Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 5-6 (4552-4553) от 4 февраля 2021:


№ 5-6 в формате pdf
 

Учебно-научному центру ОИЯИ - 30 лет

С использованием новейших технологий

Ю.А.Панебратцев, В.В.Белага

В ОИЯИ в течение многих лет ведется работа по созданию интерактивных мультимедийных компьютерных средств обучения, популяризирующих последние достижения науки и технологии, фундаментальные и прикладные исследования, проводимые в Институте. Сейчас, оглядываясь на уже созданный объем мультимедийного контента и возможностей обучения, можно констатировать - важность развития информационных технологий в научных исследованиях и образовании была вовремя оценена и за эти годы сложилось прекрасное сотрудничество Учебно-научного центра и лабораторий ОИЯИ. УНЦ в итоге не пришлось догонять современные образовательные центры, а наоборот, стать примером прогрессивного обучения с использованием новейших технологий - динамичных, привлекательных, наглядных. О том, как все начиналось, об осуществленных проектах и планах рассказывают сотрудники ЛФВЭ Юрий Анатольевич Панебратцев и Виктория Владимировна Белага.

- Давайте обратимся к истории создания УНЦ. Каким образом и в какое время вы стали участниками процесса?

- В этом году исполняется не только 30 лет со дня образования УНЦ, но и 65 лет ОИЯИ. Все эти годы ОИЯИ находится на самом переднем крае науки, а это стало возможным в том числе и потому, что в нашем Институте самое серьезное внимание всегда уделялось вопросам образования и подготовке кадров для работы в научных проектах. В Дубне был создан филиал НИИЯФ МГУ, в котором читали лекции Д.И.Блохинцев, М.Г.Мещеряков, Б.М.Понтекорво, В.Г.Кадышевский, С.М.Биленький, М.И.Подгорецкий, А.А.Тяпкин и другие выдающиеся ученые. Для подготовки инженерных кадров для Института был создан филиал МИРЭА. В ОИЯИ при активной поддержке Н.Н.Боголюбова и А.Н.Сисакяна проводились международные школы молодых ученых, на которых ведущие ученые мира, авторы самых последних открытий рассказывали молодым ученым о достижениях науки, которые еще не вошли ни в один учебник. Незабываемое впечатление производили лекции Л.Б.Окуня, А.М.Балдина, В.А.Матвеева, В.Н.Грибова, наших коллег из стран-участниц ОИЯИ, ЦЕРН, Брукхейвенской и Фермиевской национальных лабораторий США. В Институте постоянно издавалась серия лекций для молодых ученых по самым актуальным проблемам науки.

Поэтому создание Учебно-научного центра в этом контексте казалось естественным событием в нашем Институте. Это подразделение позволило расширить географию привлечения в Дубну талантливых студентов-старшекурсников и аспирантов из России и стран-участниц. Многие из молодых специалистов, которые вместе с нами участвовали в экспериментальных исследованиях нашей группы на синхрофазотроне в Дубне, SPS в ЦЕРН, ускорителе AGS и затем коллайдере RHIC в Брукхейвене, прошли подготовку в качестве студентов-старшекурсников и аспирантов в УНЦ.

Светлана Петровна Иванова, первый директор центра, постоянно привлекала нас к работе УНЦ при обсуждении учебных программ, проведении квалификационных экзаменов и т.д. Мы хорошо помним первый юбилей УНЦ с желтыми майками и раскрытыми ладонями - символом 10-летия. Но в те времена в образовательном процессе почти не использовались информационные технологии, методика не выходила за рамки традиционных университетских подходов. В последние 15-20 лет ситуация резко поменялась. И надо отдать должное Станиславу Здиславовичу Пакуляк, который организовал работу УНЦ с учетом всех современных тенденций развития образовательного процесса.

- Какой первый проект вы подготовили для УНЦ, как он был воспринят?

- Использование мультимедиа и Интернета в образовательном процессе существенно расширило традиционные образовательные направления научных институтов. Но есть два фактора, которые определили развитие наших отношений с УНЦ.

Во-первых, любой крупный современный научный проект или, как говорят сейчас, мегапроект, вызывает определенную общественную реакцию. Поэтому все научные центры огромное внимание уделяют научно-просветительской деятельности, чтобы разъяснить проводимые исследования и их ценность для общества. В рамках образовательной программы ОИЯИ совместно с УНЦ были подготовлены выставочные экспозиции о современной науке, которые демонстрировались в ЦЕРН, БНЛ (США), Политехническом музее в Москве, Словацком техническом музее и на различных фестивалях науки с участием ОИЯИ.

Во-вторых, каждый современный научный центр ведет работу с учителями и школьниками по тематике своих исследований. Очень важно международное сотрудничество в этой области. Например, ЦЕРН регулярно проводит школы для учителей физики из разных стран. А учитель физики многократно мультиплицирует полученные знания для своих учеников и привлекает кого-то из них к занятиям физикой как профессией.

Наш пилотный совместный проект с УНЦ был посвящен подготовке и проведению первой школы для учителей физики из России в ЦЕРН. К настоящему времени проведено более 10 таких школ.

- Если вспомнить, сколько всего было сделано за эти годы, что, на ваш взгляд, стало особенно успешным или пользуется наибольшей популярностью?

- Мы говорили о нашем участии в проектах УНЦ по популяризации науки и работе с учителями и школьниками. Сейчас перейдем к студентам.

Одна из новых форм деятельности УНЦ связана с проведением студенческих практик. Для того чтобы студент эффективно использовал короткий срок пребывания в ОИЯИ, нужно было создать интересные учебные материалы. По инициативе начальника отдела международных связей Д. В. Каманина была создана виртуальная лаборатория для изучения экспериментальной ядерной физики.

Вначале сотрудники ЛЯР предоставили детекторы и экспериментальные данные с установки LIS по исследованию процесса спонтанного деления. В настоящее время подготовлено более 20 экспериментальных работ и практикум по обработке экспериментальных данных, а также учебные материалы по экспериментальной ядерной физике и ядерной электронике. Результаты проекта используются в той или иной степени в 16 странах, а в некоторых университетах материалы проекта вошли в учебные программы. Практики и мастер-классы с использованием материалов этого проекта проведены для студентов Беларуси, Сербии, Египта, ЮАР, Чехии, Израиля, Болгарии, Словакии.

- Что можно сказать про сегодняшний день - какие проекты вы осуществляете для УНЦ?

- Наш главный проект сегодня посвящен созданию открытой образовательной среды ОИЯИ. Эта среда включает в себя информацию обо всех базовых установках Института, содержит онлайн-курсы по наиболее актуальным проектам ОИЯИ. Эти курсы - современная альтернатива бумажным изданиям, они позволяют студентам поближе познакомиться с направлениями исследований в ОИЯИ, узнать о научной тематике непосредственно от ученых, участвующих в этих экспериментах. Одно из направлений этого проекта - развитие виртуального, дистанционного (remote) и лабораторного (hands-on) практикума. Частью проекта является разработка интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов для школьников.

- Труд вашей команды сейчас востребован во многих областях, вы могли бы работать в рекламе, для коммерческих структур, очевидно, больше зарабатывать. Но вы остаетесь верны образовательной стезе. За этим стоит принципиальная позиция?

- По-видимому, мы одна из немногих команд в России, которая сочетает понимание вопросов, связанных с образовательным контентом с точки зрения содержания и методики использования, и высокопрофессиональное владение современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерным дизайном. Это наш главный капитал. И мы хотим его сохранить. Что касается вопросов оплаты, то дирекция ОИЯИ и УНЦ поддерживает наши проекты и позволяет долгие годы сохранять и развивать возможности нашего коллектива. В том числе привлекать к работе молодых талантливых людей.

- За годы работы с УНЦ появились новые совместные проекты с другими научными центрами или конкретными специалистами?

- Да, безусловно. В наших проектах участвуют университеты России, Болгарии, Словакии, ЮАР, Монголии, Польши, Сербии. В той или иной степени продолжается сотрудничество с ЦЕРН и БНЛ. Мы подружились с учителями физики различных регионов России. Один из наших проектов "Коллайдер NICA - Вселенная в лаборатории", подготовленный совместно с директором Института академиком Г.В.Трубниковым, был использован в качестве открытого урока в российских школах в День науки.

- Есть амбициозные идеи на будущее, которые будут не только полезны пользователям, но интересны вашей команде в плане исполнения?

- Наши ближайшие планы - подготовка выставочной экспозиции, посвященной 65-летию ОИЯИ, на уровне выставочных экспозиций крупнейших международных научных центров. Мы понимаем большую ответственность, поскольку дирекция ОИЯИ поручила эту работу УНЦ в качестве ведущего разработчика. Нам кажется, что это очень важный, но только первый этап большой программы по созданию в Дубне выставочного и научного центра. Этот центр должен стать точкой притяжения для студентов, школьников, учителей, жителей Дубны и Подмосковья. Наша задача - предложить для этого центра познавательные и учебные материалы, а также исследовательские лаборатории для будущих инженеров, физиков, химиков, биологов, программистов.

Мы считаем очень важным, что в программе развития ОИЯИ до 2030 года образовательная деятельность признана одной из важнейших компонент. Думаем, что наша работа и реализация наших проектов поможет осуществить поставленные задачи.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер