Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 4 (4398) от 1 февраля 2018:


№ 4 в формате pdf
 

Отчет о командировке

NEC'2017: встречи в Черногории

(Окончание. Начало в №№ 48, 49, 50, 1.)


 

Компьютинг. Как это делается в ЦЕРН

С Юлией Андреевой я познакомился на Международной школе учителей физики в ЦЕРН в ноябре 2013 года. Она рассказывала участникам школы о тех непростых проблемах, которые решают в ЦЕРН специалисты ИТ и их "смежники". Из застекленной галереи мы смотрели на стройные ряды шкафов с бирками на латинице и представляли себе множество нештатных ситуаций, которые грозили этому большому церновскому мозгу, управляющему его нервной системой и переваривающему петабайты информации. Да, мало построить такую систему, надо предвосхитить все возможные нештатные ситуации, решить множество инженерных, эксплуатационных проблем.

Четыре года спустя - встреча в Будве, где Юлия общалась уже со своими коллегами и, соответственно, доклад ее был рассчитан на высокопрофессиональную аудиторию:

- Я участвовала в этих конференциях, еще когда они проходили в Варне. В ЦЕРН я довольно долгое время руководила сектором, который занимался мониторингом для WLCG (Worldwide LHC Computing Grid), и мы разрабатывали системы мониторинга, и в этом плане у нас была очень тесная коллаборация с Дубной. В Дубне эта тема была тоже очень интересна, и к нам приезжало очень много ребят из Дубны, молодых специалистов в том числе, и они нам очень помогали. На самом деле мы очень довольны этим многолетним сотрудничеством. Сережа Белов, например, нам очень много помогал. У нас возник момент, когда сотрудник, который разрабатывал одну их важнейших систем для ATLAS, по окончании контракта уезжал, и срочно понадобился специалист очень хорошего уровня, и Дубна пошла нам навстречу. Я знаю, что Сережа человек, на котором очень много в Дубне держится, тем не менее, его отпустили с нами поработать, и он довольно долгое время прикрывал этот очень сложный участок работы. Ну и другие ребята тоже. И Игорь Пелеванюк, и Иван Кадочников (однофамилец знаменитого актера) - они с нами тоже много работали. И Артем Петросян, и Данила Олейник - с ними тоже было плодотворное сотрудничество. И из российских институтов приезжали коллеги.

В те, предыдущие годы, когда я в Болгарию приезжала, то рассказывала в основном про эти совместные разработки по мониторингу, а начиная с конца 2015 года возглавляю команду, которая занимается уже другой темой. У нас довольно сложные задачи, потому что это порядка двухсот распределенных центров, от Tier0 до Tier2, которые выполняют компьютерные задания для LHC, и очень-очень много сервисов. А сейчас задачи еще более усложняются, потому что у нас очень много таких ресурсов, которые мы называем оппортунистическими (с политикой ничего общего? - нет, конечно, никакой политики). Это те ресурсы, которые есть в центрах, активно участвующих в программе исследований на LHC, и они очень сильно вовлечены в физическую программу: и пользователи есть, и меморандумы соответствующие подписаны, и они должны выполнять определенные обязательства в плане надежности работы, количества выделенного для нас времени и в плане качества.

Сейчас все быстро меняется, и с точки зрения технологий в том числе. Оппортунистические ресурсы могут не принадлежать институтам, это могут быть и коммерческие облака, и HPC, и проекты, набирающие силу, с использованием частных компьютеров. Мне, кстати, часто на лекциях задавали вопрос: "У меня есть ресурсы, хочу подключить их к гриду. Как мне это сделать?". Еще лет десять назад, когда грид только начинался, это звучало, как научная фантастика. А сейчас, благодаря появлению виртуальных машин, так называемых контейнеров, сильное движение вперед произошло, - все это стало реальностью. И мы действительно можем использовать эти частные ресурсы - достаточно владельцу компьютера дать на это согласие. Если рассматривать нашу систему как огромный виртуальный компьютер, мы можем эти ресурсы подключить. Вы, конечно, понимаете, что, с точки зрения операционных задач, чем больше разнообразие и технологические масштабы подобного объединения, тем слабее уровень контроля, и это усложняет наши задачи. И на этом симпозиуме я уже рассказывала, какие перед нами стоят вызовы и как мы решаем эти проблемы.

В этом году целая сессия во второй день работы симпозиума была посвящена развитию WLCG - того направления, которым мы занимаемся. Кроме моего доклада, на этой сессии, которую вел Милош Локайчек из Чехии (его можно назвать ветераном симпозиумов NEC и развития ядерной электроники в странах-участницах ОИЯИ), свои материалы представили молодые коллеги Андрей Кирьянов, Алексей Анисенков, Федор Павлов. Приехали люди из ЦЕРН, которые занимаются data-менеджментом. Дирк Дульманн сделал очень интересный, на мой взгляд, доклад по этому направлению. Мне кажется, наших коллег в России мог заинтересовать доклад о том, как с наименьшими затратами подключить свои ресурсы. Конечно, мы не можем рассчитывать на то, что в каждом центре у нас находится большая команда специалистов очень высокой квалификации, которые принципиально во всем разбираются. И есть у нас такая идея, что, в принципе, сам сайт мог бы сказать: у меня есть ресурсы, я их вам предоставляю, но при этом без всякой головной боли для самого центра. Там даже не нужно что-то специально для этого делать, ни сайта администратора, ни каких-либо других надстроек. И в Дубне тоже ведутся разработки для такого сайта. И конференция в принципе получилась, и эта сессия, мне кажется, была интересной для аудитории.

- Юлия, еще на школе учителей физики, где вы представляли все церновское компьютерное хозяйство, я задался вопросом, как вы во всем этом оказались. Но программа была настолько плотная, что я этот вопрос отложил. Теперь задаю...

- Никакого секрета нет. Первый раз я приехала в ЦЕРН, в Женеву, как член семьи - у меня муж физик, работает в проекте CMS. Это было еще предыдущее поколение ускорителей, это был LEP, и эксперимент L3, он начинал там. А я вообще к физике никакого отношения не имела, в Петербурге после университета работала программистом в организации, которая разрабатывала матобеспечение для космических кораблей и военных самолетов, в том числе в тот момент для "Бурана". Так что первым местом работы был почтовый ящик. Мне повезло. Рядом были прекрасные специалисты, коллеги. Увольнялась с должности ведущего инженера. А когда мы поехали в Женеву, оказалось, что я не могу с российским паспортом устроиться в Швейцарии на работу. Образовался перерыв. А в компьютинге это тяжело, потому что все уходит вперед очень-очень быстро. И потом, когда муж мне сказал, что в ЦЕРН ищут операторов для экспериментов, я согласилась, потому что это была единственная возможность хоть как-то устроиться на работу по специальности. Меня взяли оператором в L3 (расчеты с помощью метода Монте-Карло), и пришлось начинать все буквально заново. Конечно, образование было хорошее, но ничего общего с тем, чем надо было заниматься. Потом был постепенный рост, перешла в CMS (тоже Монте-Карло), но уже не оператором, к тому времени стала неплохим разработчиком, а когда начался грид проект, подала на церновский контракт. И таким образом на контрактах в ЦЕРН уже довольно давно, с 1998 года (почти двадцать лет?.. - неожиданно для себя удивилась Юлия).

- Может быть, я о чем-то не спросил, или вы что-то кому-то хотели передать?...

- Пользуясь тем, что вы даете мне слово, я бы очень хотела поддержать одну инициативу. Идея возникла у Маркуса Шульца (он выступал на открытии симпозиума с докладом о статусе и развитии WLCG - Е.М.) - почему бы нам не начать пилотную программу в ЦЕРН по привлечению студентов к проектам, которые представляют интерес для нашего отдела. Это компьютерные, не физические проекты. И мы создали такую страничку, на ней подсобрали интересные темы, которые потенциально могут быть основой бакалаврских работ или, когда уже побольше знаний появится, магистерских диссертаций, или PhD, но с тем, что человек в ЦЕРН не приезжает. Поскольку Россия не член ЦЕРН, квоты на PhD для наших ребят довольно низкие. А это программа в целом удаленная, большую часть времени студент работает в своем университете, и в целом для университета затраты невысокие. А ЦЕРН обязывается представлять технического супервайзера, доступ к своим компьютерным ресурсам и оплачивает порядка двух визитов в ЦЕРН, пока студент пишет свою диссертацию... Конечно, легче начинать работу, имея супервайзера в своем офисе, чем удаленного, но регулярное личное общение при современных средствах коммуникации не проблема.

Эта программа существует у нас уже несколько лет, и, хотя она еще не приобрела статус официальной, каждый год у нас в отделе порядка десяти студентов уже работают, в том числе из России. В этот раз мне дали возможность представить эту программу на студенческой школе в рамках симпозиума, но через вашу газету я хочу обратиться к преподавателям и научным руководителям студентов, потому что, мне кажется, это замечательная возможность для ребят испытать себя. Во-первых, сам приезд в ЦЕРН, даже ненадолго, дает возможность почувствовать атмосферу огромной международной организации. Все, кто с нами работает, остаются в какой-то степени фанатами ЦЕРН, даже если после этого возвращаются домой или приходят в другие институты. Их уже будут знать в ЦЕРН и смогут как-то представить при поступлении в любой центр... Мне очень хочется, чтобы побольше ребят из России на эту программу подавали заявки. На школе я дала все необходимые ссылки и адреса, по которым следует обращаться. Теперь вот и вы помогаете. И большое вам спасибо за эту трибуну!

Встреча после закрытия

Советник генерального директора ЦЕРН Тадеуш Куртыка на заключительной сессии симпозиума выступил в качестве ведущего. Церемония чем-то напомнила закрытие международного кинофестиваля. Причем ощущение торжественности и исключительности, созданное ведущим и его коллегами - членами программного комитета, невольно передавалось всем, кто в этот момент находился в зале. И авторам уже отзвучавших на симпозиуме докладов, и лекторам международной студенческой школы, и студентам - обладателям только что врученных в этой приподнятой обстановке сертификатов-дипломов...

- Тадеуш, - обратился я к ведущему некоторое время спустя после церемонии закрытия. - Мы выбрали хороший повод и место для нашей встречи. Достойный повод, удачная конференция. Мне кажется, получился блестящий финал, когда со своих мест поднялись и выстроились с дипломами на руках студенты... И доклады в последний день тоже были достойны финала.

- Да, конференция была хорошая, по моему мнению. Мне кажется, на моем счету это уже седьмая. И они развиваются. Теперь среди участников есть ученые из таких стран, которые еще не принимали участие в конференции. Большая группа приехала из Китая. Очень серьезное внимание уделялось различным новым направлениям развития компьютинга. Это одна из самых быстро развивающихся областей современных технологий, которая находит применение в физических исследованиях. Вы, может быть, заметили, в конце конференции было очень хорошо сказано Маркусом Шульцем, Владимиром Кореньковым, Вейдонгом Ли и другими, что для этой конференции была характерна тесная связь физиков и компьютерщиков, и этим путем следует идти и дальше.

- Какую, на ваш взгляд, роль сыграл в проведении этого симпозиума ЦЕРН?

- Конечно, мы поддерживаем эту конференцию, но большинство организационных задач было выполнено Дубной. Мы просто определили, каких из ЦЕРН людей прислать, какие доклады представить.

- По отзывам наших участников, я имею в виду ОИЯИ и страны-участницы, это была очень представительная делегация, и практически все направления по тематике симпозиума докладчикам из ЦЕРН удалось охватить. Однако важна была и та работа, которая велась вне времени, отведенного для докладов, очень много было живого общения, мини-воркшопов, например, Алексей Климентов очень активно работал со своими партнерами и с трудом нашел время, чтобы дать интервью для нашей газеты... Об этом мне многие говорили, об этой подводной части айсберга.

- Это точно так. Конечно, надо иметь доклады, но даже и во время заседаний дискуссии между специалистами показывали, насколько актуальны проблемы, вынесенные в программу, и как важно своевременно обсудить их с коллегами.

- Какое впечатление произвели на вас доклады молодых дипломантов, которым вы вместе с коллегами из оргкомитета вручали сегодня красивые сертификаты?

- Меня очень удивил их высокий уровень, за отведенные им для выступления пять минут они прекрасно справились со своими задачами. Вы тоже неоднократно бывали на подобных конференциях, и, наверное, заметили, что с каждым разом языковых проблем все меньше. Молодые люди оказались прекрасно подготовленными, отбор на школу был очень тщательный - таково мое впечатление по итогам заключительной сессии, на которой мы выслушали короткие доклады молодых людей.

- Буквально в первый день конференции я записал интервью с профессором Черемисиной, которая рассказала о том, как шла подготовка студентов дубненского университета, - они еще начиная с варненских школ активно участвуют в этой серии... И эта школа для них стала, можно сказать, звездной.

- Мне очень нравится эта тенденция. Еще лет восемь назад у нас зародилась традиция - в рамках каждой важной конференции ЦЕРН мы тоже организуем школу. И это работает очень хорошо, утверждая принцип преемственности в каждом научном направлении, которое у нас активно развивается.

- Вчера Юлия Андреева очень важную вещь мне сказала. В ее команде сейчас открыли прием для научной молодежи, студентов со всего мира на ИТ проекты ЦЕРН, есть специальный сайт с перечнем этих проектов, все очень прозрачно. Так что ЦЕРН значительно расширяет работу с молодежью.

- Я тоже заметил, что такая информация о сотрудничестве с другими крупными лабораториями очень часто звучала в разных докладах. Например, китайские ученые, а это была большая группа, также выражают интерес к развитию сотрудничества, и понятно, что вместе можно гораздо больше сделать... Важным предметом сотрудничества ОИЯИ и ЦЕРН сегодня является для нас, с одной стороны, апгрейд в Женеве (HL LHC), а с другой стороны совместная работа над проектом NICA в Дубне. И мы тесно работаем взаимно именно в этих направлениях.

- Спасибо, Тадеуш, хорошо, что мы встретились в самом конце симпозиума, и нам есть что обобщить.

Что можно сказать об итогах симпозиума NEC-2017? На заключительный вопрос автора этих заметок "по долгу службы" ответил сопредседатель оргкомитета симпозиума директор ЛИТ ОИЯИ Владимир Кореньков:

- Главная задача симпозиума - комплексное обсуждение вопросов модели и архитектуры компьютинга, а также развитие программной среды для управления заданиями, данными, процессами будущих крупных мегапроектов. Для этой цели были приглашены ведущие специалисты из CERN, DESY, FAIR, BNL, FNAL, ORNL, INFN, CNRS, Китая, стран-участниц ОИЯИ, а также крупных российских проектов NICA, PIC, DRIBsIII, БАЙКАЛ и т.д. Хочу отметить, что представители этих проектов вели заинтересованное обсуждение как во время докладов, так и в кулуарах симпозиума. Многие договоренности и новые идеи мы вместе пытаемся реализовывать. Другая задача - привлечь талантливую молодежь для активного участия в работе симпозиума и студенческой школы. Мы хотим постоянно расширять и углублять тематику симпозиума, так как мир компьютинга и электроники развивается бурными темпами.

Организация таких крупных выездных мероприятий - чрезвычайно сложное дело. Поэтому я хочу выразить большую благодарность всем, кто принимал участие в этой деятельности: программный и организационный комитеты, дирекцию ОИЯИ и дирекцию ЦЕРН, техническим службам и спонсорам. Все мы благодарны руководству и персоналу отелей "Сплендид" и "Монтенегро", а также компании Jadran Group, которые создали прекрасные условия для нашего симпозиума. Я не называю всех героев поименно, но не могу не назвать ученого секретаря симпозиума Ирину Анатольевну Филозову, которая дебютировала в этой непростой роли и с честью справилась со своей задачей. По мнению участников, симпозиум прошел на высоком уровне и это нас очень радует.

А от себя лично автор благодарит сотрудников, обеспечивших успешную работу симпозиума, - Дарью Станкус, Ольгу Румянцеву, Елену Русакович и организаторов студенческой школы Татьяну Заикину, Елену Мажитову, Андрея Нечаевского, Игоря Пелеванюка. Игорю - отдельная благодарность за переводы с английского.

Евгений МОЛЧАНОВ,
Будва - Дубна
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер