Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 28 (4370) от 13 июля 2017:


№ 28 в формате pdf
 

Юбилеи

Человек ОИЯИ, или Свобода духа и инициатива приветствуются

"Для меня огромное удовольствие и большая честь от лица всего нашего Института, от лица дирекции, Ученого совета и нашего многонационального коллектива поздравить Юлиана Арамовича Будагова в этот знаменательный день и высказать самые теплые, самые сердечные пожелания. Вы всегда были для нас примером отношения к делу. То, что сделано вами за многие годы, - этим может гордиться Институт, это замечательные достижения. Вы настоящий пример для молодых людей, пример того, как, пройдя путь от младшего научного сотрудника до мэтра, воспитать целые поколения талантливых физиков-экспериментаторов", - этими словами директор Объединенного института ядерных исследований академик РАН Виктор Матвеев открыл 4 июля семинар в Доме ученых ОИЯИ, посвященный 85-летию замечательного дубненского ученого.

Если даже просто перечислить самые яркие достижения профессора Будагова на его более чем 60-летнем научном пути (он начал работать в Дубне в 1955 году), получится весьма внушительный список:

  • в 1956-1966 годах на построенных Ю.А.Будаговым с сотрудниками диффузионной и пузырьковой камерах выполнены исследования, получившие широкую известность, обнаружен ряд новых физических явлений, например впервые наблюдался распад отрицательного пиона на электрон и антинейтрино;
  • в опытах на 1200-литровой пузырьковой камере ЦЕРН (1966-1968) Ю.А.Будагов внес, по отзывам руководителя эксперимента, ключевой вклад в решение актуальной проблемы физики слабых взаимодействий тех лет;
  • открывшиеся с созданием ускорителя У-70 в Протвино возможности привели Ю.А.Будагова в 1969-1970 годах к идее создания в ОИЯИ крупного электронного спектрометра ГИПЕРОН. Впервые в нашей стране была создана установка, с помощью которой обнаружены и изучены эффекты экранирования цвета;
  • в конце 80-х профессор Будагов становится одним из инициаторов сотрудничества с американскими коллегами в рамках масштабного проекта по строительству вблизи Далласа (США) Лаборатории сверхпроводящего суперколлайдера (SSC Lab) на 40 ТэВ, входит в штат SSC Lab, назначается координатором сотрудничества Дубна-Даллас и разворачивает на заводе "Атоммаш", флагмане советского реакторостроения в те годы, подготовку к созданию 20-тысячетонного магнитопровода из 100-тонных блоков (к огромному сожалению ученых, осенью 1993 года конгресс США закрыл этот уникальный мега-проект, и SSC Lab прекратила свое существование);
  • еще во время работы в Далласе была достигнута договоренность о вхождении отдела множественных адронных процессов, возглавляемого Ю.А.Будаговым в Лаборатории ядерных проблем, в проект CDF на Тэватроне в Национальной ускорительной лаборатории имени Энрико Ферми (Фермилаб) в США. В рамках этого проекта, в частности, были открыты топ-кварки - самые тяжелые из элементарных частиц;
  • в 1996 году коллаборация ATLAS (одна из основных на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН) поручила ОИЯИ изготовить 64 модуля полномасштабного ядерного абсорбера калориметра. Длина одного модуля примерно 6 м, вес - около 21 тонны, а точность сборки - доли миллиметра. Руководителем программ по тайл-калориметру в ОИЯИ выступил профессор Будагов;
  • в созданном калориметре ATLAS достигнута поразительная точность как в сборке 20-тонных клиновидных модулей, так и в их стыковке в подземном зале в 1300-тонную "бочку". Она была обеспечена специальными инструментальными средствами, разработанными талантливыми инженерами, физиками и техниками под руководством Ю. А. Будагова. Так родилась прецизионная лазерная метрология, составившая основу прецизионной метрологии на больших расстояниях, которая базируется на исследовании распространения лазерного луча в атмосфере и обнаружении новых явлений при его прохождении сквозь воздушную среду со стоячими звуковыми волнами;
  • в развитие этих работ профессором Будаговым и научным сотрудником ЛЯП Михаилом Ляблиным был запатентован и создан прибор нового поколения - прецизионный лазерный инклинометр, позволяющий измерять колебания земной поверхности с точностью до нескольких нанорадиан, в тысячу раз точнее лучших мировых аналогов. По итогам 2016 года эта работа отмечена премией имени В.П.Джелепова;
  • под непосредственным научным руководством Ю.А.Будагова защищены 22 кандидатские диссертации, а в целом в отделе по темам, которые он предложил и вел, защищены 58 (!) кандидатских и докторских диссертаций.

В конференц-зале Дома ученых 4 июля собрались коллеги и ученики Юлиана Арамовича, представители разных лабораторий ОИЯИ и многих научных центров стран-участниц: отдел, который он возглавлял долгие годы, по праву называют самым международным в лаборатории (и наверняка он один из самых международных в ОИЯИ). Вел семинар нынешний начальник научно-экспериментального отдела множественных адронных процессов Лаборатории ядерных проблем Юрий Давыдов.

Полномочный представитель правительства Украины в ОИЯИ академик Борис Гринев вручил профессору Будагову благодарственную грамоту Национальной академии наук этой страны, а также свидетельство о присвоении звания почетного доктора Института монокристаллов НАН Украины и соответствующий нагрудный знак. А от себя лично, заметив: "Где два украинца, там три гетмана", - преподнес гетманскую булаву, сопроводив подарок такими словами:

- Даже в такие тяжелые времена, которые мы сейчас переживаем, первая надежная помощь, которую мы имеем, - от Юлиана Арамовича Будагова. Всегда рад нашим звонкам, нашему общению. Хотя на моей голове уже не осталось волос (из зала тут же прокомментировали: "А у него много!"), вы для меня учитель, настоящий образец для подражания, как надо жить и работать.

О научных достижениях и вкладе в них профессора Будагова рассказали в своих приветствиях представители Беларуси, Армении, Азербайджана, Болгарии, Словакии, а узбекские коллеги преподнесли ученому шитый золотом халат. И он прекрасно смотрелся в этом экзотическом наряде с гетманской булавой в руках - потрясающее чувство юмора, которое отличает Юлиана Арамовича, известно всем его коллегам.

Поистине животворящим назвал юбиляра директор Лаборатории физики высоких энергий профессор Владимир Кекелидзе, отметивший, что это остроумие всегда согревает коллег и дает ощущение радости жизни.

- Сегодня у нас у всех праздник, - сказал он, - потому что мы отмечаем юбилей известного ученого, талантливого инженера, остроумного изобретателя и большого друга, человека, который своим остроумием, своим талантом дружить учит нас жизни и постоянно делится с нами своей энергетикой. Жизнь показала: все, за что ни брался ЮА, - это всегда передовой фронт. Если ускорители, то это SDC, У-70, LHC. Если уж изучать тяжелый кварк, то достичь самой большой точности измерения массы. А если измерять угловые разрешения, то это нанорадианы... Мы учились у вас: вся история проекта ГИПЕРОН ярко демонстрирует именно совершенство в исследованиях, то, как достигать цели, как быть настоящим ученым. Там, где Юлиан Арамович, - там удача, там успех, там радость.

Кто не смог приехать в Дубну в этот день, присылали поздравления он-лайн. Их озвучил директор Лаборатории ядерных проблем Вадим Бедняков, а его заместитель по научной работе Владимир Глаголев в своем докладе дополнил этот список. Эти имена известны ученым всего мира: Питер Йенни и Беньямино Ди Джироламо (ЦЕРН), Людовико Понтекорво с коллегами (Италия), Маттео Кавалли-Сфорса (Испания), Джордж Триллинг и Джеймс Сигрист (США), коллеги из Фермилаба и Аргоннской национальной лаборатории.

В.А.Бедняков заметил, что Юлиан Арамович Будагов одинаково комфортно чувствует себя в Дубне и, к примеру, в ЦЕРН, а в самолете увлекает случайных соседей разговором о своем новом приборе, который, как уверены его авторы, поможет решить наконец проблему предсказания землетрясений. "Это человек наш. Человек ОИЯИ!", - заключил он.

Руководитель исследований по физике элементарных частиц в Лаборатории теоретической физики член-корреспондент РАН Дмитрий Казаков добавил, что считает большой привилегией для себя знакомство и общение с Юлианом Арамовичем, не только научное, но и личное.

- Вы мудрый и очень интеллигентный человек, - сказал он, обращаясь к коллеге. - Мне кажется, это те качества, на которых наша профессия сейчас держится. Не самое для нас время веселое, но если мы не сдаемся, то благодаря таким людям, как вы.

Анастасия Шабашова, начальник издательского отдела ОИЯИ, привела удивительную цифру: в течение 60 лет работы этот отдел 59 лет выпускает работы, автором и соавтором которых является Ю.А.Будагов - препринты, сообщения, статьи. В дар юбиляру она преподнесла факсимильное издание его первого препринта, чему ученый был несказанно рад. А пресс-секретарь ОИЯИ Борис Старченко, отдавая дань чувству юмора виновника торжества (да и непростым нынешним временам), разразился неожиданным экспромтом - зачитал якобы поступившее в пресс-службу анонимное письмо с требованием "полного импичмента" явно "не нашему" профессору, не только посмевшему родиться 4 июля, в День независимости США, но и проработавшему в этой стране подозрительно долго. Реализовать этот импичмент, однако, предложил здравицей в честь юбиляра: "И пусть живет в матери-России еще долго и счастливо!".

Было много других выступлений - научных обзоров и дружеских приветствий. Так что сам юбиляр от своего доклада отказался, пошутив, что меньше часа не получается.

- А меня не так давно попросили рассказать студентам, что мы делаем в лаборатории, ретроспективно. Чем больше рассказывал, тем тише становилось в аудитории. Когда дошел до диффузионных камер, увидел, что они вообще молчат (а сначала задавали много вопросов). И тут я понял, о чем они думают, когда я им рассказывал про камеру Вильсона. Они, по-моему, думали: "А ты, мужик, на пирамиде Хеопса не работал?" (дружный смех в зале). После этого я понял, что 60 минут это неправильно.

И подвел итог официальной части семинара:

- В докладах моих товарищей - ведущих специалистов все прекрасно сказано. Я их повторять не буду. Мне кажется, что в отделе сохранился тот дух и тот климат, которые организовали создатели Дубны, у нас это был Венедикт Петрович Джелепов: "Свобода духа и инициатива всячески приветствуются!".

Небольшое блиц-интервью с ученым

- Юлиан Арамович, а как вообще рождаются идеи?

- Как любовь - наверное, нечаянно. А если говорить всерьез: конечно, мы работаем с теоретиками, это наша опора и помощники. И то, что в нашем Институте есть Лаборатория теоретической физики, огромное благо.

- Ваше имя связано с различными физическими приборами, пузырьковыми камерами, например. Как вы оцениваете эти работы в масштабе прожитых лет?

- Это как ребенок - он сначала делает шажочки, потом шаги, потом шажищи. Я начал даже еще раньше, с камеры Вильсона, потом были диффузионные камеры, пузырьковые камеры. На них выросли десятки людей, хороших ученых. А сегодня один наш большой эксперимент готовится в Фермилабе, второй идет в ЦЕРН. Фактически все, что было, это эволюционный процесс - больше знания, больше мастерства, которое практически используется коллегами-физиками.

- А что за эксперименты вы имеете в виду?

- Один называется ATLAS, известный эксперимент на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН. Мы сделали огромный вклад в него на самом деле. Мы отправили из Дубны в Женеву 65 грузовиков, каждый с грузом 20 тонн полезного вещества - это были модули тайл-калориметра. Сегодня он работает в составе установки ATLAS, и во всех крупных достижениях, включая и бозон Хиггса, есть и частичка нашего труда.

А второй, что сейчас готовится в Фермилабе, называется Mu2e - это фактически превращение мю-мезона в электрон, что строжайше запрещено современной теорией. Тем интереснее найти этот безумный процесс. Наверное, это станет прорывом к новой физике. Если нам повезет и мы откроем этот процесс, это будет колоссальнейший успех для физики, для теории.

И мне безумно нравятся наши исследования по нанометрологии и тот прибор, который мы создали. Мы сидим в кабинете в Дубне и видим землетрясение в Чили - представляете, какая точность, какой интересный способ передачи информации?! Вообще мне все интересно, что происходит в отделе: научных тем много, везде командуют мои молодые сотрудники, ученики, и я в принципе доволен.

- Сегодня назвали весьма внушительную цифру: вы подготовили 22 кандидата наук.

- Не только кандидатов, но и докторов. У нас в отделе, где я был руководителем, порядка 60 докторов и кандидатов - довольно много. И Высшая аттестационная комиссия (ВАК) ни разу не вернула нам диссертацию. 60 ученых, которые работают в Дубне и в других странах, в том числе за океаном. То есть учеников много, и они признаны в мире как действующие ученые. Для меня это отдельное большое удовлетворение. Я получил сегодня от них буквально десятки писем, очень трогательных.

- Какое событие в вашей научной жизни вам больше всего запомнилось?

- Все было интересно. Нас цитируют, на нас ссылаются, наши данные вошли во всемирно уважаемую таблицу свойств элементарных частиц. Это признание.

Вера ФЕДОРОВА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер