Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 30 (4321) от 7 июля 2016:


№ 30 в формате pdf
 

Ученые - учителям

"Мы увидели науку своими глазами"

С 20 по 24 июня в Учебно-научном центре ОИЯИ работала Международная научная школа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ. 34 учителя и ученика из образовательных учреждений Болгарии, России и Украины познакомились с исследованиями и базовыми установками Объединенного института, обменялись опытом на конференции для учителей. Школьники смогли выполнить интересный лабораторный практикум, специально разработанный в УНЦ, который точно не увидишь на школьных уронах физики, а также выступить с подготовленными докладами. В последний день школы ее участники познакомились с университетом "Дубна".

Учитель физики и директор математической школы Ирена Петрова (Болгария): Я очень рада участвовать в этой школе. Мне понравилось, что мы увидели все области исследований, в которых работает ОИЯИ. Я еще не отсортировала свои впечатления, они очень яркие, каждый день мы получаем много новой информации. Мы увидели лаборатории, о которых я только читала или слышала, и это очень интересно. Я совсем не представляла себе ваш город. В нем ощущается очень специфичная атмосфера, он сильно отличается от других городов - не могу сказать чем, но отличается.

Я участвовала и в школе для учителей в ЦЕРН. Плюс дубненской школы в том, что здесь запланировано общение с коллегами по методическим проблемам, что очень важно для каждого учителя. Тем более что в ЦЕРН я была в рамках национальной программы и в принципе не могла бы пообщаться с коллегами из других стран. Здесь мы стараемся максимально использовать время для общения, сравнения опыта, чтобы что-то перенять для себя. Очень хорошо, что с нами вместе в школе участвуют и учащиеся российских школ, мы оказались в нашей естественной среде, и в этом еще один плюс дубненской школы. Я читала об успехах ваших школьников, а сейчас увидела некоторых - интересные ребята, похожи на болгарских, такие же увлеченные. Когда мы вернемся домой, обязательно обо всем расскажем коллегам, покажем презентации выступлений на школе, успеем рассказать что-то нашим ученикам и показать некоторые эксперименты из увиденных здесь, ведь у нас учебный год заканчивается 30 июня.

Надо расширять такие встречи учителей разных стран, разных городов. Меня впечатлило то, что среди нас были совсем молодые преподаватели и педагоги со стажем 30-40 лет, это тоже очень полезно. Мы можем сверить свои часы с молодыми коллегами, а дети, я думаю, любят молодых учителей.

Валентина Велева-Велкова (Болгария): Я педагог природно-математической школы. Когда я участвовала в школе в ЦЕРН, думала, что увидела большую науку. Здесь же она очень-очень большая! Мы увидели в лабораториях гораздо больше направлений исследований, чем в ЦЕРН. Достижения человеческого ума восхищают. Мне, как и моей подруге, очень понравилось общение с коллегами.

М.Ю.Растегин (Херсонский физико-технический лицей, Украина, на фото крайний слева): Впечатления от школы, безусловно, положительные. В первую очередь, от высокого научного уровня докладов, во-вторых, - все понятно, нам рассказывают без излишней математизации, а структура лекций такова, что поймет даже неподготовленный человек. Виден невооруженным глазом технический прогресс, внедрение современных технологий в лабораториях, и, конечно, ценно то, что информация идет из первых уст, то есть от людей, непосредственно занятых в исследовательских работах. Это очень познавательно, и информация доходит до участников без каких-либо искажений. Радует, что в школе участвуют и дети, причем для них организована интересная программа. Они могут пообщаться со своими сверстниками, понять, что они не самые крутые, им есть куда развиваться, и, возможно, участие в школе предопределит их будущую профессию.

Лично для меня участие в школе позволяет оценить состояние образовательной системы в России, уровень подготовки и учителей, и учеников, ну и получить доступ к той информации, которая в нашей стране представлена слабо. По крайней мере, из тех информационных источников, к которым я имею доступ, полноценную информацию о состоянии науки в России найти трудно.

Т.Г.Чижская (Политехнический лицей, Киев, Украина, на фото во втором ряду третья слева): Хочу прежде всего отметить хорошую организацию школы - все проходит очень слаженно, без каких-либо накладок, все очень удобно, огромное спасибо организаторам! Во-вторых, здесь происходит непосредственное общение с людьми, занимающимися наукой. У нас на родине такой возможности нет, наши ученые, которые ездят на эксперименты в ЦЕРН и Дубну, не имеют времени, чтобы прийти в школу прочитать лекцию.

Участвуя в школе, поневоле оцениваешь себя: до чего еще не дотягиваешь, что надо почитать, подучить и так далее, то есть задается вектор дальнейшего профессионального развития. То же произошло после посещения ЦЕРН, где я была полгода назад, и сейчас я уже наметила, что мне надо почитать. Безусловный положительный момент здесь - общение с коллегами, мы уже обменялись информацией, узнали о российских сайтах с лекционным материалом и практикумами по решению задач, о которых в Украине неизвестно. Очень понравилось то, что ребята на лекциях вместе с нами, и даже если они чего-то не понимают, это дает им толчок к самообразованию, что очень важно. Я работаю в политехническом лицее, но все равно детей надо постоянно подстегивать, мотивировать, а эта школа дает хорошую мотивацию и детям, и учителям, - огромное спасибо организаторам. К сожалению, мы своих учеников не смогли сюда привезти, очень обидно, но надеемся, что все изменится к лучшему.

Опыты с жидким азотом популярны и у детей, и у учителей.

В Дубну приехали учителя физики и математики из школ, гимназий, лицеев со всей России: из Алушты, Вологды, Нарьян-Мара, Самары, Сергиева Посада, Чебоксар, Челябинской области, Таганрога.

О.В.Аллин (школа №9 Самары): Самое интересное то, что мы увидели реальную физику. Ту, о которой говорим на уроках, показываем на картинках, а сами ее не видели. После того, как человек увидел сам, наверное, он будет более эмоционально и доходчиво рассказывать детям. Второй момент, может быть, даже более важный - это общение с коллегами. Они рассказывают о своих достижениях, делятся опытом, это всегда интересно. Еще было интересно увидеть научный городок, мне теперь легче будет убеждать детей заняться наукой, а не бизнесом. В прошлом году я побывал на летней школе в МГУ, увидел, как живут студенты. Ведь многие родители из провинции боятся отпускать детей далеко, а когда знают реальную ситуацию, их отношение меняется. С большим сожалением смотрю, когда дети с большими способностями уходят в бизнес, сидят в офисах, занимаются работой, которая через два-три года им надоедает. А наука никогда не надоест.

Ю.А.Чиркин (школа №19 Мичуринска Тамбовской обл.): Когда мы раньше на уроках ядерной физики в 11-м классе рассказывали ребятам о современных устройствах - ускорителях, циклотронах, о разработках в медицине, это все было похоже на то, как если бы мы объясняли, как кататься на велосипеде, когда сами его в глаза не видели. Я благодарен за то, что, образно говоря, здесь мне этот велосипед показали. Теперь я на уроке буду многократно более убедителен и уверен, склоню кого-то из своих учеников, чтобы они поступали в технические вузы и, возможно, в дальнейшем связали свою судьбу с нашей наукой. Я посмотрел на те масштабы, на те современные установки, то, как их воплощают в реальность, и у меня появилось чувство гордости за нашу науку. Я действительно впечатлен масштабом. Большое спасибо организаторам.

Ученик 9 класса гимназии №2 г. Нижнекамска Айвар Сулейманов: Мне понравилась экскурсия в медико-технический комплекс ЛЯП. Протонная терапия - это современный метод лечения онкологических заболеваний. Достоинство этого метода по сравнению с гамма-облучением и химиотерапией - взаимодействие с самой опухолью, при котором соседняя здоровая ткань не страдает. К сожалению, на комплексе пролечивают только 100 человек за год, поскольку ускоритель старый. Я связываю свое будущее с медициной, я видел медицинские ускорители, видел химиотерапию, и протонная терапия для меня - новейший способ лечения. Удивляет именно ее избирательность по отношению к тканям организма. Хотелось, чтобы было как можно больше таких ускорителей, развивать их медицинскую часть. В своем будущем я вижу два направления. Первое - медицина, но я хочу ее связать с физикой, именно с физикой высоких энергий. Лечение онкологических заболеваний - задача первого приоритета для меня. С моим учителем физики Г.Х.Фаляховой мы ездим вместе не в первый раз, но в Дубне оказались впервые.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер