|
Молодежь и наука
Весенняя IT-школа: "ОИЯИ - это место, где свои идеи можно воплотить в жизнь"
10 апреля в Лаборатории информационных технологий имени М.Г.Мещерякова завершила работу Весенняя школа по информационным технологиям ОИЯИ. В течение двух дней студенты из вузов Российской Федерации и Республики Беларусь представляли результаты своих работ, выполненных по тематике исследований Объединенного института под руководством специалистов ЛИТ.
Традиционно на Весенней IT-школе проводится своеобразное подведение итогов предшествующего ей осеннего этапа. Основатель школы, научный руководитель ЛИТ Владимир Кореньков сообщил, что в Осенней школе, проходившей в октябре 2024 г., приняли участие 58 студентов из 11 российских вузов и более 30 лекторов из лабораторий ОИЯИ и других научно-образовательных организаций. По ее итогам были сформированы научные группы, включающие в себя студентов, их руководителей из вузов и сотрудников Института для совместных работ в проектах ОИЯИ. В результате 33 молодых специалиста из девяти университетов России и Беларуси, выбравших темой своих квалификационных бакалаврских и магистерских работ тематику ОИЯИ, представили на весенней школе свои исследования.
В этот раз научные направления были разбиты на шесть тематик: распределенные вычисления в экспериментальных и теоретических исследованиях ОИЯИ, математическое моделирование и численные методы, методы и технологии обработки и анализа данных, цифровая экосистема ОИЯИ, поддержка и развитие Многофункционального информационно-вычислительного комплекса ОИЯИ, инженерная инфраструктура: автоматизация и мониторинг.
Как рассказал Владимир Кореньков, на школе прозвучал целый ряд интересных докладов. В первую очередь он выделил отчет по разработке архитектуры распределенного хранилища данных разных уровней и ее виртуализации. Был отмечен спектр работ, связанных с методами машинного обучения в приложении к различным сферам, особенно в области трекинга по проекту NICA: задачи экспериментов SPD, MPD, анализ и отбор событий. Несколько сильных докладов были посвящены математическим проблемам, например использованию метода нейронных сетей для решения сложных многомерных интегралов. "Проведение школы не только дает возможность ребятам получить новые знания, но также и новый опыт нашим кураторам проектов, помогает им совершенствоваться в преподавании и ведении студенческих работ, - подчеркнул Владимир Кореньков. - Также очень важно, что мы за это время хорошо узнаём студентов, понимаем их задатки и способности. Нам недостаточно воспитать хороших программистов - мы ищем молодых ученых. Людей инициативных, творческих, самостоятельных. Тех, кто способен не просто выполнять задания, а искать, пробиваться, ставить себе задачи и искать пути их решения. Мы стремимся к тому, чтобы IT-школа в этом плане ребят закаляла".
Директор ЛИТ Сергей Шматов отметил, что подавляющее большинство молодых сотрудников, которые поступают на работу в ЛИТ после своих квалификационных работ, проходят через Школу по информационным технологиям ОИЯИ. Вместе с этим он сделал акцент на том, что IT-школа ОИЯИ - это инструмент формирования кадрового резерва не только для ЛИТ, но и для всего Института в целом. "Информационные технологии необходимы в любом научном направлении и особенно для реализации наших мегасайенс-проектов, таких как NICA. По этой причине в качестве лекторов осенней части школы перед ребятами выступают сотрудники из различных лабораторий ОИЯИ, которые, так или иначе, используют в своей деятельности информационные технологии. Но, безусловно, мы рассчитываем привлечь молодежь в ЛИТ на долгосрочной основе. Поэтому наши сотрудники здесь - это не просто лекторы, это люди, которые возглавляют научные проекты, те, кто способен вести за собой молодежь", - рассказал директор ЛИТ.
Сертификаты участникам и дипломы победителям конкурса докладов на закрытии Весенней IT-школы вручили директор ОИЯИ Григорий Трубников и вице-директор ОИЯИ Лъчезар Костов. Высоко оценил большой объем работы, проделанный студентами и их научными руководителями, Виктор Матвеев, научный руководитель ОИЯИ.
"ЛИТ умеет создать уникальную рабочую атмосферу, в которой ученым, специалистам, студентам - всем интересно и общаться друг с другом, и реализовывать проекты, и даже выход на защиту работы - это задор и кураж, - отметил Григорий Трубников, поздравляя участников с завершением школы. - Школа приносит пользу и нашему Институту, и домашним научным организациям ребят. Благодаря ей появляются квалифицированные специалисты с серьезными работами, результаты которых - программы, разработки, алгоритмы, - если не сегодня, то завтра будут использованы (а некоторые уже применены) в реальных научных проектах".
"Общение с молодыми людьми очень важно для наставников, поскольку оно является источником творческой энергии и новых идей, необходимых для научных исследований", - прокомментировал проведение школы Лъчезар Костов.
Все участники весеннего этапа по информационным технологиям ОИЯИ ответили на интересные вопросы после своих докладов, получили полезные рекомендации и замечания от членов жюри, в состав которого вошли как эксперты из ЛИТ, так и из ведущих российских научных организаций.
По итогам Весенней школы были объявлены победители конкурса на лучший доклад: Юлия Драневич, Артем Белый, Григорий Шипунов (Государственный университет "Дубна"), Лев Симбирятин, Полина Коршунова (Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"), Евгений Ибатуллин (Санкт-Петербургский государственный университет), Савелий Омелянчук (Филиал МГУ в Дубне). Подробнее с работами можно ознакомиться на сайте школы. Летом эти ребята представят свои работы на международной конференции "Распределенные вычисления и грид-технологии в науке и образовании" (GRID'2025).
Ученый секретарь IT-школы, научный сотрудник ЛИТ Дарья Пряхина отметила, что школа активно развивается: "Расширяется география школы. Мы рады, что в этом году присоединилась Беларусь, и мы планируем продолжить работу с другими странами. Растет тематический охват, доклады студентов стали более глубокими и проработанными. И для нас очень важно, чтобы все лаборатории Института включились в постановку задач для студентов IT-школы ОИЯИ. Потому что сейчас задачи, связанные с информационными технологиями, есть абсолютно в любой научной области".
***
Своими впечатлениями об участии в IT-школе поделились несколько победителей конкурса докладов.
"Я узнал об этой IT-школе от своего научного руководителя, который представил ОИЯИ как место, где я смогу воплотить свои идеи в жизни. Моя задача связана с разработкой виртуализированного распределенного хранилища данных. Моим куратором стал Александр Николаевич Мойбенко, специалист именно в этой области. Я хотел разработать свою идею. Когда появилась возможность представить мою работу на конференции, я понял, что это шанс донести свою идею до людей и получить критику от первоклассных специалистов. Сейчас, уже после выступления, я понимаю, что это также и отличная возможность вырасти личностно. Это то, что я считаю наиболее важным в исследовательской работе. В дальнейшем я заинтересован в продолжении своей работы в магистратуре и активно рассматриваю направления в своем университете, а также филиал МГУ в Дубне, который сотрудничает с ЛИТ", - рассказал Евгений Ибатуллин, студент 4-го курса СПбГУ.
"В школу я попал благодаря моему научному руководителю Чижову Константину Алексеевичу. Он предложил нам с напарницей поучаствовать, чему я был невероятно рад, потому что очень хотел побывать в ОИЯИ. Институт дает огромный спектр возможных задач и направлений. На данный момент я занимаюсь разработкой веб-приложения для восстановления спектров нейтронов и параллельно заканчиваю бакалавриат в Государственном университете "Дубна". Это великолепная возможность научиться новому и прикоснуться к великим свершениям в науке", - поделился Артем Белый.
"Еще 1,5 года назад в рамках учебной практики сотрудники ОИЯИ предложили нам несколько тем, связанных с разработкой систем для эксперимента SPD на коллайдере NICA. Одна из них показалась мне интересной и важной, так как раньше я не занималась вещами, связанными с разработкой, но мне хотелось развиваться именно в этом направлении. Сейчас я занимаюсь созданием системы управления данными для SPD Online Filter под руководством Данилы Анатольевича Олейника и успела многому научиться за это время. Поучаствовать в школе было полезно не только в плане подготовки к защите диплома. Было интересно послушать доклады других участников, узнать, чем занимаются коллеги", - отметила Полина Коршунова, студентка 2-го курса магистратуры НИЯУ МИФИ.
На весенней школе были представлены доклады студентов Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) и Государственного университета "Дубна", Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ), Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ", филиала МГУ в Дубне и Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого (ГГТУ).
По информации ЛИТ
|