|
Конференции
Актуальные проблемы и новые технологии - на переднем плане
С 25 по 27 октября в Дубне работала конференция "Актуальные проблемы радиационной биологии. К 60-летию создания Научного совета РАН по радиобиологии". В рамках конференции состоялся пленум Научного совета РАН по радиобиологии. Его участники вспомнили видных советских радиобиологов, радиоэкологов, основателей космической медицины, прошло заседание правления Радиобиологического общества РАН.
Перед открытием научной части конференции директор ЛРБ А.Н.Бугай рассказал о ее задачах представителям СМИ Объединенного института:
- Сегодня мы заслушаем выступления по ключевым проблемам современной радиобиологии, начиная от экспериментальных проблем и заканчивая важнейшими практическими приложениями: по космической тематике, космической медицине, задачам, связанным с разработкой новых радиопротекторов, проблемам лучевой терапии и ее приложений. Кроме того, запланирована специальная секция по математическому моделированию, где будут изложены современные подходы, не обойдем стороной такую важную проблему, как неионизирующее излучение. В конференции участвуют специалисты из академических институтов и клинических центров Москвы, Обнинска, Пущино, Сарова, а на связи с нами будут коллеги из Челябинска, Томска, других городов.
ЛРБ сейчас активно развивается. В ОИЯИ взято направление на развитие наук о жизни, и наша лаборатория здесь является лидером. Самая главная наша позиция, наверное, это радиобиология тяжелых ионов и связанные с ней важнейшие приложения, такие как вопросы радиационной безопасности космических полетов и вопросы применения адронных пучков в лучевой терапии. Кроме того, мы занимаемся такими смежными задачами, как повышение эффективности обычной лучевой терапии с применением фотонных пучков, проблемами нейрофизиологии, тесно связанными с вопросами изучения мозга, - это очень важные, животрепещущие вещи. Конечно, не обходим стороной и фундаментальные направления, связанные с молекулярными механизмами действия излучения на вещество, с развитием молекулярной радиобиологии, генетики, нейрохимии. Лаборатория постепенно пополняется новым оборудованием, недавно мы ввели в строй новую, прецизионную установку для облучения животных. Фактически это технологии, позволяющие развивать лучевую терапию: моделируя ее на животных, успешно проводить международно сертифицированные доклинические исследования. В этом смысле мы будем постепенно развиваться, вести образовательные программы, привлекать молодежь, которая сейчас активно интересуется науками о жизни.
Вчера прошло заседание пленума и Совета РАН по радиобиологии, обсуждались некоторые вопросы радиобиологического общества. Общество и Совет пополнились новыми членами - и молодыми людьми, и заслуженными. Так что наша наука постепенно приобретает новые очертания, и мы уверенно смотрим в будущее.
Открыл научную программу конференции докладом "Космическая радиация: 60 лет в эпицентре исследований научного совета РАН по радиобиологии" академик РАН И.Б.Ушаков (ФМБЦ имени А.И.Бурназяна). Начал он с истории космической радиобиологии, а завершил свое выступление так: "Мы на пороге освоения человеком новых небесных тел и планет. Нужна новая концепция радиационной защиты в космосе".
Отвечая на вопрос о соотношении между итогами и планами, Игорь Борисович сказал:
- Планов накопилось гораздо больше, чем итогов, итоги опубликованы, в том числе, в шеститомном российско-американском труде по космической медицине. А планов, которые всем в мире хотелось бы выполнять, сформировалось очень много, но осуществление космической деятельности, к сожалению, зависит от финансовых условий, и многие космические программы по не зависящим ни от кого причинам откладываются. Можно только посетовать на это, но многие вещи приходится проводить на Земле, в модельных условиях. А моделирование очень ограничено, и космическую радиацию можно моделировать только по ее составным частям. И по частям складывать ту картину радиационных изменений в различных органах и системах человека, которые могут произойти при облучении в условиях полета. Это вынужденный путь, он имеет свои ограничения и свои ошибки, об этом я постарался рассказать в своем докладе.
- Но другого пути нет...
- Другого пути нет. Можно и нужно моделировать в биологических экспериментах на спутниках. Была замечательная программа "Бион" (серия советских и российских космических аппаратов, предназначенных для проведения биологических исследований - здесь и далее примечания автора). В этом году 4 октября мы отметили 65 лет начала космической эры, но как-то забыли про другой юбилей, который, возможно, с точки зрения биологии, медицины и пилотируемой космонавтики более важен, - это полет второго искусственного спутника с собакой Лайкой на борту. 3 ноября исполнится 65 лет этому полету, в котором запустили первое живое существо с Земли. Вопросы радиационной безопасности уже тогда оценивались, правда, расчетными методами. Первая радиобиологическая группа была создана в Институте авиационной и космической медицины (тогда Институт авиационной медицины) в 1958 году, формально - после полета Лайки. А к полету Ю.А.Гагарина начали готовиться заранее. В 1958 году организовали радиобиологическую группу, ее возглавил А.А.Гюрджиан. О нем мало знают, хотя его фотография с Белкой и Стрелкой, которых он готовил к полету в 1960-м, обошла весь мир. Тогда с помощью расчетов и косвенных оценок определяли возможную дозу облучения. А у Гагарина уже был дозиметр, созданный в Институте биофизики профессором И.Б.Кеирим-Маркусом с учениками. 100-летие этого уникального ученого мы недавно отмечали. У него большая школа, он написал несколько монографий.
Так вот, полет Лайки фактически был первым экспериментом программы "Бион", затем последовали запуски аппаратов с мышами, крысами и даже с обезьянами. Последний полет состоялся в конце 1996-го. В этом веке программа продолжилась в 2013 году - запуском аппарата "Бион-М" номер 1 с мышами, микробами, семенами. Это был очень результативный, богатый научными результатами полет. Сейчас планируется полет аппарата "Бион-М" номер 2. По техническим причинам он уже несколько раз откладывался, сейчас старт планируется на 2024 год. Последний полет не биологического спутника "Фотон-М" номер 4 с микробами и семенами состоялся в 2014 году. Это очень перспективное направление для оценки, в том числе и радиочувствительности, очень эффективный путь прямого, реального моделирования космической радиации в полете.
Есть планы запуска спутников на более высокие орбиты, до 20 000 км, где дозы радиации значительно выше. Это уже межпланетное пространство, там более жесткое излучение, присутствуют тяжелые заряженные частицы, то есть условия приближены к тем межпланетным полетам, о которых мы думаем.
Конечно, перед полетом Гагарина были скептики, которые считали, что дозы радиации будут выше, но истина оказалась на стороне оптимистов. Полет Гагарина и последующие полеты с измерением радиации на борту станции показали, что при этих дозах можно летать достаточно долго, и радиация при орбитальных полетах не является серьезным препятствием. Гораздо большим барьером остается невесомость. А в межпланетных полетах радиация может выйти на передний план, хотя невесомость останется серьезнейшим барьером. Здесь нужны коллективные усилия Института медико-биологических проблем, Федерального медицинского биофизического центра имени А.И.Бурназяна и Центра подготовки космонавтов. Нужен медико-дозиметрический регистр космонавтов, постоянно пополняющийся, с подробными паспортами здоровья, доступный для специалистов. Такой регистр составлен по чернобыльцам, в Росатоме ведут свой регистр, а по космонавтам его нет. Надеюсь, он будет создан при руководящей роли Федерального медико-биологического агентства, которое обладает соответствующими навыками и последними разработками по созданию таких регистров в различных областях деятельности человека.
- А перспективы есть?
- Перспективы есть. Если регистр будет создан, то он станет базой для дальнейшего движения вперед, для подготовки межпланетных полетов в том числе. Надо двигаться последовательно: сначала слетать на Луну, потом на Марс, - в такой последовательности это будет наиболее правильно даже с точки зрения подготовки человека.
- Марсианский проект Илона Маска - химера?
- Нет, Маск, безусловно, умный человек, подвижник космоса, я не хотел бы здесь говорить о коммерческих причинах. Он любит космос, смотрит вперед. Я уважительно отношусь к этой личности. Нам надо брать лучшее из того, что предлагают оппоненты из других стран, и создавать в России, не зависеть от других космических программ. Планируемая российская орбитальная станция РОСС чрезвычайно нужное дело, в котором должны участвовать представители всех организаций, в том числе и в аспекте защиты от радиации. Позиция ЛРБ ОИЯИ, сотрудники которой здесь сделали прекрасные доклады, где неустанно совершенствуют экспериментальную базу, вызывает уважение. Мы должны поддерживать друг друга в стремлении перейти от модельных экспериментов к бортовым разработкам.
(Окончание в ближайших номерах)
Ольга ТАРАНТИНА, фото Игоря ЛАПЕНКО
|