Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 13-14 (4355-4356) от 6 апреля 2017:


№ 13-14 в формате pdf
 

Из дальних странствий

CosmoCaixa - музей науки Барселоны

Этот музей называют храмом человеческих познаний об окружающем мире. И он не уступает ни соборам, ни стадионам по величию, богатству коллекций и числу посетителей. Изначально на этом месте, у подножья горы Табидабу, был построен приют для слепых, но уже через 10 лет здесь "поселился" Музей науки. В 2004 году под эгидой социальной организации Caixa началась генеральная реконструкция. Сейчас музей занимает площадь в 45 тысяч кв. м, изначальное здание, выполненное в модернистском стиле, расширено, увеличена наземная часть, а в глубь уходят 6 этажей просветительского центра.

На 30 метров вниз по спиральной лестнице спускаются посетители. Их сопровождает символическое Древо познания - в центре спуска размещен многометровый ствол тропического дерева Acariquara, произрастающего на берегах Амазонки. И первый интерактив - возможность запустить "вертолетики" из семян этого дерева. Что, кстати, тоже символично, учитывая концепцию музея - сеять разумное, доброе, вечное, а также заронить зерно, породить интерес, как можно получать знания о природе с помощью научных методов. Здесь все устроено так, чтобы вызвать вдохновение и желание экспериментировать, возрастная категория: от 4 до 100. Покинуть музей можно только от физической усталости, любопытство не ослабевает, сожаление от того, что не удалось осмотреть все, оставляет горячее желание вернуться сюда еще не раз.

Перед входом в музей располагается площадь Науки, на ней установлены большие модели и конструкции, иллюстрирующие явления и законы природы. Есть как бы обычный планетарий, хотя и один из лучших в мире, где о небесных телах рассказывают на каталонском, французском и испанском языках. А есть детский - планетарий, где картина мироздания выполнена из воздушных шаров. Лектории, раздел для младших экскурсантов "Дотронься!" - реконструкция джунглей, пустыни и субтропиков с рельефом местности и обитателями. Игровые познавательные комнаты также предназначены для детей: в зале "Щелчок" предметы для самых маленьких (зеркала, лупы, калейдоскопы), а в зале "Вспышка" - устройства посложнее, требующие настройки.

В зале Материи рассказывается о том, как видоизменялась материя с момента Большого взрыва до возникновения разума. Самая любимая часть экспозиции - Затопленный лес. На площади 1000 кв. м под стеклянным колпаком, пропускающим ультрафиолетовые лучи, реконструирована сельва Амазонки. Здесь растут 30-метровые деревья, живут около ста видов животных, птиц, рыб. Одна из прозрачных стен, как гигантский аквариум, позволяет наблюдать огромных рыб, черепах, крокодилов. Структура земного шара представлена на так называемой Геологической стене, говорят, на ее устройство ушло 90 тонн камня, здесь можно увидеть горные породы в разрезе, наблюдать их образование.

На самом последнем этаже (то есть на самом нижнем, минус пятом) можно провести эксперименты (по некоторым сведениям, их сотни) по разным научным дисциплинам. Сорокаметровый маятник Фуко, демонстрируя вращение Земли, каждые две минуты сбивает один из металлических столбиков. Можно запустить песчаную бурю и наблюдать возникновение барханов. Образование воздушных вихрей и водяных воронок, волн и диффузии, фонтанчиков из песка, демонстрация броуновского движения, - все запускается одним нажатием маленьких ладошек, но приводит в детский восторг и взрослых. Архимедова сила, центростремительное ускорение, инерция, траектория, расщепление света, взаимодействие двух тел... всего и не перечислить, и не перепробовать.

Примечательно то, что музей дает комплексное представление о науке. После такого экскурса на скалы, морские волны, изгибы стволов деревьев смотришь "под другим углом", понимая, что такое сила, в каком направлении она действует и как под ее влиянием изменяется мир. И формулы не кажутся существующими отдельно, и физика-химия-биология не так страшна в изучении. Очень хочется пожелать подобного развития и нашим экспериментариумам, которые появляются в каждом городе, - не оставаться иллюстрацией к школьному физпрактикуму, а демонстрировать связь научных знаний с повседневными явлениями, сопровождающими нас на улицах и дома.

И напоследок - о социальном аспекте. La Caixa - это каталонский Сбербанк. Музей - его социальная программа, которая обошлась в 100 млн евро. Благодаря таким вложениям удалось применить самые прогрессивные методы демонстрации достижений науки. Цена билета 4 евро, дети и клиенты La Caixa проходят бесплатно. Так что платят в основном туристы, практически для всех жителей Барселоны это удовольствие не стоит ничего. Впрочем, это и неудивительно - каталонцы всегда уважительно относились к знаниям. И Сальвадор Дали с его знаменитым золотым атомом водорода. И Антонио Гауди, чье высказывание можно было бы сделать эпиграфом: "Наука - это корзина, наполняемая и вновь наполняемая вещами, с которыми никто не может управиться, пока не приходит искусство, не приделывает корзине ручки и не извлекает оттуда именно то, что необходимо для свершения".

Галина МЯЛКОВСКАЯ,
Барселона - Дубна


Несколько цитат из интервью, опубликованном в 2015 году на afisha.ru, с создателем барселонского CosmoCaixa Хорхе Вагенсбергом.

О музейном языке

Для меня музей - это одна из форм знания, имеющая устаревший язык. Практически все музеи, независимо от тематики, общаются с аудиторией на языке XIX века - примерно того времени, когда они и появились...

В случае с CosmoCaixa в Барселоне мы начали с нового языка и провели работу по трем музеографическим направлениям - объекты, феномены и метафоры. Также мы разработали систему, позволяющую рассказывать истории. В научном музее обычно представлены коллекции или показываются эксперименты, но нет повествования. С удивлением для себя я обнаружил в одном из музеев естествознания, что там не объясняется процесс эволюции, хотя там говорилось о многообразии живых организмов, там показывались отдельные виды… Мы используем не только объекты и феномены, потому что очень малая часть нашей реальности видима. Почему? Потому что некоторые вещи просто прозрачны, например воздух. Слишком далеки, как другие галактики. Слишком близки, как наша Земля. Но мы можем использовать метафоры - видимую часть реальности, которая визуализирует невидимый мир. Например, мы не можем видеть газ, но метафорой газа может стать 1000 мячиков для пинг-понга в прозрачном кубе.

О посетителях

...Главная ошибка многих музеев - показывать науку как уже закрытую, завершенную вещь. К вам приходит подросток, а вы ему говорите: "Извини, ты опоздал. Вся наука уже закончилась". Никто будто бы не рассчитывает на то, что он когда-нибудь может внести в нее свой вклад. Другое дело - найти какой-либо объект, поместить его в экспозицию и подписать: "У нас нет ни малейшего представления о том, что это такое". Посетителей это бы зацепило. Когда человек выходит из музея, у него в голове должно остаться больше вопросов, чем до его посещения.

О научной кухне

...Работая над концепцией музея в Уругвае, я общался с разными экспертами и задал им вопрос: почему на всем американском континенте нет ни одного музея, который бы описывал концепцию заселения гомо сапиенс. Они сказали: "Ну, у нас есть семь различных теорий, и мы не знаем, какую показать". Моя точка зрения в том, что покажите их все, дайте людям увидеть, что готовится на научной кухне, и предоставьте возможность это обсудить… В целом наука в демократической стране должна принадлежать обществу, и общество вправе знать, чем занимаются ученые. Музей - важное место, которое как раз должно об этом рассказывать.

О новом научно-художественном музее в Барселоне

Это будет музей науки и искусства - барселонский Эрмитаж. Искусство будет разбираться с научной точки зрения, а наука будет изображаться художественными средствами. Обычно в музее искусств мы видим картину и табличку с названием и именем художника. Но за ними кроется множество историй. Самой большой проблемой в живописи было изображение трехмерного пространства на двухмерном холсте. На то, чтобы этому научиться, ушло 20 тысяч лет. Все началось с палеолита, потом были Месопотамия, Египет, Джотто в начале Ренессанса, Брунеллески, Веласкес, Дали и т.д. И все их художественные работы - это прекрасные примеры междисциплинарного подхода.

О гидах

Я не очень люблю гидов, особенно ужасны электронные гиды - они исключают возможность диалога. Но вообще это все зависит от квалификации экскурсовода. И этот человек не должен работать дольше двух лет, иначе он превращается в ходячий проигрыватель. А если это молодые люди, студенты, которые интересуются предметом, это здорово. Но важно их научить правильно вести экскурсию - не так, как надо, а так, как хочет посетитель.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер