Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 48 (4645) от 15 декабря 2022:


№ 48 в формате pdf
 

Молодежь и наука

На Осенней школе по информационным технологиям

(Окончание. Начало в № 47.)

Д.В.Подгайный (ЛИТ):

- Мы провели очередную, уже третью модернизацию суперкомпьютера "Говорун". Такая частота обновлений не связана с тем, что машина плохо работает, наоборот: поскольку суперкомпьютер востребован в Институте, пользователей много, задачи совершенно разные, и для того, чтобы удовлетворить все запросы, чтобы все пользователи могли эффективно считать, получать эффективные результаты, мы развиваем нашу систему. Этот этап тесно связан с увеличением производительности, что позволяет увеличить число решаемых задач, при этом мы ввели в систему качественно новые элементы, так называемые гиперконвергентные вычислительные узлы с большим объемом памяти. Они позволят нам достаточно широко использовать такую систему работы с данными, как DAOS, а она, мы предполагаем, в свою очередь существенно ускорит исследования с использованием нейросетевых подходов, то есть методов машинного обучения. Также у нас есть надежда, что внедрение системы, которая будет работать на новых элементах, будет способствовать предоставлению нового типа вычислительных ресурсов для вычислений в рамках квантовых расчетов, использования квантовых симуляторов. Благодаря этим новым узлам в том числе и коллаборация MPD получит новые возможности, можно будет проверить более "тяжелую" физику, когда генераторы событий учитывают более развитые физические модели, получат совершенно новые результаты, дадут новые прогнозы для планируемых экспериментов на комплексе NICA.

Из просчитанных на "Говоруне" задачах порядка 40 процентов, а это миллионы задач, предназначены для коллаборации MPD. Благодаря особенностям нашей машины, ряд задач можно было посчитать только на ней. Новый апгрейд предоставляет еще больше возможностей, и сложные физические модели, которые объединяют различные физические генераторы, требующие больше ресурсов, теперь можно реализовать. Благодаря новым ресурсам физики, исследующие процессы на NICA, смогут запустить качественно другие физические генераторы, то есть увидеть, возможно, совершенно другую физику - пока теоретически, а когда пойдет эксперимент, мы с использованием ресурсов "Говоруна" будем обрабатывать его результаты.

- Насколько обновился "Говорун"?

- Сейчас мы увеличили мощность на 23%, или 202 терафлопа, и теоретическая суммарная мощность суперкомпьютера составляет 1,1 Пфлоп, то есть мы преодолели петафлопный барьер. Что касается всевозможных рейтингов, то глядя на них, вы не можете сказать, как быстро посчитается ваша конкретная задача. Рейтинги интересно сравнивать, но к реальной жизни они, как правило, не имеют никакого отношения.

Академик РАН А.И.Аветисян (Институт системного программирования, Москва):

- Я принципиальный сторонник того, чтобы собиралась молодежь, чтобы она общалась. Это общение дает не просто какие-то конкретные результаты - лекцию послушали и обсудили, оно образует горизонтальные связи между участниками. Второе. Человек зачастую живет в своем узком мире, занимается моделированием или компьютерной безопасностью, а остального не видит - не потому, что не хочет, просто времени нет. А здесь мы вырываем этих ребят из привычной среды и говорим: давайте пообщаемся. У них расширяется кругозор, а для студентов познакомиться с новым направлением, о котором он почти не знал, и, возможно, захочет им заниматься, - тоже здорово. Чем раньше человек поймет, чем он хочет заниматься, тем лучше.

Что касается актуальных направлений - сейчас мир стал таким сложным, усложняется программное обеспечение, что, не владея знаниями, как этим управлять, вы, всем обладая, ничего сами сделать не сможете. Эту сложность нужно донести до ребят, чтобы мы понимали, с чем имеем дело. Возможно, программное обеспечение - самое сложное, что человек создал в этом мире. Сейчас примерно 73 млн разработчиков в Github - основном репозитории открытого кода, а сколько людей еще вокруг, и это всё вместе должно работать. Мы должны нашим детям эту сложность объяснять, не пугая их, не отбивая охоту этим заниматься, чтобы они шли вперед вооруженными, могли ставить перед собой задачи на долгие годы. Именно поэтому такие школы важны и полезны, поскольку в таких точках происходит передача мыслей, общение, обсуждение.

Слушатели приехали на школу из Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Владикавказа, Томска, Тулы, Твери, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые из них поделились своими впечатлениями.

Антон Цветков (Тверской госуниверситет, направление "Математика и компьютерные науки"): В плане общего кругозора школа дала особенно много по физике. Даже если ты не физик, то интересно послушать, понять, какие есть направления науки, какие проекты развиваются в ОИЯИ. Конкретно для меня были интересны лекции по машинному обучению, по большим данным, отметил пару интересных идей, которые могу использовать в своей диссертации. Я заканчиваю магистратуру, планирую поступать в аспирантуру в своем университете, и в будущем мне бы хотелось сотрудничать или даже работать в ОИЯИ.

Сергей Огнев (Томский политехнический университет): Поскольку мы физики, то многие вещи, о которых рассказывалось, нам незнакомы по понятным причинам и мало интересны. Послушать о проектах, которые реализуются в ОИЯИ в области физики, было интересно. Но принимать в них участие - для себя я решил, что рано, не тот уровень знаний и не та область. Я планирую заниматься физикой твердого тела с точки зрения расчетов и моделирования. Мы и приехали сюда, потому что нам интересны некоторые аспекты программирования, которые нам хотелось бы использовать, и мы их уже частично используем, но мы больше пользователи, чем разработчики. Мы уже около года сотрудничаем с коллегами из ЛИТ, используем возможности суперкомпьютера "Говорун". Цели, которые я перед собой ставил, отправляясь на эту школу, - разобраться с определенными программами, наладить их работу и начать расчеты - почти выполнены, так что поездку можно назвать удачной.

Матвей Малугин (МИФИ): Мы не совсем физики-ядерщики, мы представляем Институт международных отношений МИФИ. Цель создания нашего института - готовить специалистов, которые будут разговаривать с международными экспертами на их родном языке - так сказать, англо-физики. Мы работаем на кафедре анализа конкурентных систем, связаны с программированием, научными данными, поэтому нас сюда и направили. Все, что касается физики и математики, было сложно усваивать, но мы пытались. Очень интересная была лекция по компьютерной безопасности, услышали много нового, полезную статистику, понравилась лекция по нейронным сетям. Экскурсия в ЛФВЭ - это была просто бомба! Очень веселые люди работают на участке производства сверхпроводящих магнитов. Вообще здесь душевная атмосфера, нам нравится очень.

Александр Хмелев (Университет "Дубна" направление "Физика"): Мы получили какие-то общие представления по разным направлениям. Конечно, это поможет определиться с темами дипломов. Чего-то нового об ОИЯИ не узнали - мы в университете уже три года, слышали об институтских проектах, и диплом я буду делать по институтской тематике. Зато побывали на экскурсии в ЛФВЭ - это было потрясающе.

Сокурсница Александра Анастасия Буракова: Эта школа знакомит с тем, чем занимается ОИЯИ, дает какие-то профессиональные навыки. Мы узнали о тех направлениях, которые будут развиваться в Институе в следующие десять, а, может, и больше лет. Рассказали о темах дипломных работ, о задачах, которыми можно будет заниматься, если прийти в Институт на работу. Мы познакомились с ведущими учеными ЛИТ, это полезное знакомство, из которого можно почерпнуть полезную информацию и какие-то профессиональные навыки.

Ксения Верховцева (Университет "Дубна", направление "Информационные технологии"): Эта школа по моей специальности, она была очень полезной, поскольку лекции содержали конкретику, рассказывали о прикладных задачах. Также можно было выбрать более узкое направление, которым будешь заниматься на дипломе. А в остальном - согласна с уже высказанным моими однокурсниками мнением.

Парвизи Хомидзода (Томский политехнический университет): Часть лекций была вводными, были и узкоспециальные. Мне понравилась лекция об искусственном интеллекте, самая замечательная, но и практические занятия были насыщенные. Все специальные лекции были настолько интересными, что хотелось их слушать не отрываясь. Экскурсии были замечательные. Здесь все очень хорошо организовано, нас быстро разместили, выдали пропуска, сопровождали и очень хорошо кормят.

Алан Нартиков (Владикавказ, школа №3, 10-й класс): Много интересного и нового для себя услышал, понравились экскурсии. Я еще не определился с выбором профессии, очень много интересных специальностей, но точно уверен, что выберу техническое направление, связанное с ИТ. В ОИЯИ много интересного, столько разных возможностей, сложно определиться с направлением работы.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????