| ||||||
Анонс "Константин Райкин. Своим голосом"8 марта на сцену Дома культуры "Мир" выйдет народный артист РФ Константин Райкин. В поэтическом моноспектакле, который артист называет "спектаклем своей жизни", прозвучат произведения Д.С.Самойлова и А.С.Пушкина.
Однажды удалось побеседовать с К.А.Райкиным о театре, об актерстве. Накануне гастролей предлагаем читателям это интервью, в котором переплетаются особенности работы с вечными ценностями. Константин Аркадьевич, в книге "Роман с театром" вы рассказывали, что театр должен быть островом любви. А островом познания он должен быть? - По-моему, это и есть то, что вытекает из понятия "любовь". Любовь - это ведь тоже способ познания мира. Потому что даже сухой научный интерес - он всегда замешан на любви. Творчество - это любовь к знаниям, к истине. Под словом любовь я имею ввиду понятие более широкое, а не как любовь между мужчиной и женщиной. Какой же эмоциональной силой нужно обладать театру, чтобы через "четвертую стену" прорываться к зрителю своим посылом и давать мощный тонус для каждой души в зале? - Обычно зритель приходит в зал достаточно пассивным, однозначно настроенным. Если это хороший спектакль, сильный, то, как правило, зритель не ожидает от него того, что получает в результате. Он вообще не готов, он же не обязан готовиться. Это актер, поскольку он профессионал, должен размяться и должен быть определенным образом настроен, заточен, сконцентрирован перед началом спектакля, он должен быть как-то очень мобилизован и профессионально обострен. А зритель пришел из гардероба, из буфета, он уставший после работы, полусонный, со спящим состоянием души… Бывают случайно попавшие в театр люди… - Надо это понимать, что есть люди с совершенно непроснувшейся душой, и они не знают, что она у них не проснулась. Поскольку Бог есть в каждом, то даже на этих людей можно воздействовать и в них проснется что-то, о чем человек и не знал до сих пор. Люди себя знают очень плохо… Мне кажется, театр прорабатывает те чувства, которые заложены, но которые неактивны. Он их оживляет, вдыхает в них жизнь… - Безусловно, это верно! Иногда бывают случаи, когда человек таким же примерно и уходит, но появившееся в нем непонимание сеет у него некое беспокойство все-таки. Он осознает, что он глухой, а раньше этого не чувствовал - это уже хорошее дело. Да, театр делает свое дело, безусловно. Вы не раз повторяли, что играете, чтобы стать лучше. Происходит ли перед каждым выходом на сцену обнуление предыдущих "заслуг" и становление на путь к завоеванию следующих? - Конечно, никакие заслуги не имеют значения в тот момент, когда мне нужно выходить на сцену и работать! Кому мои заслуги могут быть интересны? И мне самому тоже они неинтересны, мне дали их люди, находясь в заблуждении. Да, играть, чтобы стать лучше - а лучше ты станешь только в том случае, если ты каждый раз выходишь как в первый и делаешь всё на совесть. Актерство - это работа души. Вы ежедневно доказываете себе, что именно это ремесло помогает справляться с плохими мыслями… - С актером происходит какой-то процесс, он не выходит на сцену каким ему угодно, эта вещь уже почти несознательная, наработанная. Что такое настрой на спектакль? Концентрация... - Концентрация! Конечно, не хочется называть это термином, чтобы не становится похожим на сороконожку, которая начинает думать, с какой ноги она пойдет… Это естественная вещь для человека, который предназначен для этого дела. Он профессионал. С ним обязательно что-то происходит перед выходом на сцену, это определенный процесс, в котором можно долго разбираться, это должен делать скорее психолог… У меня психологическое образование и, видимо, поэтому именно с такой стороны я подошла к этому вопросу. - Я считаю, что психологи и артисты - это очень близкие профессии. Потому что мы занимаемся психологией бесконечно. Особенно артисты русского театра, это же психологическая школа - школа Станиславского, это умение правильно думать и искать подноготные глубины психологии и иногда психопатологии, находить глубокие психологические закоулки. Поэтому в самом себе, когда процесс налажен, не хочется его разбирать по полочкам, а то, что это процесс какой-то очень сильный - это да! Сложный процесс! Понимаете, это правильная постановка и правильно заявление - играть, чтобы стать лучше, потому что мужчина, который правильно выбрал профессию, и который правильно себя в ней ощущает, он становится лучше. Вне профессии для мужчины процесс совершенствования и вообще движения к Богу невозможен. Если благодаря профессии человек становится злее, завистливее, это значит, что совершилась какая-то ошибка, либо профессия неверно выбрана, либо он в ней неверно себя ведет. Вера в чудодейство профессии очень схожа с верой, которая была у Шантеклера. Вы акцентировали момент окрыленности, "возвышающего обмана", без которых нельзя жить, иначе жизнь бескрыла. - Конечно же, необходима какая-то энергия заблуждения. Это и есть высшее проявление человека. И искусство, и религия - это тоже энергия заблуждения. Веришь, и без этого нельзя! - Без этого нельзя, всё верно! Почему придумано всё это? Почему это рождено? Это же всё бездоказательно. Любая религия с научной точки зрения бездоказательна, по тем канонам доказательств, которые признает наука. Почему человек о чем-то догадался и создал себе такие религии, конфессии? Потому что это всё жизнь духа, он испытывает потребность создания каких-то образов, которые заставляют его встать на колени перед чем-то. Это сродни искусству. Создание себе какого-то мира. Потому что иначе жить невозможно. Иначе: "Мне скучно, бес! … Что делать, Фауст? Таков предел вам, значит, положён". Константин Аркадьевич, процитирую ваши слова: "театру нужна радость, высокая концентрация, полет души". Тон этой радости и скорость полета задает художественный руководитель? - Безусловно, но так я говорю исключительно про свой театр. Существует другой театр, которому никакая радость не нужна. Потому что существует, условно говоря, какой-нибудь немецкий театр, который занимается другим и у него цели вообще противоположные. Я говорю про русский театр и про наш театр конкретно. Я исхожу из каких-то установок, которые идут от Гоголя, от русской классики, от XIX века… Эти установки принципиальны для русского искусства вообще. Всё идет от головы - от того, кто является головой. От лидера, от вожака. Понятие преданности театру проходит нитью сквозь ваши постановки, звучит во многих интервью, оно чувствуется! Все ли ваши актеры наделены подобным зарядом верности? - Надо настроить их на это. Иногда не получается, тогда мы с ними расстаемся. В этом нет ничего трагического, это просто несовпадения и это бывает достаточно часто. Во-первых, у нас работать трудно, нужна исключительно добросовестная работа. Потом денег за это платят мало, у людей масса всяких сложностей в быту, они имеют семьи и они чувствуют эту ответственность, им просто хочется больше денег и правильно хочется. Поэтому иногда уходят люди или иногда я их об этом прошу. Мне совершенно невозможно работать с людьми, которым неинтересно. Это сразу видно! Это же не служба, а служение. Это образ жизни. И если у него не получается и для него это просто становится службой - я этого не хочу. Я очень многое об этом знаю, вижу по другим театрам, вижу очень много цинизма в нашем деле. С моей точки зрения, это вообще вещь невозможная для работы. Как только я это обнаруживаю, расстаюсь с этим человеком, пусть не в ту же секунду, чтобы не наказывать себя - я ведь завишу от него, он играет какие-то роли. Я жду, когда он доиграет, спектакли выйдут из репертуара или я смогу его заменить, и тогда происходит расставание. Это нормально, никто никому в вечной верности не клянется. Вы честно признаетесь, что "главное препятствие - это я сам". Преодоление себя - это путь к чему? - К самосовершенствованию! Каждый из нас состоит из разных качеств, противоречащих одно другому: я хочу одного, а делаю противоположное, потому что и то тоже хочу. Нужно выбирать, в какой-то момент, какое из "хочу" важнее. Наша профессия это вообще полностью преодоление себя. Настроение никогда не совпадает с тем, что нужно играть на сцене. А играть нужно очень хорошо, это колоссальное напряжение, это особое состояние, которое всё состоит из преодоления! Это требует огромной силы характера, целого ряда качеств, которые вообще редко встречаются в человеке. В актерской профессии, в театральном деле, это просто необходимо -если этого нет, то ничего не получится даже при большом таланте. *** В программке к постановке К.А.Райкина "Шантеклер", удивительно сильной по энергетике и необыкновенно тонкой по заложенному смыслу, для зрителей были написаны слова: "Люди бывают бескрылыми и окрыленными. Пусть наш спектакль добавит вам хоть немного перышек…" Главное действующее лицо - петух - верил, что пением будит зарю и поднимает солнце. И режиссер своим пожеланием дал публике нужный в тот момент посыл. Так же и в праздничный мартовский вечер в Дубне Константин Аркадьевич своим даром - актерским мастерством, поэзией, словом - окрылит каждого в зрительном зале. Актер верит в силу искусства, а зрители искренне поверят ему. И солнце по имени Райкин для нас непременно взойдет! Считанные дни остаются до творческого вечера героя нашего театрального времени. И свершится историческое событие для культурной жизни наукограда Дубна, которое навсегда останется его достоянием, вдохновением от исполнения заветной мечты. К.А.Райкин достиг наивысших актерских высот, сумев разрушить рамки амплуа и подняться на высоту мастерства, как комедийного, так и драматического. Он создал жизнеутверждающий театр, ориентированный на тех, кем движет интерес и любовь к искусству, кто готов испытывать на себе этот особый миг соединения с истиной. Беседовала Элеонора ЯМАЛЕЕВА, |
|