Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 42 (4333) от 13 октября 2016:


№ 42 в формате pdf
 

К 50-летию ЛВТА-ЛИТ

К 50-летию ЛВТА (ЛИТ) вышла в свет книга "Тот самый "Импульс"", посвященная (объясняем для наших молодых читателей, остальные знают и помнят) лабораторной стенгазете, объединившей в своей редколлегии очень интересных людей. Отпечатана книга в Издательском отделе, автор-составитель А.А.Расторгуев. Мы публикуем несколько фрагментов из книги без комментариев, ибо, как в стихотворении Новеллы Матвеевой, "все сказано на свете, несказанного нет..." А в случае с "Импульсом" - все сказано, написано, перепечатано не единожды, но по-прежнему звучит остроумно, злободневно, смело.

Александр РАСТОРГУЕВ

Объяснительная записка (вместо предисловия)

Журналистика - первый набросок Истории, как писал американский журналист Дэвид Рэндалл. Были свои наброски и в Лаборатории вычислительной техники и автоматизации (позднее ЛИТ) ОИЯИ - это стенная газета "Импульс". Были они и в других лабораториях и подразделениях Института: "Адгезатор", "Луч", "Нейтрон", "Трибуна", "Три кварка", "Энтузиаст", но почти все их номера бесследно исчезли. "Импульсу" повезло больше, ибо его сотрудники свято соблюдали, за редким исключением, закон сохранения "Импульса". Рулоны номеров, хотя и тут не обошлось без потерь, подобно свиткам Александрийской библиотеки, пережившим эпоху варварства, пережили и перестройку 80-х, и лихолетье 90-х годов XX века и обрели, наконец-то, статус культурного наследия "эпохи застоя", а вместе с ним и статус неприкосновенности.

Заседание редколлегии. Слева направо: А.Расторгуев, М.Харьюзов, А.Кавченко, Г.Мазный, А.Корнейчук. 1979 г.

"Импульс", каким он был...

В первые годы своего существования стенгазета ВЦ-ЛВТА выходила чуть ли не каждый месяц. Рекордным стал 1962 год, когда было выпущено 11 номеров. В1966 году первая команда "ушла на пенсию", число выпусков сократилось, и к середине 70-х "Импульс" выходил уже не чаще 6-7 раз в год.

К официально утвержденным датам: 23 февраля (День Советской армии), 1 мая (День солидарности трудящихся), 9 мая (День Победы) и 7 ноября (очередная годовщина Октябрьской революции), традиционным праздникам: Новому году и 8 марта, - редколлегия "Импульса" сочла возможным (с молчаливого одобрения партбюро) отмечать 1 апреля и со временем завела сентябрьский номер, посвященный темам "Как я провел лето", "Шефские работы" и "Здравствуй, школа!" Кроме этого, случались и спецвыпуски "Импульса", посвященные знаменательным датам, как то: Ленинскому субботнику 1978 года, картошке-84, 50-летнему юбилею замдиректора ЛВТА по научной работе Н. Н. Говоруна, двум юбилеям директора ЛВТА М.Г.Мещерякова, 25-летию ОИЯИ и др. Не забывали мы и День печати, приуроченный к первому выпуску большевистской газеты "Правда". День печати совпадал с днем рождения Карла Маркса, и в отрывных календарях 4 мая население заранее предупреждалось: "Завтра, 5 мая, День печати".

Невозможно в книжном формате передать оформление стенгазеты, что, конечно, хотелось бы, потому что зачастую оформлены они были весьма удачно. Но можно дать общее представление. Общий план: череда листов ватмана, склеенных друг с другом. Когда эта череда выходила особенно длинной, художник "Импульса" второй половины 1970-х (а художников за всю историю стенгазеты было немало) Александр Шакин говорил, не без удовлетворения: "Ну вот, опять портянка получилась". Средний план: лист ватмана, на который наносились рисунки и заголовки, клеились фотографии и заметки, отпечатанные на пишущей машинке. Заставка - лицо стенгазетного номера. Под нее выделялся цельный лист ватмана. К сожалению, не все они сохранились, а те, что сохранились, не всегда достаточно хороши, а хотелось бы подать стенгазету с лучшей стороны. Крупный план: страницы текстов, рисунки и фотографии; это сохранилось лучше всего.


Владислав ШИРИКОВ

Я предпочел бы жить в XVI веке

Я предпочел бы жить в XVI веке. Вы спросите, почему? В мире было спокойнее. Число Твидлдумов и Твидлди, готовых воевать из-за погремушки, было несравненно меньше, чем в XX веке, а сами войны были долгие и спокойные, как московское чаепитие. Леса вокруг городов были чисты, потому что не было консервных банок и газет, а воздух не был как в керосиновой лавке. Почти не было часов, и люди не спешили. Не было известно, что существует столько болезней, как это мы знаем сейчас. Не было сахара, чтобы портить зубы, кофе - чтобы портить сердце, сигарет - чтобы портить легкие, чая - пищевод, водки - желудок. Зато была икра - а где она сейчас? Не было коротких плащей, чтобы простуживать колени, высоких каблуков - калечить ступни, и, наконец, лыж - калечить спину.

А бытовые заботы? Разве их было бы столько у меня тогда? Забот по хозяйству у меня не было бы совсем, ибо ни о какой эмансипации не могло быть и речи. Не нужно было бриться, никто в мире не наводил стрелочку на брюках. Математикой заниматься было значительно легче: по моей отрасли дифференциальных уравнений кое-что сделал Лопиталь, но поскольку не было реферативных журналов, то об этом никто бы и не узнал. А то, что не было бы столько книг, так это хорошо: я бы не носил из-за них очков.

Вы скажете, что не было телефона, радио или кино - такая ли уж это потеря? Да и зачем было бы нужно кино? Говорят, нам необходимы фильмы о современности. Но ее еще не было в XVI веке. А то, что нам показывают сейчас в исторических фильмах, - это же можно было наблюдать воочию. Вы скажете: транспорт! Ну что ж? За последний месяц, например, я ни разу не воспользовался ни одним видом транспорта и ничуть от этого не страдал. А уж если говорить о дальних поездках, то XVI век значительно удобнее. Попробуйте сейчас съездить во Францию. Через три месяца в XVI веке вы бы уже гуляли по паркам Тюильри, а в XX веке только-только пройдете проверку в пятой по счету инстанции и вам станет ясно, что вас, пожалуй, никуда не пустят.

Не было, правда, тогда картошки, футбола и кое-чего еще. Но это уже мелочи, которые не изменили бы моего решения.


Анатолий КОРНЕЙЧУК

Как сделать лучшую в мире стенгазету

Наставление будущему составу редколлегии

1. Редактор

Редактором лучшей в мире стенгазеты может быть только женщина. Известно, что женщина соглашается возглавить газету из жалости (некому), из принципа (чтобы возвысить себя, как отметил один проницательный читатель, в глазах подруг и знакомых) или же, наконец, из чувства долга (глаголом жечь сердца людей); мужчина же оказывается редактором под давлением (обязали) или чтобы иметь должность по общественной работе (для прикладных целей: поездки за границу, продвижения по службе и др.).

Для женщины пост редактора - власть и удовлетворение потребности в общении, для мужчины - удобная лежанка.

Женщину назначают редактором, когда газету надо вытянуть из прорыва, мужчину - когда налаженное дело надо постепенно завалить, чтобы потом было его откуда вытягивать.

У женщины-редактора, впрочем, все-таки есть один недостаток: увлекшись, она начинает прибирать к рукам смежные отрасли - организацию вечеров отдыха, концертов, представлений, поездок по бывшим святым местам и др. Так что умейте вовремя остановить вашего редактора: если в номере появилась заметка, приклеенная криво, то в следующем уж обязательно появится приклеенная вверх ногами.

2. Художник

Если у вас не будет художника, ваша стенгазета никогда не станет лучшей в мире. Более того. Лучшую в мире стенгазету можно сделать, имея только художника.

Вы мне, конечно, не поверите, но был случай, когда первый приз получила стенгазета трехлетней давности (правда, не из нашей лаборатории), представленная на конкурс по ошибке. То есть комиссия, оказывается, смотрит только заголовки, а также то, что нарисовано крупно и красивым ядовитым цветом...

3. Юморист

Женщина, как правило, относится серьезно к мелочам и поэтому не обладает чувством юмора, так что на должность юмориста приходится брать мужчину. Иметь их надо несколько, чтобы перед выпуском номера поймать и заставить работать хотя бы одного. Со временем штатный юморист набивает руку и начинает выдавать халтуру, поэтому на этой должности не задерживайте его слишком долго, а посылайте время от времени на низовую работу: вырезать чужие высказывания или перепечатывать что-нибудь на пишущей машинке одним пальцем. Ни в коем случае не следует повышать юмориста: избранный в руководящие органы либо назначенный начальником, он немедленно и безвозвратно теряет чувство юмора...

4. Машинистка

Редакционная машинистка - существо нежное, дефицитное и капризное. Если редакторы и юмористы подвержены внезапным отъездам в командировки, а художников рвут на части, чтобы те заодно писали лозунги, молнии и приветствия, то редакционные машинистки, наоборот, любят уходить в декрет либо в секретари к директорам и прочему руководству. При этом как в декрет, так и в секретари уходят самые безотказные. Поиски редакционной машинистки, ввиду безвыходности положения, ведутся широким фронтом среди всего состава подразделения, которое условно может быть названо так: Дамы лаборатории. Кого-то, наконец, заставили через тов. Злобина и партбюро! Но не спешите радоваться: Дама лаборатории не прощает насилия, и вы ей за каждую строчку потом трижды в ножки поклонитесь. Машинистка - то самое звено, за которое придется хвататься, и не один раз, если вы собираетесь делать лучшую в мире стенгазету.

5. Фотограф

Принято считать, что стенгазете нужен фотограф. Однако, как показывает опыт, нужна на самом деле фотолаборатория, потому что нащелкать катушку-две снимков в субботник, где все, как один, с лопатами и в сапогах, для творческой личности проблемы нет - тем более что засчитывается это как участие в том же субботнике. Но потом со всем этим надо возиться: проявлять, печатать, мыть, сушить - и тут творческая личность скисает, тем более что есть объективная причина: нет фотолаборатории.

6. Помещение

Если для выпуска лучшей в мире стенгазеты вам предложат просторную и удобную комнату, не соглашайтесь. Требуйте помещение похуже, чтоб в нем нельзя было посадить прикомандированных или устроить кабинет значительного лица.


Евгений МАЗЕПА

Растительный гороскоп

Идя навстречу пожеланиям читателей, мы публикуем в этом номере малоизвестный древнеславянский гороскоп-тест, по которому вы сможете определить, под знаком какого растения вы родились и что вас ожидает в жизни. Для этого вам достаточно задумать любимое число от 1 до 10 и заглянуть в таблицу.

1. Вы родились под знаком розы, вы прекрасны, но у вас есть шипы.

2. Вы родились под знаком кипариса. У вас очень гордый и независимый характер.

3. Вы родились под знаком помидора. Ваш расцвет в зрелом возрасте.

4. Вы родились под знаком перца. Как у всякой пряности, у вас есть как положительные, так и отрицательные качества.

5. Вы родились под знаком ромашки. Бойтесь людей, гадающих о любви.

6. Вы родились под знаком незабудки. Мужчины этого знака любят украшать себя татуировкой "Не забуду мать родную", о них всегда помнит начальство. Женщины просто незабываемы.

7. Вы родились под знаком кормовой свеклы или кузика. Вами всю жизнь будут кормить свиней и прочую скотину.

8. Вы родились под знаком липы. С вас всю жизнь будут драть лыко и ваша зарплата будет липовой.

9. Вы родились под знаком клюквы. У вас ярко-красный нос и большая тяга к алкоголю и прочим нехорошим излишествам.

10. На вашу цифру растений нет. Вы животное.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер