Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 23 (4620) от 23 июня 2022:


№ 23 в формате pdf
 

К 95-летию Льва Иосифовича Лапидуса

"Он был истинно интеллигентным человеком"

Лев Иосифович Лапидус родился 22 июня 1927 года в Москве в семье известного советского экономиста Иосифа Абрамовича Лапидуса и врача-фтизиатра Груни Касрильевны Шемтовой. Иосиф Абрамович был родом из Минска, а Груня Касрильевна приехала в Москву после еврейских погромов из Друи Полоцкой области. Молодые люди познакомились в Москве, будучи студентами-медиками Первого московского университета. В 1924 году И.А.Лапидус закончил медицинский факультет, а в 1929 году - философский.

До войны Иосиф Абрамович был профессором философии. В первые дни войны ушел на фронт в народное ополчение медиком-добровольцем и через короткое время погиб в боях подо Ржевом. Только в 1972 году благодаря огромным усилиям сыновей удалось найти место его захоронения.

Груня Касрильевна в годы войны работала в Главном военно-санитарном управлении Красной армии, а в послевоенные годы посвятила себя работе детским врачом.

После возвращения из эвакуации Лев Иосифович экстерном закончил десятый класс школы №110 в Москве и поступил в МХТИ имени Менделеева. После полутора лет учебы перевелся в только что созданный Московский механический институт (позднее МИФИ), который и закончил в 1950 году, став одним из его первых выпускников. Когда учился в Менделеевке, познакомился с Софьей Львовной Смирновой, которая в 1948 году стала его спутницей жизни и прожила с ним во всех радостях и горестях до конца дней.

Л.И.Лапидус с коллегами.
"Сразу после окончания МИФИ папа с немногими молодыми физиками-теоретиками был направлен на работу в Дубну, - рассказывает Алла Львовна Лапидус. - В Дубне под руководством И.Я.Померанчука и Я.А.Смородинского начался его путь ученого-физика; здесь он вырос в крупного теоретика, его имя и работы стали хорошо известны во многих лабораториях нашей страны и за рубежом.

Результаты папиных работ всегда имели непосредственный выход на эксперимент. Именно поэтому его мнение считалось авторитетным и оказывало влияние на развитие теоретической физики и в неменьшей степени на развитие экспериментальных исследований на ускорителях Дубны".

В тридцать один год Л.И.Лапидус стал заместителем директора Лаборатории ядерных проблем В.П.Джелепова и бессменно проработал в этой должности с 1958 по 1980 годы. Занимался организацией науки и развитием молодых ученых, устраивал семинары, лектории и школы. Докторскую диссертацию защитил в 1962 году (в тридцать пять лет); через три года получил звание профессора.

Лекции и семинары Льва Иосифовича отличала та же ясность, которая была присуща его научным работам. Он умел вдохновить слушателей красотой физических теорий и передать им свою увлеченность предметом.

"Вспоминая годы совместной работы, коллеги отмечали, что общение с папой всегда было интересным. Он обладал редкостным даром внимательно выслушать собеседника, вникнуть в его проблемы. Этот талант отличал его и на посту заместителя директора ЛЯП ОИЯИ. Мягкость и такт в общении с людьми сочетались у него с твердостью и принципиальностью тогда, когда он сталкивался с проявлениями непорядочности в жизни и в науке. Он был истинно интеллигентным человеком!"

Работа требовала полной отдачи сил. Лев Иосифович рано уходил на работу и поздно возвращался домой; в любой момент ему могли позвонить, чтобы обсудить научные или административные проблемы. Он отдавал себя служению науке и при этом оставался любящим отцом и прекрасным мужем, о чем с теплом вспоминают его дочери: "Наши родители любили нас беззаветно, - говорит Ирина Львовна Лапидус. - Чудесные часы в лесу, на берегу Волги, на море, катание на санках и лыжах, различные секции, кружки, дополнительные занятия, просто прогулки по городу, концерты, кино, спектакли в Доме ученых и Доме культуры, регулярные поездки в Москву в театры и музеи, билеты на которые нам, не жалея никаких сил, "доставали" наша бабушка Г.К.Шемтова и папины московские друзья. С самого малого возраста нам много читали - пока мы не научились сами, - привечали наших друзей и всегда очень заботились о возможном разнообразии нашего дальнейшего образования". Впоследствии обе дочери Льва Иосифовича закончили МИФИ. Алла Львовна стала профессором биоинформатики Центра биоинформатики и алгоритмической биотехнологии СПбГУ, Ирина Львовна занимается радиобиологией и ее прикладными применениями.

50-летний юбилей, с В.П.Джелеповым.

Лев Иосифович находил время и силы и для многочисленных друзей семьи. Супруги Лапидусы были радушными и гостеприимными хозяевами, двери их дома были открыты для друзей и коллег, в том числе приезжавших в Дубну из других городов. "Детьми мы сидели на коленях у Ильи Михайловича Франка и Льва Давыдовича Ландау. Близким человеком в нашем доме был Яков Абрамович Смородинский, которого мы все очень любили", - вспоминают сестры.

Софья Львовна прекрасно готовила. За обедами и ужинами, приготовленными ее руками, собирались друзья и соседи: Биленькие, Прокошкины, Алфименковы, Осетинские, Сороко, Пикельнеры, Покровские, Ютландовы, Поликановы, Перфеевы, Займидорога, Замолодчиковы и другие. Из Москвы приезжали близкие друзья: Ю.М.Каган (впоследствии академик РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР), Л.М.Титов (видный проектировщик авиационных двигателей), Л.Б.Шагалов. "Частыми гостями родителей были В.П.Джелепов, Ц.Вылов, Б.М.Понтекорво и Ф.Легар. Хотелось бы упомянуть всех, но это просто невозможно!" - добавляет дочь Ирина.

В доме Лапидусов гостили не только именитые ученые со всего мира, но и молодые коллеги Льва Иосифовича: Б.З.Копелиович (ныне профессор и член совета директоров университета UTFSM в Вальпараисо, Чили), Г.И.Лыкасов, А.В.Тарасов, А.Б.Замолодчиков, С.Намсарай и Ч.Цэрэн (оба впоследствии в разные сроки были президентами Академии наук Монголии) и другие.

Лев Иосифович Лапидус очень многое успевал в жизни. Помимо работы, научных интересов, семьи и друзей, находил время и для своих увлечений: коллекционировал марки, фотографировал, читал. Из частых международных командировок, помимо рассказов о дальних странах, привозил фотографии, слайды, любительские кинофильмы. Собрал дома большую библиотеку художественной литературы и книг по искусству. "Хорошим отдыхом для папы были катание на лыжах, игра в теннис, дальние заплывы на Волге и на море, семейные пикники на природе с игрой в бадминтон и походы за грибами и ягодами, долгие прогулки с разговорами обо всем со своими самыми близкими друзьями".

С Аллой и Ирой на море.

Л.И.Лапидус пытался создать пространство культуры не только в собственном доме, но и в родном городе: в 1958 году участвовал в создании Дома ученых ОИЯИ, входил в состав его первого совета, председателем которого был избран Б.М.Понтекорво, дружил с первым директором Дома ученых О.З.Грачевым и всячески его поддерживал.

"Мы благодарны всем, кто и 36 лет спустя после смерти нашего папы хранит добрую память о нем как об ученом и человеке, и будем признательны каждому, кто захочет поделиться с нами своими личными воспоминаниями".

* * *

Свои воспоминания о Л.И.Лапидусе нам прислал Борис Зиновьевич Копелиович, доктор физико-математических наук, ученик и соратник Льва Иосифовича.

Б.З.Копелиович - физик-теоретик, выпускник МФТИ. Приехал в Дубну в 1969 году, и его научным руководителем стал профессор Лев Иосифович Лапидус, в то время заместитель директора Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ.

Круг научных интересов Бориса Зиновьевича - физика элементарных частиц и их взаимодействие с адронами и ядрами. Он возглавил теоретический сектор научно-экспериментального отдела искрового спектрометра сразу после безвременной кончины Л.И.Лапидуса. В дальнейшем работал в Институте Макса Планка в Гейдельберге. Был организатором многих научных международных конференций, совещаний, семинаров. Сейчас Б.З.Копелиович - профессор Университета Вальпараисо в Чили.

"Свой диплом я делал как экспериментатор под руководством Алексея Федоровича Писарева. После чего он сказал, что не стоит зарывать в землю мой талант к теоретической физике, и рекомендовал меня в аспирантуру к Л.И.Лапидусу. Мне трудно представить более интеллигентного и демократичного человека, чем Лев Иосифович. Никогда не было такого, чтобы он рекомендовал мне тему для работы. Я всегда был свободен в формулировке проблемы и ее решении. С тех пор у меня самого было и есть много учеников, но, к сожалению, я не сумел перенять этой демократичности у Льва Иосифовича.

Вместе с Л.И.Лапидусом мы работали над физикой спина. Пожалуй, самой известной стала работа о кулон-ядерной интерференции. Недавно в Брукхейвенской национальной лаборатории были наиболее точно измерены предсказанные нами в 1973 году эффекты.

Были периоды, когда мы занимались теорией Редже. Мы впервые построили теорию померона с Редже-интерсептом выше единицы. Теперь это общепринятый вариант.

В 1980-х годах мы одними из первых занялись построением моделей, основанных на квантовой хромодинамике (КХД). В 1981 году вместе со Львом Иосифовичем и А.Б.Замолодчиковым мы предсказали эффект цветовой прозрачности и сформулировали подход цветовых диполей, который стал наиболее популярной моделью в КХД высоких энергий.

Общаясь с Львом Иосифовичем, мы часто шутили, и некоторые его высказывания я помню и использую до сих пор. Иногда авторы статей в научных журналах пытаются доказать свою правоту, ссылаясь на многочисленные публикации других авторов. На это я привожу цитату Л.И.Лапидуса: "Не каждую физическую проблему можно решить голосованием".

Мы часто ездили на многочисленные конференции и, конечно, тесно общались. Конференций внутри СССР было много, но за границу меня не пускали. В 1984 году Лев Иосифович поехал в Гейдельберг на большую конференцию PANIC (Particle-Nucleus Interaction Conference), которую организовал (и придумал для нее сокращение) тогдашний директор Института Макса-Планка Богдан Поух. Вернувшись, Лев Иосифович рассказывал, как выглядит Гейдельберг, живописал его старинные улицы и замок, реку Неккар, зеленые лужайки. Для меня это звучало, как рассказ о Луне. Теперь река Неккар течет под моим балконом, а Богдан Поух - мой близкий друг и соавтор на протяжении вот уже 30 лет.

Часто я бывал у Льва Иосифовича в гостях. С его женой Софьей Львовной мы долго поддерживали отношения и после того, как Лев Иосифович покинул нас.

Вспоминая Л.И.Лапидуса, хотелось бы подчеркнуть главное его качество - демократичность по отношению к окружающим".

Материал подготовлен группой научных коммуникаций Лаборатории ядерных проблем, фото из семейного архива семьи Лапидусов и Лаборатории ядерных проблем.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер