|
Личное измерение
От школьной любознательности - к детекторам для ядерной физики
Гость нашей рубрики - Александр Нартов, студент пятого курса Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" имени В.И.Ульянова (Ленина). Два года назад он впервые приехал на практику в Объединенный институт ядерных исследований, хотя заочное знакомство состоялось намного раньше. Сейчас Александр готовится к защите магистерской работы, его руководители в ОИЯИ отзываются о нем как о талантливом, перспективном молодом специалисте. Мы попросили А.Нартова рассказать о том, как сложился его путь в науку и как этот путь протянулся до Дубны.
Каким образом состоялась ваша первая встреча с наукой? Благодаря чему избрали профессию ученого?
- Есть фраза, которая очень хорошо описывает меня в школьном возрасте: "Будучи человеком увлеченным, но непоследовательным, он знал много интересных, но бесполезных вещей". Из-за этого мне тяжело выделить определенный момент, в который я понял, что хочу быть ученым. Хорошо помню, что наука меня интересовала: я участвовал в конференциях и предметных олимпиадах, изучал вопрос популяризации науки на уровне школы. Но длительное время это было лишь забавное хобби, возможность заниматься чем-то кроме учебы, а иногда и путешествовать по городу, с пользой пропуская уроки. В этом контексте важно сказать, что учителя и завучи гимназии, в которой я учился, активно поддерживали начинания учеников и мой случай не был исключением. Порой даже не я отпрашивался с уроков, а сами учителя рассказывали мне о проходящих конференциях, мероприятиях и настоятельно рекомендовали участвовать в них. Помню даже, что как-то раз к нам приезжала делегация Токийского университета, которая выступала для учеников 11-го класса, но завуч специально искала моего одноклассника и меня, девятиклассников, настаивая, чтобы мы вместо урока пошли туда.
В помещении MPD
Я понял, что хочу связать свою жизнь если не с наукой, то с околонаучной сферой, в 10-м классе. Хоть в моем воображении совершались великие открытия и мелькал калейдоскоп из фильмов про великих ученых, реальность вносила коррективы. Мудрые люди из моего окружения не уставали замечать, что далеко не каждый выпускник становится хорошим исследователем, неизвестно, подойдет ли мне такая работа вообще. Я к ним прислушался и выбрал область на стыке науки и инженерии, чтобы уже по ходу пьесы определить дальнейший вектор развития. Выбор мой пал на факультет электроники Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", куда я и поступил летом "коронного" 2020 года.
Сейчас вы на финальной стадии учебы в университете. Как оцениваете проведенные в нем годы?
Главное, что дал мне университет, - это понимание, что электроника бывает очень разной. Здесь очень тесно соседствуют инженерия, технология производства, химия, физика, информационные технологии. Университет сформировал надежную базу знаний, на которую сейчас очень хорошо ложится информация, необходимая для научной работы. За пять лет я прошел путь от "тела, брошенного под углом к горизонту", до микроконтроллеров и гетероструктур. С младших курсов мы работали с генераторами, измерительным оборудованием, действующими приборами, стендами, в которых из-за ошибок студентов могла сгореть электроника. В итоге, когда я начал взаимодействовать с таким же оборудованием в рамках научной работы, уже понимал, с чем имею дело, сознавал важность аккуратности и был готов осваивать что-то новое.
Я учился у многих талантливых преподавателей, которые смогли дать мне не только знания по дисциплине, но и научили учиться, передали свой опыт и помогли даже там, где не обязаны были это делать. Например, руководитель семинаров по математическим дисциплинам, физик-теоретик по образованию, в перерывах рассказывал нам о физике и квантовой механике, о применении более сложной математики для элегантного решения физических задач. А когда я писал для студентов первого курса неформальное товарищеское дополнение к методическим указаниям по обработке результатов измерений, основанное на частых ошибках моего поколения, один из преподавателей кафедры физики после занятий редактировал мое сочинение, чтобы избежать повторных ошибок.
Образование по естественно-научным и техническим специальностям дело трудное, приходится осваивать сложные дисциплины, решать много задач. Что, по вашему опыту, помогает преодолеть рутину, но при этом не уводит в сторону от учебного процесса?
- Я не думаю, что университетские годы даны нам только для того, чтобы отучиться полдесятка лет, получить диплом и молча уйти во взрослую жизнь. Мое желание "наводить суету" проявлялось уже в школе, когда я выступал на концертах, организовывал дискотеки и линейки. В вузе оно достигло апогея. Курирование групп первого курса, студенческие балы, праздники, недели науки - я смог приложить руку ко многим мероприятиям нашего университета, часть из которых даже организовывал. Можно было бы сказать, что у меня много хобби: кино, чтение, конструкторы, спорт, но, по ощущениям, именно такая разнообразная деятельность позволяет мне отдохнуть от науки и учебы. Приятно, когда при этом удается помочь другим, очень мотивирует благодарность первокурсников, уважение коллег и доверие университетского начальства. Ко всему прочему, благодаря моей активности, мне удалось найти настоящих друзей, чему я несказанно рад. Люди - существа социальные (за редким исключением), и потому приятно иметь рядом тех, с кем можно обсудить насущное, посмеяться, погрустить.
Из смешного: организаторская деятельность уже настолько стала привычной для меня, что, в 2023 году, едва приехав на школу молодых ученых ОИЯИ, я вдруг осознал, что уже помогаю в погрузках и разгрузках прибывающих на Липню лодок, хотя до этого я не знал буквально никого из организаторов.
Расскажите, как вы узнали о нашем городе и Институте.
- Впервые я узнал о Дубне и Объединенном институте ядерных исследований в 2016 году на юбилее гимназии №295 г. Санкт-Петербурга, в которой я тогда учился. На торжество были приглашены многие видные выпускники и, в числе прочих, первый золотой медалист Валерий Викторович Несвижевский (ныне специалист в области нейтронной физики и сотрудник Института Лауэ - Ланжевена). Он рассказал о своих школьных годах, пути в науку. После этого он много раз приезжал с лекциями, которые я слушал с большим интересом. В конце 2018 года Валерий Викторович помог гимназии организовать экскурсию в Дубну для класса, в котором я учился. Так я оказался в ОИЯИ в первый раз. Нас провели по всем лабораториям, показали базовые установки и рассказали об экспериментах, которые на них проводятся. Я был впечатлен, в тот момент это выглядело как нечто недосягаемое, из того мира, частью которого я вряд ли смогу стать.
После поступления в университет, в 2020 году, я продолжал переписку с Валерием Викторовичем. Ядерная тематика меня заинтересовала, и поэтому мы рассматривали возможности связать ее с моей специальностью для дальнейшей работы. Такое сочетание было найдено - детекторы ядерной физики. Он порекомендовал мне обратиться к его коллегам в Лаборатории нейтронной физики. Так я попал в Дубну во второй раз - в 2023 году. В ЛНФ, в научной группе Гадира Ахмедова, я занимался исследованием физических параметров SiPM - кремниевых фотоумножителей. Результаты этой работы составили основу моего бакалаврского диплома.
Сейчас вы занимаетесь строу-детекторами. Видимо, ваша магистерская будет посвящена этой теме. Как произошел переход?
- Пока я был в ОИЯИ, мне посчастливилось побывать на школе молодых ученых, которую организовал ОМУС. На ней я познакомился с учеными из разных лабораторий и очень заинтересовался коллайдером NICA.
После защиты бакалаврского диплома прошлым летом меня познакомили с Виктором Тимофеевичем Кимом из Петербургского института ядерной физики (НИЦ КИ - ПИЯФ), группа которого участвует в эксперименте SPD NICA. В частности, в создании трекового детектора (SPD Straw Tracker) под руководством Темура Львовича Еника в ЛФВЭ. В начале прошлой осени я посетил ЛФВЭ, где Темур Львович рассказал мне об эксперименте, показал вводимый в строй ускорительный комплекс NICA и познакомил с деятельностью группы. По результатам поездки я принял решение продолжать работу с этой командой. С конца 2024 года я начал заниматься, под руководством Т.Л.Еника и Е.В.Кузнецовой (НИЦ КИ - ПИЯФ), исследованием влияния реальных параметров электроники на эффективность идентификации частиц в SPD Straw Tracker, совместно с группами ОИЯИ, НИЦ КИ - ПИЯФ (Гатчина) и ИЯФ (Алматы). Из-за того что я продолжаю обучение в Петербурге и у меня нет возможности постоянно присутствовать в ОИЯИ, работаю дистанционно. В настоящий момент включаюсь в работу, изучаю контекст задачи и восполняю пробелы в знаниях по применению электроники в детекторной физике.
И, наверное, закономерный вопрос в конце интервью - придете к нам работать после окончания вуза?
- Мне очень хочется продолжать работу с SPD Straw Tracker. Хочется увидеть окончание стройки, ввод в эксплуатацию, регистрацию первых событий. Так что ОИЯИ - это один из основных вариантов моего профессионального пути после университета. Жизнь полна сюрпризов и неожиданностей, потому что-то однозначно обещать не хочется, но я надеюсь, что всё произойдет наилучшим образом и для нас, и для эксперимента, и для ОИЯИ, и для науки в целом.
Материал подготовила Галина МЯЛКОВСКАЯ
|