведь это очень интересная наука. Часы урезаются, предметы в основном по специальности - математика и программирование. И для изучения физики я готова участвовать в таких школах - оторваться от учебы, уехать из города... В лекциях есть материал, который мне известен, я сама читала. А есть абсолютно новый, например по экспериментам в ОИЯИ. Оказалась очень интересной также лекция по использованию мюонов".

Евгений Казаков, аспирант 2-го года обучения: "Я математик, и мне сложно включиться в работу, некоторых вещей я просто не понимаю... Формат школы устраивает, довольно-таки интересно, но тематика должна меняться. Я для себя некоторые вещи отметил, чтобы в дальнейшем ознакомиться и понимать, о чем идет речь".

Алина Солдатова, студентка 2-го курса: "Я училась в физико-математическом классе буквально три года назад. И учитывая, сколько появилось новостей по исследованию нейтрино, - представление об этом стало гораздо шире. Всего за три года наука ушла далеко вперед. Я сидела на лекциях и думала - где я была эти три года, что все это пропустила? Школа произвела очень большое впечатление, с каждой лекцией слушать было все интереснее".

Ответные короткие презентации подготовили слушатели. В качестве комментариев к сообщениям звучали приглашения в ОИЯИ - прочитать доклад о своих исследованиях или продолжить изыскания, на базе Объединенного института. Доклады сотрудников ИКИР были посвящены исследованию высокочастотной геоакустической эмиссии на Камчатке (Александра Солодчук) и применению глубокого обучения для распознавания геофизических структур (Владимир Мочалов). Дмитрий Твердый (Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Нальчик) сделал математический доклад - о задаче Коши для уравнения Рикатти. Молодой ученый ОИЯИ Анастасия Калиткина рассказала об использовании программного пакета GNA для моделирования нейтринных экспериментов. Доклад Надежды Туковой был посвящен роли школьного исследовательского проекта в индивидуальном развитии ребенка. Преподаватель Образовательного комплекса градостроительства "Столица" Гулия Шарипова говорила о необходимости использовать новейшие научные знания в работе преподавателей физики.

Николай Анфимов и Александр Селюнин (ЛЯП) провели лабораторный практикум по дозиметрии и гамма-спектроскопии, чтобы познакомить слушателей с оборудованием, которое используется в ядерной физике. Были продемонстрированы методы регистрации излучений при помощи фотоэлектронного умножителя, сцинтилляционного счетчика. При помощи разработанных и изготовленных в ОИЯИ двух стендов, основанных на сцинтиляционных счетчиках с NaI-кристаллом и фотоумножителем, АЦП с выборкой по времени проводились измерения спектров от радиоактивных веществ, продающихся в магазинах. Это калийное удобрение, которое всегда содержит радиоактивный калий-40, вольфрамовые сварочные электроды WT-20, легированные природным торием. В практикуме исследовалась также доза, получаемая человеком от естественного фона. Результаты оказались в хорошем соотвествии с показаниями поверенного персонального индикатора радиоактивности RadiaScan 701A.

Научную программу школы завершил доклад Бориса Шевцова (ИКИР) "Турбулентность и скейлинг волновых движений как основа современных представлений о динамике Вселенной", где был дан обзор ведущихся в ИКИР исследований, их актуальности и перспективах.

А познавательная программа была продолжена на экскурсии в Петропавловск-Камчатский. Город расположен на сопках, сбегает улицами и строениями к Авачинской бухте Тихого океана, второй по величине в мире. Как и вся Камчатка, столица края парадоксальна и неожиданна. Прямо в центре - пресноводное озеро. Названия жилым кварталам даны по удалению от центра - 7-й километр, 10-й... Дороги своеобразные - огибают возвышенности, петляют, а строились так, чтобы могли разъехаться две собачьи упряжки. Ближайшие к городу вулканы называют домашними: Козельский, Авачинская и Корякская сопки. С какой точки ни посмотри - либо кратеры вдалеке, либо линзовидные, похожие на НЛО, облака. Особым удовольствием стала возможность "прикоснуться" к Тихому океану. Тогда еще никто не предполагал, сколько соленой воды придется нам почувствовать на себе всего лишь через пару дней...

(Окончание следует.)

Галина МЯЛКОВСКАЯ,
фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер