Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 20 (4466) от 23 мая 2019:


№ 20 в формате pdf
 

Проекты XXI века

Дмитрий Наумов

Космос. Нейтрино. Байкал

Страницы дневника научной экспедиции

(Окончание. Начало в №№ 18, 19)

День седьмой

Погода резко изменилась с курортной на суровую. Задул "горняк", пошел снег. Еще вчера горы на восточном берегу были видны четко и ясно. Сегодня не видно даже своего берега. А это всего лишь 3,5 км от ледового лагеря. Наверное, все замечали, что в городах в солнечный день около высотных домов сильно дует. Это происходит потому, что воздух на солнечной стороне дома прогревается сильнее, чем на теневой стороне. Возникает разница температур, и теплый воздух устремляется к холодному. Получается ветер. Байкал окружен горами причудливой формы. В ущельях байкальских гор происходит примерно то же самое, что и рядом с городскими домами, но в многократно усиленных масштабах. Зарождаются ветры такой силы, что срывают крыши с домов, вырывают деревья, переворачивают корабли. Скорость ветра может достигать 40-50 метров в секунду. 50 метров в секунду - это 180 км/час!

На Байкале у явлений природы есть имена, характеры, причуды. Наиболее известные ветры - "баргузин", дующий с северо-востока из Баргузинской долины, "култук" - с юго-запада, северный ветер "верховик", "сарма" - самый сильный на Байкале ветер, вырывающийся из долины одноименной реки и дующий поперек озера. Есть еще два поперечных ветра "шелоник" и "горняк", дующие с востока и запада, соответственно.

Самое коварное стечение обстоятельств, когда дуют два и три ветра одновременно с трех разных сторон. Деревья, которые живут в таких местах, эволюционно приспособились. Они низкие, корявые, кряжистые. Какого-нибудь пышного красавца дуба из средней полосы России, сдуло бы тут за пару секунд. Красота - понятие относительное.

Сегодня сильных ветров не было. Работы по созданию нейтринного телескопа не прекращаются. На новом четвертом кластере полностью собран один стринг - центральный! Ну, как "полностью"? Надо будет еще поплавки повесить и связать его с остальными. Это сделаем за раз со всеми остальными стрингами. Главное, все оптические модули, акустика, светодиодные матрицы висят. Лебедка переехала на седьмой стринг, который мы будем собирать с нуля. На седьмом после обеда сделали якорь и добавили донную акустику. На первом стринге собраны полностью две секции - нижняя и средняя. Установлен пятый оптический модуль верхней секции. Видимо, завтра будет полностью готов еще один стринг. На третьем кластере работали на четвертом стринге.

Началась прокладка донного кабеля. Протащили кабель подо льдом, завели на лебедку, проверили счетчик троса. Чтобы вы яснее представляли себе сложность задачи, объясняю. Мы находимся на льду. Глубина меняется от нуля до почти 1,5 км. Дно имеет причудливую форму с полочками, впадинами и горками. Кабель нужно уложить так, чтобы он дошел до берега и по пути не сложился колечками, скатившись с горочки, не зацепился за что-то, а лег ровно туда, куда надо, при этом не порвавшись.

Это не просто сделать даже на сухой поверхности, если речь идет о километрах. А мы к тому же находимся на льду и не видим дна. Решение такой задачи - сложная математическая кривая. Не каждый теоретик знает, как к ней подобраться.

День восьмой

В экспедиции нет выходных дней, и к этому все привыкли. Лед может начать таять, надо торопиться. Работа кипит всюду: на лебедках, размечающих тросы, на майнах, где монтируют новые стринги и ремонтируют старые, на прокладке донного кабеля, в береговом центре, где тестируют аппаратуру перед ее погружением в воду.

Коллектив слаженный, очень дружный и доброжелательный. Все "байкальцы" - универсальные специалисты: приходится долбить лед, таскать тяжести, монтировать детекторы. Почти про каждого можно снять фильм, некоторые работают тут 40 лет.

Из Иркутска на несколько дней приехала молодежь - парни и девушки, студенты и молодые преподаватели. Они тоже сразу втянулись в работу.

Если раньше девушек в Байкальской экспедиции не было, ну, почти не было, то сейчас их четверо (правда, только до понедельника). Конечно, это внесло свои коррективы. Во-первых, у некоторых парней проснулся ораторский талант и они очень красиво (и это правда) и очень подолгу (и это тоже истинная правда) стали объяснять девушкам, как тут все устроено. Для не столь красноречивых это означало дополнительную нагрузку. Но вскоре девушкам нашли работу, все встало на свои места, работа пошла в привычном темпе.

Во-вторых, с девушками стало веселее. Они находят неожиданные применения привычным предметам. Хотя и парни проявляют креатив. Например, заваривают чай из кабелей. Нет, мы не тронулись умом, эта процедура вполне осмысленная и необходимая. Разъемы, которыми соединяются все модули с кабелями, - специальные, подводные. Их можно соединять даже в воде. На холоде разъемы "дубеют" и их очень трудно вставить друг в друга. Если же один из разъемов подогреть, то соединение проходит гораздо легче. Для этой цели их нагревают в чайниках до 60 градусов.

Довольно много времени уходит на центральные модули. Там 6 кабелей с нижних оптических модулей, 6 с верхних, два для акустики и главный девятипиновый кабель. Не дай Бог перепутать при подключении! Поэтому мы всегда проводим процедуру слепой проверки. Один диктует название кабеля, а другой сообщает, куда этот кабель присоединен согласно журналу. Если журнальная запись сходится с реальностью, двигаемся дальше.

Работы было много, почти без перерывов на отдых. К концу дня сложилась следующая картина.

На третьем кластере на четвертом стринге наконец дошли до цели - до того, что сломалось. Отвезли на берег. Будут проверять и ремонтировать.

На четвертом новом кластере кипит работа. Баир Александрович Шайбонов (ОИЯИ) поставил нашей бригаде задачу собрать стринг за день. Мы ускорились и синхронизировались, как нам казалось, до уровня пит-стопов в Формуле-1 (остановка для дозаправки топливом машины - прим. ред.). Но за день собрали только две секции из трех - нижнюю и среднюю. На первом стринге к концу дня смонтировали и протестировали модуль гирлянды. Размечали трос. Вязали кухтыли. Не знаете, что это такое? Это поплавки, которые тянут трос вверх. Протестировано более 350 оптических модулей. Идет работа по прокладке донного кабеля. Пока что предварительная.

День девятый

Вчера днем было солнце, а к вечеру появились свинцовые тучи и пронизывающий ветер "горняк". Вчера девушкам казалось, что они приехали клево провести выходные. Сегодня им приходится собрать все мужество в кулак, чтобы провести их достойно.

С утра я был командирован в бригаду для прокладки донного кабеля. Это отдельная тема для рассказа. Этим занимается команда энтузиастов из Нижнего Новгорода - Михаил Миленин и Станислав Фиалковский.

В Нижнем сделали все машины еще в восьмидесятых. Машины эти чудесны и уникальны. Они сделаны исключительно для прокладки кабеля в Байкале подо льдом. Наша задача утром заключалась в разведке толщины льда вдоль трассы. А также нам надо было сбивать лед по пути следования этих чудо-машин, чтобы они не стукнулись о торос. Толщина льда оказалась порядка 80 см, что очень хорошо. Если бы лед был толщиной около метра, то режущее колесо уже не могло бы его разрезать и нам пришлось бы долбить недорезанное вручную.

Что же мы имеем на сегодня? Состояние нового четвертого кластера: на трех стрингах из восьми висят по 36 оптических модулей, на шестом и втором готово по половине стринга, на третьем и четвертом стрингах висят по 6 оптических модулей, на пятом работы пока не велись.

На третьем кластере все еще идет работа по демонтажу и сборке. После обеда донный кабель проложить не удалось - вышел из строя гидроцилиндр. Починят, и завтра в бой.

День десятый

12 марта - день рождения Игоря Анатольевича Белолаптикова. Ему две пятерки! По этому поводу он поверх комбинезона повязал галстук.

Утром все очень тепло его поздравили, получили задания на день и уехали работать. Вечером около 11 все соберутся у Анатолича в кунге, поздравят его, выпьют чаю, попоют песни и завтра снова на работу. День рождения - не повод расслабляться, когда каждый день на счету.

К вечеру этого дня почти закончена сборка четвертого кластера. Еще чуть-чуть, и можно приступать к пятому! Продолжили прокладывать кабель - сломался трактор. Будут чинить. Третий кластер - закончены все работы по сборке-разборке. Ночью будем тестировать, как идет набор данных.

Послесловие

Байкальский центр нейтринного телескопа находится на 106-м километре Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Эту железную дорогу начали строить еще в конце 19-го века. До середины 20-го века КБЖД была частью Транссибирской магистрали, пока не ввели в эксплуатацию дублирующий участок через Олхинское плато. С тех пор КБЖД потеряла былое значение, и ветка стала приходить в упадок. Деревни, построенные вдоль КБЖД, постепенно стали пустеть. Сегодня КБЖД - это памятник инженерному искусству. Здесь построены очень красивые туннели и мосты. По железной дороге на очень малой скорости ездит легендарный паровоз "Матаня". Его очень любят туристы и... участники строительства Байкальского нейтринного телескопа.

Участники Байкальской экспедиции почти буквально "сжигают за собой мосты". Все заезжают через Листвянку по льду. Но к концу марта лед в районе Листвянки становится тонким, его подмывает течениями и образуются провалы. В апреле вернуться через Листвянку уже практически невозможно - дороги нет. Тогда все спокойно грузятся в "Матаню" и не спеша чапают до поселка Байкал. Оттуда уже автотранспортом добираются до Иркутска.

Раньше на 106-м километре КБЖД был поселок Ивановка. На следующем, 107-м, расположен поселок Пономаревка. Сейчас там живут 1-2 семьи и находится изба-столовая для участников экспедиции. Три чудесные женщины готовят очень вкусную домашнюю еду. Без них мы бы все умерли с голоду. Так что их роль в успехе работ по созданию Байкальского нейтринного телескопа невозможно переоценить. Как и других работников - водителей, электриков, сварщиков, дизелистов, трактористов. Из Германии, Польши, России, Словакии, Чехии. Мы надеемся, этот список будет только расти.

***

Так или почти так проходят будни научной вахты. Выходных здесь нет, рабочий день длится с 10 до 19 часов. Некоторые работы, такие как "шнуровка" майн, проводятся ночью. Тогда видно слабое свечение подледного трактора, шнурующего майны.

Полная версия Байкальского дневника на сайте ЛЯП. Фото автора и В.Шатунова. Текст для публикации подготовила Г.Мялковская.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер