| ||||||
Их имена в истории науки Диалог с дубненцами18 апреля в Доме культуры "Мир" состоялся показ нового документального фильма "Элемент познания", посвященного научному руководителю ЛЯР, академику РАН Юрию Цолаковичу Оганесяну, и встреча зрителей с ним.
В ДК собрались школьники и учителя, студенты университета "Дубна" и преподаватели, сотрудники ОИЯИ, жители города. Фильм создан главной редакцией исторического канала "365 дней ТВ".
- У каждого журналиста есть мечта - поговорить с гениальными людьми прошлого, а Юрий Цолакович - живой гений, - поделилась соавтор фильма, журналист Ольга Трегубенко. - Когда мы монтировали фильм, мне было очень жаль каждую минуту записи, которую приходилось вырезать. Юрий Цолакович говорил притчами и афоризмами, их невозможно было сокращать. Некоторые из них стали нашими семейными. Например, фраза: "Но вы, Гленн, пожалеете об этом", сказанная Оганесяном, когда Г.Сиборг отказался сотрудничать с ОИЯИ в синтезе трансурановых элементов.
- Меня об этом часто спрашивают, - ответил Юрий Цолакович, - имя предлагают твои коллеги, участники открытия, и более строгих судей нет.
- В лаборатории я оказался по возрасту между двумя поколениями: старшим поколением "Золотого века" и теми, кто был младше меня. Я получил очень хорошую школу. В Московском механическом институте (сегодня МИФИ) нас, 18-летних, было немного, а вернувшиеся с фронта были на 10 лет старше. Но в общежитии все жили очень дружно: мы всегда были подтянуты, а старшие не делали нам замечаний. На вопрос, как он отреагировал на известие об аварии на Чернобыльской АЭС, Ю.Ц.Оганесян ответил: - Мы очень переживали. Если человек профессионал, он не боится, он знает, что делать. Чернобыль стал большим испытанием не только для тех, кто занимается атомной энергетикой, но и для жителей Припяти и соседних областей. Это испытание, чтобы понять, что в конструкции АЭС необходимо учитывать риски всевозможных, невероятных разрушений и их последствий. Росатом очень серьезно относится к этому, и наши реакторы в этом плане - на передовых позициях.
- У меня она не была чем-то врожденным. В четвертом классе я был убежден, что стану художником или архитектором. Хотел поступать в специализированную художественную школу, но этому категорически воспротивился отец, считавший, что нужно иметь инженерное образование. Окончив школу с серебряной медалью, я получил право без экзаменов поступить в любой вуз. На физику в школе я не обращал серьезного внимания. И когда за компанию подал документы в Московский механический институт, подумал: "Что я делаю? Я же хотел архитектором стать?" Поехал в МАРХИ, но там нужно было сдать два экзамена - по рисунку и архитектуре. Я получил по ним две "пятерки". Мне говорят: несите документы. Я кинулся за документами в МИФИ, а их уже отправили на проверку, которая длилась два месяца. Когда я приехал в Дубну, меня никто чему-то специально не учил. Я хотел учиться. Как в старину, когда подмастерье смотрел из угла, как мастер лепит что-то из глины на гончарном круге. И увидев ошибку, может стать лучшим мастером. - Можно ли открыть все элементы Периодической таблицы? - Существует теория, что элементов может быть 170. Сейчас мы знаем 118. Вопрос в том, сколько может жить ядро. Это была мечта всех алхимиков - превратить свинец в золото любыми способами. Сегодня мы можем осуществить их мечту, получаем из одних атомов другие, но совсем не тем путем, как при сотворении мира. Сейчас перед нами пока стоит задача получить 119-й элемент и ответить на вопрос: 118-й - благородный газ или нет. - Навыки рисования пригодились вам в жизни? - Нет. Я делаю поясняющие рисунки на лекциях, но это не то. Зато у меня внук - художник и дочь - архитектор! Создателей фильма можно поздравить с удачей, всех пришедших в этот вечер в Дом культуры - с такой по-семейному теплой и очень интересной встречей, а Юрий Цолакович получил любовь земляков - в виде внимания, аплодисментов и цветов. Ольга ТАРАНТИНА, |
|