Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 12 (4303) от 17 марта 2016:


№ 12 в формате pdf
 

Совещания

Чтоб дышалось всем легко

Первую неделю весны в Дубне работало 29-е Международное совещание ООН по воздуху Европы. Его организовали ЛНФ ОИЯИ и Программный координационный центр по экологии и гидрологии (Великобритания). Такие совещания рабочая группа комиссии ООН по воздуху Европы проводит ежегодно. В Дубне совещание из этой серии впервые проводилось в 2007 году, и участвовало в нем 70 специалистов из 24 стран. В нынешнем - около 100 специалистов из 36 стран, занятых в программе мониторинга атмосферных выпадений тяжелых металлов и воздействия приземного озона на растительность.

Сектор нейтронного активационного анализа и прикладных исследований ЛНФ ОИЯИ участвует в работах Комиссии по биомониторингу атмосферных выпадений с помощью мхов-биомониторов и ядерно-физических аналитических методов уже более 20 лет. С 2014 года координация работ по этой программе ООН перешла из Великобритании в ОИЯИ.

- С большим удовольствием приветствую вас в нашем международном Институте, - обратился к участникам совещания директор ОИЯИ академик В.А.Матвеев. - Это второе международное совещание ООН по воздуху Европы, которое проводится в Дубне. В этой программе задействованы почти все страны-участницы и ассоциативные члены ОИЯИ. В 2015 году в нее вошли Азербайджан, Грузия, Казахстан, Молдавия, Монголия, Вьетнам. Интерес к этим исследованиям выражают и страны Латинской Америки, в том числе Куба и Гватемала. Посол Гватемалы Э.Менезес и его супруга М.Рамос участвуют в работе нашего совещания.

В.А.Матвеев отметил большой вклад в работу по изучению воздушных загрязнений сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований ЛНФ ОИЯИ. Он подчеркнул, что эта работа поддерживается грантами полномочных представителей правительств стран-участниц ОИЯИ: Болгарии, Грузии, Польши, Словакии, Чехии и ассоциированных стран - Сербии и ЮАР.

- В этом году ОИЯИ проводит 29-е Совещание ООН по воздуху Европы, - рассказала дубненским журналистам координатор программы по одновременному сбору мхов-биомониторов, председатель оргкомитета совещания Марина Фронтасьева (ЛНФ ОИЯИ). - Что может быть важнее воздуха в экологическом смысле? Во всех экологических доктринах всех стран воздух стоит на первом месте. Мы в Объединенном институте занимаемся этой тематикой уже 20 лет, участвуя в программе Комиссии ООН по воздуху Европы в рамках Конвенции ООН по дальнему трансграничному переносу воздушных загрязнений (CLRTAP). Это весьма почетная миссия. Я должна сказать, что страны-участницы ОИЯИ, понимая важность этих исследований, поддерживают наши работы грантами полномочных представителей. Это очень важный аспект, потому что мы привлекаем людей для сбора образцов в их странах, а это требует существенных затрат. Первый грант мы получили от Польши, нас поддержал академик А.Хрынкевич, а сейчас наш сектор имеет 18 грантов полномочных представителей!

Аналитические работы проводятся методом нейтронной активации мхов-биомониторов на установке РЕГАТА на реакторе ИБР-2 ЛНФ ОИЯИ. Мы сотрудничаем практически со всеми странами-участницами и ассоциированными членами Института. В нашем совещании участвует представительница Гватемалы, занимающаяся экологическими исследованиями. Наш опыт будет очень важен для стран Центральной Америки, где эта программа ООН еще не получила должного внимания. Очень приятно, что в совещании принимает участие много молодежи, как россиян, так и граждан других стран. Понимая важность исследований воздушных загрязнений, они присоединяются к нашим работам, а ОИЯИ способствует этому. Способствует в каком смысле? Ребята приезжают сюда работать в перспективном направлении, поддерживаемом ООН, делают бакалаврские, магистерские работы, готовят кандидатские диссертации, то есть у нас научные исследования сочетаются с подготовкой научных кадров для многих стран. Причем, не только стран-участниц ОИЯИ: у нас в прошлом году защитили диссертации, выполненные на материале исследований в нашем секторе с использованием нейтронного активационного анализа на реакторе ИБР-2, двое молодых людей из Македонии. В 2015 году приезжала аспирантка из Албании, - круг ширится. ОИЯИ - институт фундаментальных исследований, и такое внимание к прикладным работам в области экологии показывает, что наши работы ценятся. Человек и его здоровье - это важно для всех государств. Наша задача - закрыть белые пятна на картах разных стран по загрязнению токсичными элементами и радионуклидами. Важно эти работы поддерживать и развивать их, в том числе и в России.

Мы очень признательны В.А.Матвееву за прекрасное выступление, познакомившее гостей Дубны с Институтом. Представитель секретариата ООН К. Оленджинский нашел возможность на два дня прилететь в Россию, в Дубну, чтобы сделать яркое сообщение, в котором обрисовал место этой программы в общей схеме работы Организации объединенных наций.

ООН придает большое значение экологическим исследованиям. В 2014 году координация программы по исследованиям, касающимся мхов-биомониторов, из Центра по экологии и гидрологии в Бангоре, Великобритания, перешла в наши руки, потому что ОИЯИ имеет прямой выход на все восточно-европейские страны и ряд стран Кавказа и Центральной Азии. И за этот короткий период нам удалось привлечь в программу Азербайджан, Грузию, Молдавию, Казахстан, на очереди - Армения и Узбекистан. Результаты нашей работы публикуются каждые пять лет в виде атласов, издающихся под эгидой ООН, очередной выйдет в 2018 году. В них собирается информация по Европе и не только, там будут отражены Монголия, Вьетнам, Таиланд, Южная Корея. Знаете, статьи, книги со временем устаревают, а вот ценность атласов только возрастает, потому что они позволяют проследить, как менялась ситуация по воздуху в ретроспективе, начиная с середины прошлого века.

- Что можно сказать о качестве воздуха?

- Оно разное: если взять Вьетнам, Ханой - там ситуация тяжелая. Очень много зависит от рельефа местности. Есть такое понятие "черный треугольник" Европы, соединяющий Чехию, Польшу и Германию, где развивается металлургическая, химическая промышленность, идет добыча угля. Такие техногенные области на картах, увы, существуют. В целом в Европе улучшилась ситуация по свинцу и кадмию. Как известно, в России самые экологически неблагоприятные территории находятся на Среднем и Южном Урале, поэтому мы пригласили на наше совещание профессора И.Л.Бухарину, которая заведует кафедрой в Институте инженерной защиты в Ижевске, Республика Удмуртия. Я надеюсь, с помощью таких личных контактов, мы сможем провести очень важные исследования на Урале.

- А какова ситуация с воздухом в Дубне, сказывается ли близость Москвы?

- Нет, Дубна - очень чистый город, мы можем радоваться, но у нас поблизости есть Конаково, где в качестве топлива ГРЭС используется газ, а когда его нет, то жгут мазут, и тогда, как показали наши исследования, образуется пятно атмосферных выпадений нежелательных загрязнителей окружающей среды. В целом же Тверская область относится к фоновой территории России. Я думаю, "вес" наших исследований в России усилится в дальнейшем. Наши работы охотно публикует журнал "Экология урбанизированных территорий". В нашем совещании принял участие заместитель директора Института глобального климата и экологии (Москва) профессор А.А.Громов. С его помощью мы надеемся получить доступ к российским заповедникам.

Представитель секретариата ООН Кшиштоф Оленджинский: Я возглавляю Программу ООН по дальнему трансграничному переносу воздушных загрязнений. Меня пригласили участвовать в этом совещании коллеги из ОИЯИ и Великобритании, чтобы познакомить с состоянием дел по Конвенции, попытаться соединить науку и политику. В своем докладе я рассказал о задачах, которые ставит Конвенция, и о месте нашей программы по трансграничному переносу воздушных загрязнений среди других программ ООН, о работе секретариата ООН в области охраны окружающей среды. Собранная за последние два года информация свидетельствует о том, что экологическая ситуация ухудшается прежде всего в связи с загрязнением воздуха мелкими частицами, стойкими органическими загрязнителями, ртутью. Но улучшить ситуацию вполне возможно, это задача правительств, местных администраций, которым мы передаем информацию. Все должны упорно работать, чтобы улучшить ситуацию с воздухом.

Руководитель координационного центра Международной программы по сотрудничеству, программа "Растительность" (ICP Vegetations) Джина Миллз (Центр экологии и гидрологии, Великобритания): Я представляю здесь программу по воздуху Европы, объединяющую 36 стран. Моя задача - соединить различные команды, чтобы оценить ситуацию по загрязнению воздуха и воздействию приземного озона на растительность, причем не только на европейском, но и на глобальном уровне. Мы стараемся понять, где самые большие проблемы, как они влияют на растительность, изменение климата, на человека, а также обеспечить прочную научную основу для Конвенций ООН по дальнему трансграничному переносу воздушных загрязнений.

Руководитель координационного центра Международной программы по сотрудничеству, программа "Растительность", Харри Харменс (Центр экологии и гидрологии, Великобритания): Я изучаю вопросы загрязнения окружающей среды металлами, цель моей работы - обобщить имеющиеся данные. Мы сотрудничаем со многими европейскими институтами, в том числе и с активно участвующей в этих исследованиях группой Марины Фронтасьевой.

Почетный доктор ОИЯИ Эйлив Стейнес (Норвежский университет науки и технологий): Совещания по этой европейской программе проводятся уже 20 лет, и уже второй раз мы встречаемся в Дубне. И в этот раз оно особенно важно для Дубны, потому что ОИЯИ стал координационным центром по биомониторингу с помощью мхов, которым руководит Марина Фронтасьева. У меня было две причины участвовать в этом совещании. Первая - у меня наибольший опыт среди всех присутствующих по сбору и анализу мхов, мы начали заниматься этим в Норвегии еще в 1970-х. Вторая причина - мое более чем 20-летнее сотрудничество с ОИЯИ. Я с удовольствием участвую в совместных проектах.

- Как я увидела на картах в нескольких докладах, Норвегия окрашена в неопасный, в смысле концентраций загрязнений, зеленый цвет. Это результат ваших трудов, ваших рекомендаций административным структурам?

- Самый важный фактор, оказавший влияние на ситуацию в Норвегии, - улучшение экологической обстановки в близлежащих странах, потому что большинство загрязнений к нам приносилось с юга Европы. Но у нас до сих пор остается одна большая трансграничная проблема, и, к сожалению, это связано с Россией, с городами Никель и Заполярный. Производственные загрязнения здесь остаются неизменными.

Илья Ильин (Метеорологический синтезирующий центр "Восток" программы EMEP, Москва, на фото третий слева): Международная программа EMEP сформирована в рамках Конвенции о дальнем трансграничном переносе воздушных загрязнений. Задача этой программы - мониторинг и оценка уровня загрязнений воздуха в странах, входящих в EMEP, в основном, это Европа и ряд азиатских стран. В эту программу входит несколько международных центров, в том числе, и наш "Восток". Мы занимаемся моделированием атмосферных выпадений тяжелых металлов (свинца, кадмия, ртути), стойких органических соединений и переносом, в том числе и трансграничным. В 1998 году большим числом европейских стран были подписаны международные протоколы об ограничении выбросов тяжелых металлов и стойких органических соединений - это политическая поддержка того, чем мы занимаемся, предоставление на регулярной основе данных.

- И как, ситуация с 1998 года улучшилась или ухудшилась?

Улучшилась. Мы сравниваем даже не с 1998-м, а с 1990 годом, и в большинстве стран, где были приняты соответствующие меры: запрещено использование бензина с добавками свинца, ведется борьба по снижению выбросов кадмия в атмосферу, - практически по всем загрязнителям ситуация улучшилась - произошло снижение концентраций в воздухе, уменьшение выпадений.

- Может быть, это связано с экономическим кризисом? Или это результат целенаправленной политики?

- Мне трудно сказать, у нас, возможно, это связано с кризисом, общим падением промышленного производства, начиная с 1990-х, но в Европе, как я понимаю, это, действительно, результат целенаправленной политики снижения выбросов. Причем, это снижение проявляется как в нашем моделировании, так и подтверждается данными натурных измерений станций.

- Эти программы ООН могут воздействовать на правительства, например, требовать снижения выбросов до какого-то уровня, или они носят только рекомендательный характер?

- Они носят рекомендательный характер, что-то требовать, накладывать какие-то санкции они не могут, по крайней мере, в этой Конвенции по воздуху.

- Чем для вас важны эти совещания?

Я участвую в этих совещаниях если не каждый год, то через год. Они помогают сопоставлять данные нашего моделирования с тем, что имеется в природе. Ведь модель - это приблизительное описание действительности, и мы хотим понимать, насколько хорошо мы ее описали. Сектор М.В.Фронтасьевой, занимающийся мхами-биомониторами, тоже предоставляет определенные данные, и мы пытаемся их сопоставить с нашими моделями. Такое сотрудничество важно для нас и для них - измерителям тоже важно, что их данные используются другими организациями.

Миодраг Крмар (Университет города Нови-Сад, Сербия): Я заведую кафедрой ядерной физики. Большинство из здесь собравшихся исследуют мхи, как и я. Если в группе нейтронного активационного анализа ЛНФ определяют наличие в них тяжелых металлов, то я занимаюсь радионуклидами, естественной и искусственной радиоактивностью. Диссертацию защитил в ОИЯИ еще в 1994 году, позже познакомился с Мариной Фронтасьевой и ее исследованиями, которые меня очень заинтересовали. Мы получили хорошие результаты в совместных работах, и я ей очень благодарен за то, что она открыла для меня интересную область исследований. К сожалению, у нас очень небольшое финансирование, и ни одного моего студента сейчас нет в Дубне. Если бы была такая возможность, я сразу бы послал студентов, аспирантов в эту группу ЛНФ. Это самый хороший способ чему-то научить - молодые люди должны работать. Вообще, есть идеи, есть люди, можно было бы развивать сотрудничество, но нет денег. И это, к сожалению, проблема не только нашей страны.

Трайче Стафилов (Институт химии Университета Св. Кирилла и Мефодия, Скопье, Македония, на фото третий слева): В совещаниях рабочей группы ООН я участвую в третий раз, но в Дубну приехал впервые, несмотря на то, что наше сотрудничество с сектором Мариной Фронтасьевой длится с 2002 года. Началось оно со студентов и аспирантов, которые подготовили здесь свои магистерские работы и кандидатские диссертации, затем работы в этой области развивались в Македонии. В Дубне мы получили импульс к собственному развитию, а сейчас у нас появился масс-спектрометр с индуктивно-связанной плазмой. Финансово нас поддерживает Европейский союз: под те проекты, что мы для них выполняем, мы и смогли купить новое оборудование. А ситуация в стране непростая, государственная поддержка снижается, но выручают частные промышленные компании, для которых мы выполняем анализы. Наше сотрудничество с Дубной очень плодотворно, его значимость была подтверждена в 2009 году высшей наградой Македонии - Государственной премией. М.В.Фронтасьева была научным руководителем двух студентов-магистров и двух аспирантов, которые успешно защитили свои диссертации в январе 2015 года.

***

В заключение стоит отметить высокую оценку организации и результатов 29-го совещания рабочей группы ООН, которую выразили его участники в своих письмах в адрес оргкомитета по возвращении домой. До следующей встречи в 2017 году в Польше, в Познани!

Ольга ТАРАНТИНА,
перевод Юлии АЛЕКСЕЕНОК и Марины ФРОНТАСЬЕВОЙ,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер