Номер 18 (4412) от 26 апреля 2018:

Комментарий к событию

В.Д.Кекелидзе:

"Правильно организованная коллаборация - залог успеха"

11-13 апреля в ОИЯИ состоялось Первое коллаборационное совещание экспериментов MPD и BM@N на установке NICA. Около двух сотен участников, среди которых директора научных центров, руководители лабораторий, ведущие теоретики мира, приехали в Дубну, чтобы ознакомиться с ходом работ, планами реализации мега-проекта NICA и обсудить возможность объединения усилий и ресурсов. В мероприятии приняли участие представители более 40 научных центров из 19 стран мира.

Открыл совещание директор ОИЯИ академик В.А.Матвеев: "Сегодня у нас очень большое событие, - отвечая на вопросы журналистов, сказал Виктор Анатольевич. - К нам приехали потенциальные участники международных коллабораций, которые будут готовить и выполнять эксперименты на комплексе NICA. Сейчас, когда сооружение комплекса идет быстрыми темпами, самое важное не деньги и не оборудование, а люди, интеллект... Конечно, мы очень заинтересованы в новых идеях, новых подходах, и только совместными усилиями мы можем решить ту задачу, которую поставили, взяв на себя выполнение проекта мега-сайенс класса NICA".

Два эксперимента, BM@N и MPD, уже реализуются с участием международного сообщества. Однако, как было до сих пор принято в ОИЯИ, руководители назначаются дирекцией. Создание же международной коллаборации должно происходить по международным законам и в соответствии с существующими процедурами: предстоит подписать меморандум о взаимопонимании, где зафиксированы обязательства всех сторон, утвердить устав и основополагающие документы, выбрать руководящий орган.

"Коллаборация - это сотрудничество, которое требует привлечения дополнительных ресурсов, - рассказывает вице-директор ОИЯИ, директор ЛФВЭ В.Д.Кекелидзе. - Самый важный ресурс, на мой взгляд, в современном мире - интеллектуальный. Но и деньги тоже нужны, потому что интеллект без денег трудно применить. Материальный вклад в проект NICA на сегодня уже сделан довольно большой и со стороны ОИЯИ, и со стороны РФ, поэтому базис есть. Но, конечно, этого недостаточно. Сейчас рассматриваются две страны с серьезным материальным вкладом - Китай и Германия. В этих странах идут переговоры на правительственном уровне, и мы не сомневаемся, что скоро поступят дополнительные ресурсы. Но мы готовы принять и тех, у кого нет таких возможностей или они не так велики. Например, Чили, Мексика и другие страны. Мы приглашаем тех, кто интересуется нашей физикой, у кого есть яркие интересные результаты, кто может внести интеллектуальный вклад".

Интерес международного научного сообщества к исследованиям на комплексе NICA огромен. Об этом свидетельствует и состав участников, впервые собранных вместе, и количество докладов. "Я нахожусь здесь не для участия в эксперименте, - говорит профессор Нантского университета Хорх Айхелин. - Обычно теоретики не приглашаются в эксперименты, и причина очень проста - теоретики должны объяснять данные, а они еще не стали официально доступными. Однако между нашими организациями происходит интенсивный обмен, это сотрудничество для нас очень важно".

Эксперимент BM@N уже начался, а MPD стартует только с конца 2020 года. Вокруг действующей установки сейчас, естественно, собирается больше ученых, но у эксперимента MPD будет больше возможностей. Диапазоны энергий, в которых работают эти эксперименты, представляют собой очень интересную область для физиков. И если учесть, что один эксперимент делается на выведенных пучках, а другой на встречных - в целом BM@N и MPD предоставляют самый широкий спектр исследовательских возможностей. "Я считаю, что это очень важный этап для проекта NICA, - говорит профессор Вейцмановского университета И.Церруя. - Сюда приехали группы ученых со всего мира, из Европы, Азии, Америки для создания коллаборации и участия в экспериментах MPD и BM@N. Формирование такой международной структуры станет новой вехой в развитии проекта".

Как пояснил профессор В.Д.Кекелидзе, первый эксперимент BM@N на фиксированной мишени начался в стартовой конфигурации, со временем будут добавлены новые детекторы. Во время сеанса на Нуклотроне, который завершился 3 апреля, было набрано 180 млн событий. Чтобы их обработать, потребуется несколько лет, но это уже будут реальные физические результаты, которые помогут совершенствовать в будущем и коллайдерные эксперименты. Отвечая на вопросы журналистов о ближайших планах, Владимир Димитриевич сказал: "Сейчас ускоритель будет остановлен на 1,5-2 года, чтобы можно было технически вывести из него пучки. Поэтому будем анализировать полученные данные. Через 2 года продолжится эксперимент BM@N на выведенном пучке, уже в полной конфигурации. А по MPD мы планируем завершить установку к концу 2020 года. После этого начнется эксперимент и на коллайдере".

Еще одна, третья, коллаборация по эксперименту SPD будет создана позже. И, конечно, она будет не последней в Объединенном институте. Поэтому на данном этапе важно отработать механизм, учесть все аспекты и приобрести опыт создания такой международной структуры. По словам В.Д.Кекелизде, для проекта NICA важны не только совершенные технически детекторы, хорошие ускорители и пучки. Важна еще и правильная организация, чтобы результаты были получены на высочайшем уровне, были абсолютно достоверны. Правильно организованная коллаборация - это залог успеха. "Мы хотим, чтобы не только ученые определились с участием, но и организации, - говорит заместитель директора ЛФВЭ Ю.К.Потребеников. - Накануне состоялось совещание с группой сотрудников МИФИ, приезжал ректор М.Н.Стриханов. Обсуждался вопрос, может ли МИФИ взять себе одну из подсистем, разработать, изготовить и полностью за нее отвечать. Мы хотим, чтобы организации создавали для проекта NICA крупные блоки и в дальнейшем занимались их обслуживанием и эксплуатацией".

Совещание продолжалось три дня. Помимо пленарных заседаний были организованы экскурсии на стройплощадку NICA, на фабрику сверхпроводящих магнитов, в детекторные лаборатории. В результате обсуждений и дискуссий были выработаны уставы коллабораций MPD и BM@N, которые поддержали 29 организаций из 14 стран. Избран специальный комитет во главе с профессором И. Церруя для подбора кандидатов на позиции споксменов коллабораций. Намечены сроки проведения выборов - осень 2018 года, когда в Дубне будут проводиться следующие совещания коллабораций MPD и BM@N.

Благодарим Ю.К.Потребеникова и Н.А.Молоканову за помощь в подготовке материала.

Галина МЯЛКОВСКАЯ,