Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 50 (4341) от 15 декабря 2016:


№ 50 в формате pdf
 

Пресс-конференция в Лаборатории ядерных реакций:
о значимом для российской науки событии

Съемочные группы семи центральных телеканалов России собрались 12 декабря в конференц-зале Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова на пресс-конференции, посвященной присвоению названий новым элементам Периодической системы элементов Д.И.Менделеева. На вопросы тележурналистов ответили директор ОИЯИ академик Виктор Анатольевич Матвеев, научный руководитель Лаборатории ядерных реакций академик Юрий Цолакович Оганесян, директор Лаборатории ядерных реакций профессор Сергей Николаевич Дмитриев.

Открывая пресс-конференцию, академик Виктор Матвеев сказал: "Мне очень приятно приветствовать в нашем Институте представителей центральных российских телеканалов, которые проявили такой интерес к замечательному факту подтверждения высокими научными организациями открытия новых сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева. Мы с вами находимся на территории Лаборатории ядерных реакций, носящей имя академика Георгия Николаевича Флерова - человека легенды, который фактически создал эту лабораторию почти 60 лет назад. Здесь под руководством Г.Н.Флерова и его преемника и последователя академика РАН Юрия Цолаковича Оганесяна - научного руководителя этой уникальной лаборатории, директора лаборатории профессора Сергея Николаевича Дмитриева получены результаты, которые вызвали такой интерес общественности.

Так как я представляю в целом весь Объединенный институт ядерных исследований, в котором действуют семь крупных лабораторий с очень разными направлениями научных исследований, должен сказать, что в этом году наш Институт отметил свое 60-летие. Это были очень непростые годы, но наполненные научным поиском, причем основу этого поиска с первых же лет составило международное сотрудничество. Весь наш опыт показывает, что это высочайшая ценность современности. В стенах этой лаборатории, в нашем Институте усилиями многонациональных коллективов было открыто 11 сверхтяжелых элементов, доселе не известных миру, не известных науке, и это выдающийся результат. Научные идеи, сформулированные в стенах этой лаборатории, очень сложные научные, технологические решения привели к столь грандиозным достижениям. Надо сказать, что открытие и исследование сверхтяжелых элементов - одна из центральных проблем современной фундаментальной ядерной физики, средоточие ее сложнейших проблем".

Ключевым, важным для всего Института назвал академик Виктор Матвеев этот год - год подведения итогов Семилетней программы развития ОИЯИ и перехода к выполнению недавно утвержденного Комитетом полномочных представителей плана на 2017-2023 годы. Эта новая амбициозная программа, отметил он, содержит очень важные задачи. В том числе создание в Лаборатории ядерных реакций Фабрики сверхтяжелых элементов. По признанию ведущих ученых ядерно-физических лабораторий мира, подобный проект нигде больше не может быть реализован, потому что такого средоточия опыта, научного знания, видения того, как развивать дальше эту область ядерной физики, нет ни в одном научном центре.

Отвечая на вопросы журналистов, научный руководитель Лаборатории ядерных реакций академик Юрий Оганесян посвятил их в историю открытия трансурановых элементов, отметил фундаментальное значение расширения границ Периодической системы. Какую пользу принесут человечеству эти новые элементы? Отвечая на этот вопрос, научный руководитель Флеровской лаборатории сказал так: "Я вас понимаю. Когда мы говорим о чем-то новом, сразу возникает вопрос, а куда это можно "привинтить". Но должен вас разочаровать: прямо сейчас никакого профита из этого дела не будет, а будет новое понимание мира... Спрашивая ученых, что стоит за их открытиями, за новыми элементами, бозонами Хиггса или другими "чудесами науки", - вы должны понимать, что это годы очень упорного труда, который приводит к решению новых, доселе неизвестных задач, и это решение, действительно, имеет громадное прикладное значение. Мы с вами увидим в нашей лаборатории, какие достижения ядерной физики уже служат человечеству".

Очень интересовало журналистов, как сам Юрий Цолакович расценивает присвоение его имени 118-му элементу. Какие эмоции он при этом испытал... Своего коллегу "выручил" Виктор Анатольевич: "Для нас, для Объединенного института было чрезвычайно важно, что само предложение присвоить этому элементу имя Юрия Цолаковича Оганесяна исходило от наших американских коллег, которые вместе с нами проводили эти исследования. Именно они настаивали на том, чтобы мы откинули какие-то бы ни было колебания, что это справедливо с точки зрения ученых мира, наших коллег, которые с нами работали... Конечно, мы в Институте испытали гордость, что такое решение было принято международной научной общественностью. Тем более что существуют очень строгие и установленные десятилетиями правила и традиции, которым IUPAC и IUPAP - международные союзы теоретической и прикладной химии и физики - следуют очень пунктуально".

Следующая тема, поднятая участниками пресс-конференции, касалась перспектив получения и исследования сверхтяжелых элементов, дальнейшего продвижения к "острову стабильности". И здесь, по мнению научного руководителя лаборатории, сошлись вместе новые знания природы сверхтяжелых элементов и прогресс техники эксперимента. Такой синтез уже в самое ближайшее время позволит ускорить процесс познания в сотню раз. "Как воспринимают физики и в нашем Институте, и в мире каждый следующий шаг на этом пути? - продолжил тему директор ОИЯИ. - Каждое открытие нового сверхтяжелого элемента - это не только научный, технологический подвиг, но и с точки зрения физики это дальнейшее продвижение к наиболее критическому состоянию материи, к точке стабильности электромагнитного вакуума. Возможно, через несколько шагов на этом пути мы придем к такому заряду нового элемента, который вызовет нестабильность окружающего физического вакуума… Примерно так же когда-то полярники двигались к Северному полюсу".

О продолжении пути - академик Юрий Оганесян: "Чтобы вы представляли, что это такое - прошедшие 25 лет... Возьмем окружающий нас мир. Мы идем по неизведанной тропе. Понимаем, что это тупик. Возвращаемся назад. Переходим на другую тропу. Опять тупик. Вообще-то говоря, разочарований в этой работе значительно больше. Это вечные сомнения. Это множество отрицательных эмоций. Пока, наконец, что-то вроде бы проясняется... А что будет дальше, какие нас ждут впереди открытия - никто вам никогда не скажет. Потому что любой следующий шаг может абсолютно изменить наши представления...".

О названиях новых элементов - профессор Сергей Дмитриев: "Должен заметить, что наш Институт и наша лаборатория - единственные, где имена двух ученых внесены в периодическую таблицу: флеровий, 114-й, и оганесон, 118-й. Других таких центров нет. То, что сверхтяжелыми элементами занимаются не только в Дубне, но и во всем мире: и в Японии, и в Германии, и во Франции, и в Соединенных Штатах, - это факт. Но признанный лидер этого направления - академик Юрий Оганесян. И не случайно, что при жизни его имя присвоено новому элементу. Такой же случай был только единственный - Глен Сиборг - 106-й элемент. Это второй случай в мировой истории, когда химический элемент получил имя живущего ученого, что очень важно. Прошу обратить внимание: 118-й элемент завершает седьмой период таблицы Менделеева, это сегодня самый тяжелый элемент. И он был получен самым тяжелым из доступных на сегодня путем, актинидную мишень из калифорния наработали наши коллеги в Ок-Ридже. Это очень высокоактивная мишень. Здесь и физики, и химики применили самые последние технические новшества, чтобы поставить этот эксперимент. Он велся более полугода. Наши ускорители работают шесть тысяч часов в год, сутками, включая праздники, субботы и воскресенья. Это заслуга всего Института и, конечно, нашей лаборатории. И это единственный элемент, по идентификации которого у комиссии IUPAC и IUPAP не было даже вопросов. Он был признан. И замечательно то, что 118-й элемент оганесон распадается до 114-го флеровия, и сегодня мы говорим о том, что же произошло в нашей лаборатории "от флеровия до оганесона".

В 2017 году мы будем праздновать 60 лет лаборатории, а 2 марта в Москве в Центральном Доме ученых состоится инаугурация названий новых элементов. Приедут все наши коллеги из США и других стран мира, из стран-участниц Института, и мы, конечно, приглашаем наши ведущие телеканалы осветить это событие должным образом, потому что это самое значимое событие для всей российской науки. И, возвращаясь к теме нашей встречи, коллеги, должен заметить, что когда мы говорим о практической значимости, - чтобы синтезировать этот элемент, нужно создать столько новых технологий, новых ускорителей, создать вокруг этого коллектив... Я всегда говорю, что только такая задача, как сверхтяжелые, может объединить столько талантливых людей, чтобы создать что-то новое. И это новое дает очень много практике. Вся ядерная медицина вышла из ядерной физики. Это будущая область ядерной науки. И здесь мы в мире лидируем, что очень приятно".

В завершение пресс-конференции академик Виктор Матвеев от имени дирекции ОИЯИ и дирекции ЛЯР пригласил всех присутствующих принять участие в тожественной церемонии международной инаугурации названий новых элементов: "Это мероприятие будет в центре внимания международной общественности всего мира. Мы горды, что один из элементов, открытых в стенах этой лаборатории, будет носить название московий. Для нас отчасти это дань благодарности Московскому региону, на территории которого было сделано это открытие, и руководителям этого региона за ту помощь, содействие, которые они оказывали нашему Институту и лаборатории. Будем рады вас всех видеть!".

Евгений МОЛЧАНОВ,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер