Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 26 (4420) от 5 июля 2018:


№ 26 в формате pdf
 

Ученые - школе

"Каждый день в Дубне нас удивлял"

Уже традиционно в последнюю неделю июня ОИЯИ проводит Международную школу для учителей физики. В этом году познакомиться с нашим Институтом приехали 23 преподавателя и 13 школьников из Белоруссии, Индии, России и Украины. Российские регионы, как всегда, были представлены широко - конкурсный отбор прошли представители Костромской, Московской, Нижегородской, Самарской, Челябинской областей, Башкортостана, Карелии, Татарстана и Удмуртии.

Пять дней школы прошли насыщенно: ее участники узнали об ОИЯИ и его образовательной программе, побывали на синхрофазотроне и Нуклотроне, познакомились с возможностями Многофункционального информационно-вычислительного комплекса, нейтринной программой ОИЯИ, экспериментом "Байкал" и лабораторией тестирования фотодетекторов, а также с Медико-техническим комплексом ЛЯП, экспериментами, проводимыми в ЛНФ, и с реактором ИБР-2, исследованиями по радиобиологии и астробиологии в ЛРБ, синтезом сверхтяжелых элементов в ЛЯР, услышали лекцию в ЛТФ, побывали в Музее истории науки и техники ОИЯИ и Университете "Дубна", познакомились с городом. Как всегда, в последний день школы проходила конференция учащихся и презентация проектов учительских групп, во время которой участники школы поделились своими впечатлениями.

Т.А.Данилова (г. Княгинино Нижегородской обл.): Школа была очень полезной и учителям, и школьникам. А нам, приехавшим сюда без детей, было полезно посмотреть, какие развитые дети участвуют. Мы даже чему-то можем у них поучиться, например, тому, как они готовят эксперименты. Каждый день на школе нас удивлял чем-то новым, потому что пообщаться с учеными не каждый день удается, как и попасть на закрытую территорию. Конечно, мы расскажем своим ученикам, что наука живет и развивается. Ведь для многих детей ученые - это, извините, дряхлые старики, а мы увидели вполне энергичных, много молодых и, самое главное, очень увлеченных своим делом людей. Они зажгли нас невероятно, эмоций - много, планов построили для себя - на пятилетку вперед.

Н.М.Тимкова (г. Петрозаводск, Карелия): Очень важно, что мы здесь получаем огромный энергетический заряд, это неоценимо для учителя в его дальнейшей работе: ты можешь двигаться дальше и зажигать учеников. Мы побывали на передовом крае науки и увидели, чем занимаются ученые сегодня. Видно, как ОИЯИ развивается, как строятся новые установки, как все прекрасно выглядит, современно. На своих уроках мы должны давать детям не только базовый компонент, но и говорить о перспективе. Нам очень понравилось, как нас здесь принимают, насколько ученые увлекательно рассказывают, как они относятся к своей работе, увлечены ею. Нам очень важно, что все проходит неформально, на хорошем эмоциональном уровне.

Е.Н.Евлахова (г. Харьков, Украина): Было потрясающе, безумно интересно. Возможность получить новые знания, новые впечатления, пообщаться с коллегами, - все это дает большой потенциал для дальнейшего развития. Я очень рада, что мы сюда попали, нашли новых друзей. Все, что мы здесь получили, мы обязательно будем использовать вместе с коллегами в работе с детьми. Детям интересен тот учитель, который сам что-то знает, что-то видел и может их познакомить с новым и интересным. Мы увидели, как развивается наука. Это удивляет, это восхищает, здесь работают энтузиасты. Та энергия, с какой нам рассказывали, обстоятельные ответы на наши бесконечные, может быть, в чем-то дилетантские вопросы, - все это вызывает восхищение и чувство глубокого уважения.

Т.Е.Садыкова (г. Рождествено, Московская обл.): Наука у нас преподается, начиная с древних времен - истории с камнями, тележками, а все последние достижения, как правило, не отражены в учебниках. Эта информация доступна в интернете, но она, в большинстве, очень сложна для восприятия. А что делается сейчас, а как дальше будет развиваться наука, - это все надо детям показать на конкретных вещах, рассказать о конкретных людях. Именно здесь и сегодня это и можно сделать, тем самым заинтересовать всех школьников.

Когда мы сами учились, многих достижений еще не было, сегодня мы и для себя что-то новое узнаем. Мы, конечно, следим за открытиями в физике, узнаем о них из разных источников, но школа ОИЯИ - это совсем иной уровень восприятия: увидеть ускоритель на картинке и постоять рядом с ним, пообщаться с работающими на нем людьми, - совсем разные вещи. Музей ОИЯИ очень понравился, и, конечно, впечатлило живое общение с лекторами, учеными. Все проекты интересные, особенно понравились "Байкал", медицинская терапия, нанотехнологии. Очень благодарны всем организаторам, и понимаем, что вектор мы выбрали верно, современная наука имеет свое развитие.

Анатолий Фирер (Москва, школа №1392): В Дубне я не впервые, уже приезжал сюда на Дни физики и побывал на экскурсии на синхрофазотроне. Когда мне предложили еще раз сюда приехать, я охотно согласился, потому что мне очень понравился город. К тому же в прошлый раз мы не смогли посетить все лаборатории, а в этот раз увидели всё. На школе я узнал много нового, полезного, интересного мне. Иногда на лекциях так получалось: у меня возникает вопрос, не успеваю его задать, как через несколько слайдов получаю на него ответ. Физикой я увлекаюсь, читаю разные публикации, но думаю, что будущую профессию свяжу с информатикой и программированием. Я совсем недавно прочитал о суперкомпьютере "Говорун" и через несколько дней его увидел!

Мария Яцковская (Минск, школа №94, Белоруссия): У нас было множество лекций и экскурсий. Например, вчера мы слушали в ЛТФ лекцию по антиматерии, нам рассказали много интересного о космосе и черных дырах. У нас был очень интересный практикум в УНЦ, где мы ставили разные опыты, собирали электрическую цепь, измеряли сопротивление разных материалов. Мы увидели ускоритель тяжелых ионов, нам рассказали о трековых мембранах, как они используются для фильтрации воды и крови. Нам рассказали о новых элементах периодической таблицы, об ученых, в честь которых они названы. Оганесон - это второй случай в истории, когда элемент называется именем живущего ученого. Мы побывали в университете "Дубна", нам рассказали о его кафедрах, об углубленном изучении физики, математики, инженерии, мы побывали на кафедре астрофизики. Я перешла в одиннадцатый класс и планировала поступать в Белорусский национальный технический университет, но после того, как увидела ваш университет, узнала, что там проводится много конференций, студенты участвуют в международных школах, есть обмен студентами, я теперь рассматриваю и этот вариант.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер