Номер 21(4261) от 15 мая 2015:

В зеркале научной прессы

В сотрудничестве с итальянскими учеными

В марте в журнале национальной академии США PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America) была опубликована статья "Метеориты как катализаторы синтеза нуклеозидов и других пребиотических соединений из формамида под воздействием ионизирующей радиации", подготовленная по результатам исследований, проведенных сотрудниками ЛРБ ОИЯИ вместе с итальянскими коллегами. Рассматриваемый частный случай подкрепляет теорию панспермии, по которой жизнь на Землю была занесена извне.

Одним из важных направлений исследований сектора астробиологии ЛРБ является изучение вопроса происхождения жизни на Земле, а именно проблемы возникновения первых пребиотических соединений на нашей планете. В настоящее время в секторе проводятся исследования формамида (NH2COH), одного из простейших химических соединений, широко распространенных как в межзвездной, так и межпланетной средах. Были проведены эксперименты по облучению образцов различных типов метеоритов в смеси с формамидом ионизирующей радиацией (p+, С12, B5). На данный момент в ходе экспериментов установлено образование нуклеиновых оснований, карбоновых кислот, аминокислот, сахаров и других сложных соединений, вплоть до нуклеозидов, то есть были получены представители всех классов веществ, необходимых для возникновения жизни на Земле. Исследования были проведены в сотрудничестве с учеными-специалистами из Италии - профессорами Рафаэлем Саладино (Университет Витербо, Италия) и Эрнесто Ди Мауро (Римский университет Ла Сапиенца).

Результаты исследований были опубликованы в журнале PNAS, основанном в 1914 году Национальной академией наук США. В нем публикуются оригинальные научные исследования в различных областях. Это второй в мире по цитируемости журнал после Journal of Biological Chemistry. В 2009 году он вошел в список 100 самых влиятельных журналов биологии и медицины за последнее столетие.

На этом исследования образования первых биомолекул на Земле не заканчиваются, а все более активно развиваются. Планируется продлить цепь образующихся из формамида (с участием метеоритов и под действием радиации) сложных пребиотических молекул, вплоть до РНК. Наше исследование показывает, что одним из сценариев возникновения жизни на Земле могло быть образование пребиотических молекул из формамида как на поверхности метеоритов, падавших на Землю, так и непосредственно на поверхности планеты.

Михаил КАПРАЛОВ, сотрудник ЛРБ ОИЯИ