Номер 34 (4531) от 17 сентября 2020:

Михаил Григорьевич Мещеряков

К 110-летию со дня рождения

17 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Григорьевича Мещерякова, выдающегося физика-экспериментатора и талантливого организатора науки, лауреата Государственных премий СССР, члена-корреспондента АН СССР. М.Г.Мещеряков являлся руководителем работ по сооружению крупнейшего в то время ускорителя протонов (шестиметрового синхроциклотрона на энергию 680 МэВ), стоял у истоков создания Объединенного института ядерных исследований и города Дубна. Он входил в число советских ученых, которые принимали активное участие в решении атомной проблемы в СССР, первыми приступили к созданию больших ускорителей, проведению исследований в области физики атомного ядра и элементарных частиц, автоматизации научных исследований.

М.Г.Мещеряков родился в селе Самбек Таганрогского округа в крестьянской семье. В 1916 г. отец погиб на Западном фронте, и мать осталась одна с четырьмя маленькими детьми. Семья очень бедствовала, двое детей умерли. Только в 1930 г. Михаил Григорьевич смог, совмещая работу шлифовщиком на заводе в Таганроге с учебой на вечернем рабфаке, завершить среднее образование и поступить на физический факультет Ленинградского университета.

Еще будучи студентом второго курса, М.Г.Мещеряков под руководством профессора Л.В.Мысовского начал специализироваться в области физики радиоактивных превращений атомных ядер. После окончания с отличием университета в 1936 г. он в течение трех лет проходил аспирантуру под руководством профессора И.В.Курчатова в Радиевом институте АН СССР. Здесь в те годы сооружался первый в СССР и Европе циклотрон, начинались пионерские исследования в области физики нейтронов и радиохимии продуктов искусственных превращений ядер. Как физик-экспериментатор М.Г.Мещеряков сформировался в атмосфере исследований высокого академического уровня, проводившихся В.И.Вернадским, Л.В.Мысовским, В.Г.Хлопиным. Первые работы аспиранта М.Г.Мещерякова посвящены исследованию процессов резонансного поглощения медленных нейтронов ядрами. В 1938 г. он активно включился в работу по запуску однометрового циклотрона, после запуска которого исследовал процесс радиационного захвата нейтронов с энергией выше 1 МэВ сложными ядрами и обнаружил, что сечение этого процесса немонотонно изменяется с ростом массового числа ядра. Этот результат получил широкую известность, поскольку противоречил общепризнанной в то время статистической теории ядерных реакций, развитой Н.Бором, и позднее явился одним из основных аргументов в пользу оболочечной модели ядра. Результа ты этих исследований М.Г.Мещеряков обобщил в кандидатской диссертации, защищенной в 1940 г.

В 1940 г. Михаил Григорьевич возглавил циклотронную лабораторию в Радиевом институте, где проводились исследования на действующем циклотроне, ускорявшем дейтроны до энергии 4.4 МэВ. Эксперименты были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Циклотрон пришлось законсервировать. М.Г.Мещеряков добровольно ушел в народное ополчение и в начале июля 1941 г. уже был в войсках Ленинградского фронта. Был ранен, а после госпиталя - демобилизован. В июле 1942 г. он вернулся в Радиевый институт, находившийся в эвакуации в стенах Казанского университета, и сразу же включился в возобновлявшиеся работы по атомной проблеме. Ему пришлось заняться решением ряда вопросов, связанных с оценкой перспективности получения больших количеств разделенных изотопов тяжелых элементов при помощи электромагнитных сепараторов и термодиффузионных колонок.

Вскоре после прорыва блокады Ленинграда в 1944 г. М.Г.Мещеряков с сотрудниками восстанавливает циклотрон Радиевого института и в течение 1945 года и начале 1946-го успешно завершает начатые еще до войны опыты по наблюдению вторичных протонов от реакции (d, p) на ядрах серебра и измерению распределений их пробегов в ядерной эмульсии.

В мае 1946 года М. Г. Мещерякову пришлось внезапно прервать свои эксперименты на ленинградском циклотроне (как потом оказалось, навсегда). Он был назначен научным экспертом в Технический комитет Атомной комиссии ООН. Работа в этом комитете позволила ему посещать университеты и лаборатории, присутствовать на сессиях Американского физического общества, установить контакты с американскими физиками.

Во второй половине 1946 года американские научные круги были взбудоражены комплексом идей Н.Винера, вскоре получивших название "кибернетика". М.Г.Мещеряков воспринял идеи использования вычислительных машин в научных исследованиях, что определенным образом сказалось на его дальнейшей научной деятельности.

С мая 1946 по февраль 1947 года М.Г.Мещеряков был представителем от СССР при испытании США атомной бомбы на атолле Бикини. По возвращении из США в 1947 г. он был переведен в Москву в Лабораторию №2 (ныне Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт") и назначен научным руководителем работ по проектированию и сооружению в районе поселка Большая Волга (ныне город Дубна) крупнейшего в то время ускорителя - шестиметрового синхроциклотрона.

С 1948 г. М.Г.Мещеряков регулярно привлекался И.В.Курчатовым к обсуждению и экспертизе физической части Атомного проекта. Он принимал участие в подготовке испытания первой советской атомной бомбы 29 августа 1949 г. и был председателем комиссии по проверке аппаратуры физического сектора на Семипалатинском полигоне.

Параллельно с работами по сооружению ускорителя Михаил Григорьевич находил время для работы над докторской диссертацией. В диссертации, защита которой состоялась в 1950 году, он обобщил и проанализировал результаты своих исследований на циклотронах Ленинграда и Москвы.

В конце 1949 г., всего за два года, под руководством М.Г.Мещерякова был осуществлен запуск крупнейшего в мире ускорителя частиц - пятиметрового синхроциклотрона, впервые позволившего ускорять дейтроны до энергии 280 МэВ, a-частицы до 560 МэВ, а вскоре и протоны до 480 МэВ. Первые эксперименты, проведенные на синхроциклотроне, привели к возникновению в нашей стране новой области исследований - физики частиц высоких энергий. Вскоре после этого М.Г.Мещеряков при поддержке И.В.Курчатова на базе синхроциклотрона организует самостоятельный исследовательский центр по физике высоких энергий и становится его научным руководителем. В 1951 г. с целью продвижения физических исследований в область еще более высоких энергий М.Г.Мещеряков проводит почти "молниеносную", всего за год-полтора, реконструкцию синхроциклотрона: диаметр полюсов магнита достигает теперь 6 метров, а энергия ускоряемых протонов - 675 МэВ.

В 1953 г. исследовательский центр был преобразован в Институт ядерных проблем АН СССР, директором которого М.Г.Мещеряков был до 1956 г. В марте 1956 г. институт вошел в состав Объединенного института ядерных исследований.

В 1953 году М.Г.Мещеряков был избран членом-корреспондентом АН СССР.

С 1950 г. научные интересы Михаила Григорьевича сосредоточились на исследовании взаимодействий протонов с протонами и ядрами при энергиях выше порога образования пионов. В работах, связанных с детальным изучением упругого pp-рассеяния в интервале энергий 460 - 660 МэВ, впервые было показано, что упругое взаимодействие протонов с протонами выше порога образования пионов носит характер дифракционного рассеяния.

Одной из наиболее интересных научных задач, которыми занимался М.Г.Мещеряков, являлась задача исследования структуры ядра с использованием протонов высоких энергий в качестве пробных частиц в экспериментах на основе магнитного спектрометра (крупнейшего на тот момент). В 1955 году группой М.Г.Мещерякова обнаружен новый ядерный процесс - прямое выбивание дейтронов из ядер протонами высоких энергией. Не известное ранее явление впоследствии было зарегистрировано в СССР как открытие (№221). Этот результат, подтвержденный десять лет спустя в Брукхейвене с признанием приоритета группы М.Г.Мещерякова, явился экспериментальным доказательством того, что в ядре на короткое время образуются тесные квазидейтронные группы (Д.И.Блохинцев назвал их "флуктонами").

В период 1956-1966 гг. Михаил Григорьевич полностью отдает себя научной и преподавательской работе. С прежним творческим накалом он с группой сотрудников продолжает исследования процессов взаимодействия протонов с ядрами, не ослабевает и его интерес к циклу экспериментов по поляризационной тематике. В целом инициированные М.Г.Мещеряковым исследования эффектов структуры ядер в спектрах вторичных частиц в протон-ядерных соударениях при высоких энергиях оказали существенное влияние на последующее развитие релятивистской ядерной физики.

В 1966 г. М.Г.Мещеряков возглавил работы по организации в ОИЯИ Лаборатории вычислительной техники и автоматизации, призванной вооружить научные исследования в области физики ядра и элементарных частиц современными средствами вычислительной техники и автоматизации. В сжатые сроки в ЛВТА (ныне Лаборатория информационных технологий - ЛИТ) был создан крупный комплекс мощных вычислительных средств, сконструированы высокопроизводительные сканирующие устройства и проекторы для обработки снимков с пузырьковых, искровых и стримерных камер, построены графические дисплейные устройства и аппаратура связи экспериментальных установок с вычислительными машинами.

С 1966 по 1988 гг. Михаил Григорьевич был директором лаборатории, а с 1988 по 1994 - ее почетным директором. Разработанные в ЛВТА новые технические средства существенно расширили возможности экспериментальных и теоретических исследований в ОИЯИ. Они позволили проводить эксперименты на линии с вычислительными машинами, автоматизировать обработку снимков с трековых камер, проводить исследования, связанные с численным решением сложных уравнений физики атомного ядра, плазмы, конденсированного состояния вещества, моделированием нелинейных явлений в неустойчивых системах и многое другое. При поддержке М.Г.Мещерякова развивалось и такое новое направление, как использование вычислительных машин для проведения аналитических вычислений.

Много времени и сил Михаил Григорьевич отдавал подготовке научных кадров. С 1953 г., являясь профессором Московского университета, он читал курс по физике элементарных частиц, руководил работой аспирантов. И как лектор, и как руководитель научных семинаров, он оказал большое влияние на формирование многих молодых физиков, внесших позднее существенный вклад в мировую науку.

М.Г.Мещеряков плодотворно и гармонично сочетал свою научную деятельность с общественной работой. В разные годы он был членом бюро Отделения физико-математических наук АН СССР, членом Ученого совета физического факультета МГУ, членом редколлегии журналов "Атомная энергия", "Ядерная физика", "Журнала экспериментальной и теоретической физики", Nuclear Instruments and Methods и "Физика элементарных частиц и атомного ядра", членом физической секции Комитета по Ленинским и Государственным премиям, членом экспертной комиссии по физике Высшей аттестационной комиссии Министерства высшего и среднего специального образования СССР, а также председателем Научного совета по использованию вычислительной техники и средств автоматизации в экспериментальной ядерной физике при Отделении ядерной физики АН СССР. В течение десяти лет он избирался членом Дубненского горкома КПСС.

Выдающиеся научные заслуги Михаила Григорьевича Мещерякова отмечены высокими наградами. За активное участие в решении атомной проблемы в нашей стране М.Г.Мещеряков награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почета" и медалями, а также иностранными орденами и медалями, наградами научных обществ. М.Г.Мещеряков - дважды лауреат Государственной премии СССР.

За большой вклад в организацию международного сотрудничества физиков Советского Союза и других социалистических стран в Объединенном институте ядерных исследований М.Г.Мещеряков награжден орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени Народной Республики Болгарии и орденом "Золотая Полярная Звезда" Монгольской Народной Республики.

М.Г.Мещерякова не стало 24 мая 1994 года.

Для Михаила Григорьевича Мещерякова, Ученого и Гражданина, были характерны чувство ответственности за общее состояние физической науки в нашей стране и высочайший профессионализм. Его отличали оптимизм, страстная увлеченность наукой, неустанный творческий поиск, способность сконцентрировать внимание на самых актуальных проблемах.

Фото Юрия Туманова