Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 9-10 (4249-4250) от 6 марта 2015:


№ 9-10 в формате pdf
 

Пусть каждый день - 8 Марта!

"Здесь хорошо работать..."

С научным докладом "Индукция и репарация кластерных повреждений ДНК в фибробластах человека при действии ускоренных ионов бора и гамма-квантов" на недавней сессии Программно-консультативного комитета по физике конденсированных сред выступила Луцие Йежкова (ЛРБ). Сегодня мы знакомим наших читателей с этой молодой сотрудницей лаборатории.

Почему вы заинтересовались радиобиологией?

Я биохимик, училась в Химико-технологическом институте в Праге, сейчас там же в аспирантуре готовлю диссертацию. Еще когда я училась в школе, то побывала у своего дяди на работе, в лаборатории микробиологии и паразитологии. Микробиология меня очень заинтересовала, а потом в школе преподаватель химии увлек своим предметом. И когда я решила поступать в институт в Праге, сначала хотела учиться на микробиолога и заниматься анализом пищевых продуктов на наличие микроорганизмов или ГМО. Но опять встретился очень увлеченный своим предметом преподаватель, и со второго курса я перешла на биохимию.

О Дубне и ОИЯИ я тогда ничего не знала. А потом мой молодой человек Павел Блага, учившийся на кафедре ядерной химии, побывал здесь на летней школе. Он рассказал, что в Объединенном институте можно заниматься работой, похожей на мою. Я узнала подробности, заинтересовалась возможностями радиобиологических исследований, хотя в радиобиологии имела тогда только базовые знания. В результате в январе 2012 года мы приехали в Дубну, и я начала работать в группе молекулярной биологии, а Павел - в группе радиационной цитогенетики ЛРБ.

Наверное, было тяжело осваиваться без знания русского языка?

Да, когда приехала сюда, совсем не говорила по-русски. Первое время нам очень много помогали руководитель чешского землячества Алойз Ковалик и наши друзья, которые здесь живут уже давно. Помогали с оформлением на работу, для нас заранее была зарезервирована служебная квартира, вообще помогали чем могли. Перед отъездом я посещала курсы русского языка только одну неделю, так что пришлось осваивать его уже здесь. Бывает, когда меня не понимают в магазинах, а русского слова я не знаю, то произношу его чешский эквивалент, но с русским акцентом, языки-то славянские, корни во многих словах общие - иногда это помогает! Выучить новый язык и познать новую культуру было еще одним аргументом в пользу поездки в Россию.

В своей работе вы сравниваете повреждения ДНК от воздействия гамма-квантов и тяжелых ионов. С гамма-квантами вы проводили исследования в Праге?

Да, в Институте биофизики АН Чехии. Почти у всех радиобиологических институтов есть доступ к источнику гамма-излучения, и с этим видом излучения получено уже много результатов. А тяжелые ионы - уникальная особенность Дубны. Три года назад, когда мы только начинали исследования с использованием новых методик, было очень тяжело: заказываем реактивы, а их присылают только через четыре месяца. Большую помощь и поддержку оказали нам коллеги из Института биофизики Брно, где мы изучали методы и могли получить консультацию по возникающим вопросам.

Мы изучаем индукцию и репарацию двунитевых разрывов ДНК с использованием метода иммунофлуоресцентного окрашивания. Методика иммуноцитохимического окрашивания в совокупности с флуоресцентной микроскопией позволяет непосредственно визуализировать повреждения ДНК в ядрах облученных фибробластов (клеток кожи человека). Во время проведения эксперимента наиболее длительный процесс - обработка результатов. Для обработки экспериментально полученных снимков существует специальное программное обеспечение, но оно не учитывает трехмерной структуры ядра, и в результате дает не совсем корректную количественную оценку двунитевых разрывов ДНК. Зато программа может обработать результаты за одну неделю, а анализ трехмерных изображений, который мы применяем, занимает несколько месяцев, но позволяет изучить структуру повреждений ДНК более детально. Трехмерные изображения облученных ядер были получены на конфокальном микроскопе в Институте биофизики в Брно, но сейчас в Лаборатории радиационной биологии есть современное оборудование, которое приближает качество съемки на флуоресцентном микроскопе к конфокальному.

В нашей работе проведен сравнительный анализ индукции и эффективности репарации повреждений ДНК при действии гамма-квантов и ускоренных ионов 11В, а также исследована структура кластерных повреждений ДНК при действии данных видов излучений.

Ваш трехлетний контракт скоро заканчивается, какие планы на будущее?

Он уже закончился. Мы оформили еще один трехлетний контракт - у нас в Чехии на подготовку диссертации отводится от четырех до семи лет и защищаться мы должны на родине. В нашем Химико-технологическом институте в Чехии хотят, чтобы мы защищались побыстрее, так что, возможно, проработаем в Дубне еще только два года. Тут хорошо работать, я уже привыкла. Может быть, после защиты вернемся в ОИЯИ. В любом случае - буду сюда приезжать по работе...

А как вам жилось в Дубне после Праги?

Конечно, Прага - столица, но когда у тебя учеба на первом месте, то ходить по музеям и гулять по городу особенно некогда, маршрут один: общежитие, метро, институт и обратно. А Дубна мне очень понравилась, еще до приезда сюда я слышала, что это красивый город. Здесь хорошая интернациональная атмосфера - живут и работают люди из разных стран, в Дубне много зелени, зимой можно кататься на лыжах и коньках, ездить на работу на велосипеде. В столовой на площадке ЛЯП, где мы обедаем ежедневно, к нам относятся как к родным. А вот то, что в магазинах с тобой не здороваются, сначала удивляло, а сейчас привыкла.

Дополнил рассказ молодой коллеги директор лаборатории Е.А.Красавин:

Нашу лабораторию связывает давнее, наверное, уже 35-летнее сотрудничество с радиобиологами ЧССР и Чехии. Долгие годы у нас работал Станислав Козубек, приехавший сюда молодым специалистом и защитивший здесь кандидатскую и докторскую диссертации. Сейчас он возглавляет Институт биофизики в Брно. Работали и другие специалисты из Чехии, выполняли яркие работы, защищали диссертации, а сегодня продолжают исследования на родине. Был период, вызванный определенными обстоятельствами, когда чешские специалисты к нам не приезжали, но научные контакты и тогда не прерывались.

А несколько лет назад к нам приехали молодые люди из Праги. Мы им предложили интересное направление исследований. Луцие, используя суперсовременные методики, исследует закономерности и механизмы образования и репарации повреждений ДНК в клетках человека при действии различных ионизирующих излучений - гамма-квантов, протонов, тяжелых ионов. Для этого используется современная аппаратура, микроскопы, позволяющие наблюдать в отдельных клетках наиболее тяжелые повреждения - двунитевые разрывы ДНК, ведущие к различным генным поломкам, мутациям, возникновению онкологических заболеваний. Для этого необходимы современные химия и техника, которую нам удалось приобрести. Павел занимается вопросами формирования мутаций и генетической нестабильности облученных разными видами излучений клеток млекопитающих. И Луцие, и Павел выступали с докладами на конференции в США прошлым летом, получили высокую оценку своих работ. В 2012 году Павел выступил с докладом на Ученом совете ОИЯИ как победитель постерной сессии ПКК, а Луцие доложила о своих исследованиях на 41-й сессии ПКК. По сути, они уже набрали материал для подготовки своих диссертаций, но будут продолжать исследования в ЛРБ.

Луцие в новой структуре нашей лаборатории возглавит группу иммуноцитохимических исследований, это знак признания ее как хорошо зарекомендовавшего себя специалиста. Ну, а мы ожидаем, что их научные руководители в Праге будут присылать в ЛРБ новых молодых людей.

Ольга ТАРАНТИНА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер