Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 8-9 (4605-4606) от 4 марта 2022:


№ 8-9 в формате pdf
 

На сессии Ученого совета ОИЯИ

2024-2030. Планируется будущее Института

131-я сессия Ученого совета ОИЯИ в смешанном формате состоялась 24-25 февраля под сопредседательством директора ОИЯИ академика РАН Г.В.Трубникова и академика НАН Беларуси С.Я.Килина. Участники сессии побывали 24 февраля в Лаборатории физики высоких энергий, где ознакомились с реализацией мегасайенс-проекта NICA, и посетили фабрику сверхпроводящих магнитов. 25 февраля состоялась экскурсия в Лабораторию ядерных реакций, где гостям был представлен еще один флагманский проект ОИЯИ - Фабрика сверхтяжелых элементов.

С докладом, посвященным научным итогам 2021 года, выступил директор ОИЯИ академик Г.В.Трубников. Он ответил на вопросы представителей институтских СМИ.

- Григорий Владимирович, нынешняя сессия Ученого совета в каком-то смысле судьбоносная. Как вы расцениваете реакцию членов Ученого совета на ваш доклад?

- Мне кажется, что реакция была очень заинтересованная. Я не ожидал, что будет так много детальных вопросов. Обычно первый доклад на сессии очень информативный, слушателям нужно какое-то время, чтобы переварить информацию, и мозг воспринимает ее не сразу. А здесь по окончании доклада с вопросами и комментариями, не дожидаясь приглашений сопредседателя сессии, выступили около десяти членов Ученого совета, и все вопросы были по существу. Как по основным научным направлениям, так и по тому, насколько наша научная программа конкурентна и насколько планы соотнесены с ресурсами и планами других лабораторий мира, насколько адекватно мы оцениваем и самих себя, и то, что в этой гонке мы не одни, что в забеге много участников.

Я очень благодарен за вопросы, в том числе по нашим так называемым флагманским проектам: по life science (наукам о жизни), по прикладным исследованиям. Мы считали очень важным, поднимая, формулируя эту программу, создавать ее от задач будущих пользователей. Это означает, что именно они определяют для нас техническое задание, сподвигая нас на разработку новых прорывных технологий. Конечно, мы должны сделать большое усилие для этого. Мы обратились к странам-участницам, научным центрам и университетам с просьбой назвать еще не занятые в мире ниши, которые мы могли бы в ОИЯИ наиболее эффективно по науке отработать. Какими рекордными параметрами должны обладать соответствующие этим задачам установки, чтобы они были востребованы пользователями в течение как минимум пяти-десяти лет. Таким образом, и медицинские ускорители, и прикладные пучки на комплексе NICA, и то, что сейчас создает ЛЯР, установки для прикладных исследований, - все это именно по такому принципу собиралось. Что касается наук о жизни, мне кажется, мы, отойдя от общих слов и осознания общих магистральных направлений для многих научных институтов в мире, что называется, формуем программу в выделенных довольно узких, но необыкновенно интересных областях, в которых мы действительно могли бы быть самыми сильными. Не секрет, что медицина, радиобиология, нейронауки, геномные технологии - это сейчас самый финансовоемкий сектор научных исследований. Самые большие ресурсы, и человеческие, и финансовые, идут именно в этот сектор. И нам очень важно не просто модные слова в планах вписывать, а ориентироваться на те задачи и те области, в которых мы действительно можем быть конкурентными. А наше главное конкурентное преимущество - уникальный набор экспериментальных установок.

Обсуждая программу в области life science, мы понимаем, что мест, подобных Дубне, в мире, наверное, два или три. Это RIKEN, где создана огромная база ускорителей разного плана с разными спектрами энергий частиц, это Германия с центром в Дармштадте, где тоже несколько источников и много групп занимаются биологией и медициной. Ну и, наверное, один-два центра в Соединенных Штатах. Но чтобы в одном месте, на одной территории ты мог иметь и гамма-кванты, и электроны, и протоны, и тяжелые ионы, и широкий диапазон энергий, и приехав один раз, за короткий срок провести целый комплекс исследований, - преимущество, которое мы собираемся развивать.

Директор Института Г.В.Трубников вручил диплом Почетного доктора ОИЯИ Михаэлю Валигурскому, профессору Института ядерной физики имени Г.Неводничанского и Центра онкологии в Кракове, в течение ряда лет члену Ученого совета и Полномочному представителю правительства Польши в ОИЯИ.
Ну и, конечно, важный момент - баланс между внутренними и внешними проектами, внутренними и внешними экспериментами. К этому надо относиться очень осторожно. И, думаю, после докладов трех вице-директоров, в которых обсуждались детали тех или иных экспериментов, спектр вопросов будет самым "горячим". Это правильно, потому что от Ученого совета мы ждем беспристрастной, открытой, честной оценки наших возможностей не просто в каком-то изолированном месте, а в том мировом ландшафте, где много подобных центров и установок. И Ученый совет, в котором представлено около сорока лабораторий мира, его эксперты точно представляют картину этого мира, и их рекомендации, критика наиболее ценны для Института. И данная сессия для нас действительно в каком-то смысле историческая. Потому что это первый подход. Материал сырой пока еще. Но он самый интересный, потому что мы друг другу сейчас помогаем определиться.

- Наверное, стоит читателям напомнить, что своеобразная "разминка" по так называемой "приоритизации" проектов новой семилетки была проведена на совсем недавнем заседании Научно-технического совета Института, где впервые обсуждалась концепция новой семилетки?

- Вы знаете, НТС - я бы сказал, главная арена, где это нужно обсуждать. НТС для меня самая существенная площадка. И самая интересная. С кем еще, как не со своими сотрудниками, в родной среде, в которой ты вырос и которая наиболее критична, обсуждать будущее Института? Это надо понимать так, что когда люди с критикой выступают, они не себя лично защищают, а защищают свое дело, свою область исследований, свои коллективы. И делают это, независимо от степени эмоциональности и формы выражения, всегда конструктивно. И это очень важно. Я и на заседании НТС в самом начале своего доклада сказал, что эта площадка самая важная в "спайке" КПП, Ученый совет, международная группа. То есть мы сами внутри Института как бы формируем свое будущее.

- Поскольку речь на совете пойдет о новой семилетке, несколько слов, пожалуйста, об этом...

- Логика, которую мы сейчас выстраиваем, заключается в следующем. Будущую семилетку можно назвать периодом сбора урожая. В середине "нулевых" годов страны-участницы определяли судьбу Института, его место в мировом ландшафте, а дальше, когда договорились о поддержке, консолидировались по полной программе. Следующие почти две семилетки - инвестиции в развитие Института. У нас сильно обновился персонал. Например, на том же комплексе NICA за семь или восемь лет: с 2009 по 2017-й пришли 400 человек. Вдумайтесь в эту цифру! В науке каждый человек, каждая голова - это сила. Это же не завод, не фабрика, не финансовое учреждение, - здесь каждый человек уникален. Построена фактически новая инфраструктура. В ЛЯР новые ускорители, в ЛФВЭ. В ЛРБ развиваются науки о жизни. В ЛЯП начиная с 2013 года наращивается "Байкал". В ЛИТ создан и развивается суперкомпьютер "Говорун". Введено несколько новых спектрометров на ИБР-2. Все это должно уже работать для наших пользователей из стран-участниц. И мы бы хотели, чтобы максимальные ресурсы в следующей семилетке как раз были направлены на экспериментальные установки вокруг этих ускорителей, коллайдера, на поддержку людей, увеличение человеческого капитала в Институте. Мы хотели бы, чтобы Институт к 2030 году прирос примерно на полторы тысячи человек, а это не только установки, но и рабочие места, и инфраструктура, и многое другое. Это большая и сложная задача. Странам, я уверен, важно будет увидеть, что вложенные на протяжении двух семилеток инвестиции приносят плоды.

***

Председатели программно-консультативных комитетов И.Церруя, M.Левитович, Д.Л.Надь познакомили членов Ученого совета с рекомендациями, принятыми на сессиях в январе 2022 года.

На сессии рассмотрена концепция Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2024-2030 годы. С докладами по основным направлениям концепции выступили вице-директора Института: В.Д.Кекелидзе - "Физика частиц и физика тяжелых ионов высоких энергий; информационные технологии", С.Н.Дмитриев - "Ядерная физика, прикладные и инновационные исследования", Л.Костов - "Физика конденсированных сред, радиобиология".

После дискуссии по представленным докладам состоялись выборы на должность директора ЛФВЭ. Ученый совет избрал Адама Кищеля директором Лаборатории физики высоких энергий имени В.И.Векслера и А.М.Балдина сроком на пять лет. Ученый совет выразил благодарность Владимиру Кекелидзе и Ричарду Ледницкому за успешное пребывание на посту директоров этой лаборатории в течение 2014-2021 и 2021-2022 годов соответственно.

Ученый совет объявил о вакансиях заместителей директора Лаборатории физики высоких энергий имени В.И.Векслера и А.М.Балдина. Утверждение назначений состоится на 132-м заседании Ученого совета в сентябре 2022 года. Ученый совет объявил вакансии директоров Лаборатории нейтронной физики имени И.М.Франка и Лаборатории информационных технологий имени М.Г.Мещерякова. Выборы состоятся на 133-м заседании Ученого совета в феврале 2023 года.

25 февраля в повестку сессии вошли доклады молодых ученых, рекомендованные ПКК: В.Д.Жакетова, П.В.Гончарова, А.А.Сливина, М.Тезекбаевой. С научными докладами по результатам 2021 года выступили Ю.Е.Горшкова - "Биогибридные нанокомплексы и их потенциальное применение в биомедицине", А.В.Бедняков - "Многогранность многопетлевых расчетов".

С решениями жюри о присуждении премии имени Б.М.Понтекорво членов Ученого совета познакомил А.Г.Ольшевский; о присуждении ежегодных премий ОИЯИ за лучшие научно-исследовательские, научно-методические и научно-технические прикладные работы - С.Н.Дмитриев.

***

Активно участвовала в обсуждении доклада Г.В.Трубникова Ани Апрамян (Университет Нотр-Дам, США): Я думаю, Семилетний план - очень хороший план. Для Дубны привычны исследования в ядерной физике, физике частиц и конденсированных сред, но я очень воодушевлена тем фактом, что и прикладные исследования в этих областях активно рассматриваются. К примеру, информационные технологии и компьютинг, которые меняют наш мир, и нам необходимо следовать этим изменениям. То же и с большими данными - они необходимы для лучшего понимания нашего мира. Мир все больше становится системой открытых данных. Например, я приехала сюда из Армении. Армения приняла политику открытых данных. Я думаю, будет лучше, если все страны примут ее.

Также в ваших планах есть исследования, связанные с физическими приложениями для медицинских аспектов, изучения здоровья человека. Мне кажется, это действительно очень важно. Можно только аплодировать этим очень хорошим направлениям. Я думаю, весь мир следует в этом направлении.

Что касается моих собственных научных интересов - ядерной физики, в Дубне меня интересует Фабрика сверхтяжелых элементов ЛЯР и ядерная физика низких энергий. Особенно мне интересно, как сверхтяжелые элементы возникают во Вселенной. Мы не знаем, как сверхтяжелые элементы делятся. Мой главный интерес связан с работами Юрия Оганесяна, они - продолжение мечты физиков-ядерщиков продвинуться вглубь сверхтяжелых. Даже после изучения более 80 лет деления сверхтяжелых это явление остается самым большим открытым вопросом. Оно имеет прямое отношение, например, к пониманию гравитационных волн, которые наблюдались четыре года назад. Есть еще много вопросов, например, где сверхтяжелые элементы возникают во Вселенной? В Дубне продолжается изучение деления сверхтяжелых, идет и совершенствование Фабрики сверхтяжелых, а я знаю, что Ю.Ц.Оганесян думает о будущих улучшениях. Производство сверхтяжелых ядер, осуществляемое на фабрике, просто удивительно, а впереди, я думаю, еще предстоят яркие фундаментальные открытия. Мне кажется, изучение деления сверхтяжелых окажет большое влияние на понимание Вселенной, я попытаюсь наладить контакт с американскими национальными лабораториями, поскольку, думаю, мы должны объединить ресурсы в поиске ответов на такие важные вопросы.

Заместитель директора Ереванского физического института (Армения) Армен Нерсесян: Я могу сказать, что второе дыхание в отношениях ОИЯИ и Армении наступило. Этому способствовало много факторов, и можно пошутить, что и пандемия посодействовала появлению второго дыхания в наших отношениях. Мы стали чаще контактировать, интенсифицировались сотрудничество и совместные исследования. Мы ожидаем, что с вводом комплекса NICA усилится интерес Армении к кооперации с Дубной. На данный момент ОИЯИ для нас единственный крупный международный институт, в котором Армения имеет полноправное членство. Я жду, что сотрудничество с Дубной сделает физику частиц и вообще физику более привлекательной для молодежи, потому что здесь работает большое количество молодых людей, сформировалась молодежная среда, и это может изменить взгляды на привлекательность науки и ее значимость.

Иван Падрон Диас, директор Центра прикладных технологий и ядерного развития (Гавана, Куба): Каждый раз, участвуя в сессиях Ученого совета ОИЯИ, я не могу не вспомнить молодость - время испытаний и мечтаний. Обучение ядерной специальности в советских вузах было мечтой многих молодых людей на Кубе.

Учеба и успешное окончание Московского государственного университета, которыми я всегда буду гордиться, во многом определили мою судьбу, как и судьбы многих моих соотечественников.

Подсчитано, что среди выпускников вузов, аспирантов и специалистов различных профессий в СССР учились почти сто тысяч кубинцев. Это огромное число для такого небольшого государства, как Куба, и прекрасный пример бескорыстной помощи. Поэтому я, как и многие на Кубе, испытываю глубокую благодарность к русскому народу.

Опыт многих кубинцев, обучавшихся в СССР, в России, оказал влияние не только на культуру и технический уровень кубинского общества. И все они признают вклад полученного в этой стране образования в их профессиональные успехи. Многие из них сегодня занимают на Кубе ответственные должности и являются признанными специалистами в своих областях.

Сегодня работают в ОИЯИ по постоянным контрактам пять специалистов, и примерно трое время от времени приезжают исполнять конкретные задания. Кубинские ученые участвуют в нескольких исследовательских программах Института, включая разработку новых полупроводниковых детекторов для фундаментальных и прикладных исследований, физическую программу детекторов SPD и MPD в рамках мегасайенс-проекта NICA, а также модернизацию линейного ускорителя электронов LINAC-800.

В конце 90-х, когда я защищал диссертацию в Дубне, наша группа состояла из 20 кубинцев, включая студентов и сотрудников. Затем по разным причинам сотрудничество было прервано на 20 лет. Исторические связи между нашими странами позволили нам вернуть Кубу в состав ОИЯИ.

Теперь искренняя благодарность нашего поколения кубинцев русской родине влияет на наших студентов. И я считаю, что Министерству высшего образования Кубы следует продолжить работу с ОИЯИ и Университетом Дубны, чтобы увеличить участие нашей молодежи в летних школах и аспирантуре. И атмосфера многонационального сотрудничества, в которой протекает работа в лабораториях, здоровая и спокойная атмосфера этого города по-прежнему притягивают наших молодых ученых.

Возвращаясь к 131-й сессии Ученого совета, я думаю, что теоретические и экспериментальные направления, которые закладываются в новую семилетнюю программу, очень важны. И Фабрика сверхтяжелых элементов, и проект NICA, и все работы по астрофизике - это действительно передний край современной физики. Но и прикладные работы, связанные с медицинской физикой, радиобиологией, о которых мы здесь говорим, - это тоже важный элемент новой программы. Ведь наша цель - улучшить и продлить жизнь на земле. Это общая обязанность ученых.

В работе сессии дистанционное участие приняла Пегги Оти-Боатэнг, старший советник по науке (Сектор естественных наук ЮНЕСКО). Она высоко оценила достижения ОИЯИ и его научную программу на будущие годы.

Каталин Борча, профессор Национального института физики и ядерной техники имени Х.Хулубея (Бухарест, Румыния) был сопредседателем нескольких предыдущих сессий Ученого совета:

- Как вы ощущали себя в роли председателя КПП?

- Это на самом деле не простой вопрос. В этой роли надо всегда быть очень собранным, правильно расставлять ориентиры, направлять процесс обсуждений, чтобы работа Ученого совета проходила в четко заданных рамках, в правильном формате.

- В чем особенности этой сессии?

- Как правило, повестка зимней сессии Ученого совета связана с подведением итогов прошедшего года, работой базовых установок, выполнением проблемно-тематического плана, ходом реализации важнейших проектов Института. Но содержание конкретных пунктов повестки, естественно, каждый год меняется. В этом и заключен основной интерес - не схема принятия решения, а содержание схемы, все новое, что содержится в схеме, может вызывать дискуссии, в одну ли сторону, в другую, иногда высказываются разные мнения и их надо согласовывать... В данном случае тематика основных докладов и обсуждений была связана с концепцией нового Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2024-2030 годы.

Я уже давно знаю Дубну и могу сказать, что все проблемы в настоящее время открыты для дебатов, то есть на заседаниях совета обсуждается самая современная информация - достижения, трудности, и каждый может судить по-своему, соотносить те или иные проекты с цифрами бюджета, графиками производства работ. То есть вся эта совокупность информации позволяет членам Ученого совета принимать оптимальные решения в адрес дирекции Института.

И конечно, будучи связанным многолетними узами сотрудничества с коллегами в Лаборатории имени Флерова, я хочу пожелать им успешного освоения уникальных возможностей Фабрики сверхтяжелых элементов, уникального ускорительного комплекса, благодаря которым эта лаборатория останется ведущей в мире - только здесь можно достичь тех сечений, которые нужны для синтеза сверхтяжелых ядер.

Евгений МОЛЧАНОВ, Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер