Номер 19 (4566) от 13 мая 2021:

Институт день за днем

Итоги JEMS-16

Завершила свою работу 16-я Международная стажировка для научно-административного персонала "Опыт ОИЯИ для стран-участниц и государств-партнеров" (JEMS-16). Участники из университетов и научных организаций Беларуси, Болгарии и России в течение пяти дней знакомились с работой Объединенного института в соответствии с традиционной программой, разделенной на тематические дни.

Особенностью прошедшей стажировки стал общий интерес участников к обсуждению концепции информационных центров ОИЯИ. Поэтому в рамках программы JEMS был организован круглый стол, посвященный этой теме, с широким участием представителей ОИЯИ и сотрудничающих организаций, включая активно работающий первый Информационный центр ОИЯИ на Юге России.

Итоги стажировки были подведены на заключительной встрече, организованной в формате круглого стола в Доме ученых ОИЯИ. От имени дирекции Института участников" приветствовал главный ученый секретарь ОИЯИ Сергей Неделько, модерировал встречу куратор программы JEMS, руководитель департамента международных связей ОИЯИ Дмитрий Каманин. Во встрече приняли участие представители лабораторий и Учебно-научного центра, а также контактные лица от ОИЯИ по взаимодействию с представленными университетами.

Участники круглого стола обсудили возникшие по итогам стажировки идеи об организации сотрудничества как с ОИЯИ, так и между участвовавшими вузами. В ходе обмена мнениями было подчеркнуто, что стажировка не только показала Институт участникам, но и позволила представителям ОИЯИ узнать о научных исследованиях коллег. Ряд участников JEMS-16 охарактеризовали формат стажировки как эффективный и расширяющий знания об Институте даже у тех, кто уже был с ним знаком. Значительна часть дискуссии была отведена тематике информационных центров ОИЯИ, отмеченных как перспективный и эффективный формат площадки для взаимодействия и популяризации естественных наук среди молодежи.

Участники стажировки поделись впечатлениями и практическими результатами своего пребывания в ОИЯИ. Игорь Ковалев, заведующий изотопной циклотронно-радиохимической лабораторией Научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии Республики Беларусь, отметил политику открытости ОИЯИ, выразил надежду на организацию сотрудничества с Лабораторией радиационной биологии в области генетических исследований и радиофизики. "По возвращении мы с руководством центра рассмотрим вопрос организации стажировки наших специалистов в ОИЯИ по ядерным установкам и эксплуатации оборудования и обсудим формат информационных центров ОИЯИ", - добавил Игорь.

Димитар Младенов, курирующий подготовку к открытию Информационного центра ОИЯИ на физическом факультете Софийского университета в рамках Года Болгарии в ОИЯИ, выразил готовность болгарской стороны способствовать распространению информации об Институте в соседних странах Европейского Союза. В своем комментарии заместитель главного ученого секретаря ОИЯИ Отилиа Куликов в свою очередь отметила, что Румыния также ведет подготовительную работу по организации у себя Информационного центра ОИЯИ.

Как один из практических результатов работы делегации своего университета в Дубне директор НИИ прикладной физики Иркутского государственного университета (ИГУ) Андрей Танаев выделил готовящуюся к открытию совместную астрофизическую лабораторию ОИЯИ и ИГУ, детальное обсуждение которой состоялось на встрече в дирекции ОИЯИ 22 апреля. Стажировка дала возможность представителям ИГУ наметить планы будущего сотрудничества с Дальневосточным федеральным университетом, подчеркнул Андрей. Кроме этого, теперь университет готов начать работу в новом направлении - по организации ИЦ на своей площадке.

Представители Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) рассказали о совместных проектах в области квантовой биологии и экологии. Александр Молочков, заведующий Тихоокеанским квантовым центром Школы биомедицины, отметил: "ОИЯИ обладает уникальной научной структурой, которой нет ни в одном научном центре, - это Лаборатория теоретической физики. В ЛТФ сконцентрировано внушительное количество выдающихся теоретиков, с которыми молодые ученые имеют возможность запросто пообщаться. И я надеюсь, что мы воспользуемся такой возможностью в интересах наших студентов". Он выдвинул идею создания контактной сети информационных центров ОИЯИ. Тему совместных исследований в области экологии затронула и.о. начальника научно-организационного отдела Школы биомедицины ДВФУ Наталья Грущакова. Она предложила скомбинировать методики Лаборатории нейтронной физики по анализу загрязнений воздуха на основе мхов-биомониторов с имеющимися наработками ДВФУ и таким образом расширить географический охват исследований ЛНФ от Европы на Дальний Восток РФ. Директор Политехнического института ДВФУ Александр Вагнер сказал: "После знакомства с направлениями работы различных научных коллективов ОИЯИ мне кажется, что задача по поиску острова стабильности в ядерной физике учеными стран-участниц ОИЯИ уже выполнена. Если рассматривать Дубну как остров, то в научном пространстве ОИЯИ и есть тот самый остров стабильности".

Представители большой делегации Томского политехнического университета (ТПУ) выразили общее мнение, что стажировка дала возможность не только детально познакомиться с научными исследованиями ОИЯИ в сжатые сроки, но и узнать о широких образовательных возможностях Института. Кроме этого, как отметил Алексей Гоголев, директор исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов, благодаря участию в JEMS завязались рабочие контакты с представителями ИГУ. Алексей Горюнов, руководитель отделения ядерно-топливного цикла, рассказал о готовящемся в ТПУ открытии Информационного центра ОИЯИ. Широкое направление для сотрудничества с ОИЯИ, особенно интересное для УНЦ ОИЯИ, выделил Роман Лаптев, доцент отделения экспериментальной физики. Речь шла об организации ряда совместных научных проектов с участием студентов ТПУ, внушительную часть которых составляют молодые ученые из различных стран мира. Андрей Семенов, старший преподаватель отделения ядерно-топливного цикла, сообщил о готовности транслировать информацию об ОИЯИ бакалаврам и магистрам ТПУ по направлению ядерной физики, с которыми он работает. "Было очень приятно видеть, что ОИЯИ как международный центр, находящийся на территории Российской Федерации, не уступает другим международным научным центрам, реализует сверхсовременные технологии и открыт всему миру", - подытожил выступления представителей Томского политеха Алексей Шевелев, заместитель директора исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов.

Итоги круглого стола подвел главный ученый секретарь ОИЯИ Сергей Неделько, отметивший инновационную деятельность как платформу для развития дальнейшего взаимодействия ОИЯИ с университетами. "В этом направлении мы с вами усиливаем друг друга, - отметил он. - Сотрудничество Объединенного института с университетами вместе с расширением деятельности Учебно-научного центра ОИЯИ по направлению ассоциированного персонала имеют ключевое значение и открывают новое поле для совместной деятельности".

Работу круглого стола завершило торжественное вручение участникам сертификатов о прохождении стажировки JEMS.

www.jinr.ru,