Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 16 (4613) от 28 апреля 2022:


№ 16 в формате pdf
 

Семинары

Все его звали Максимыч

21 апреля в Лаборатории нейтронной физики прошел мемориальный семинар, приуроченный к 100-летию И.М.Маторы.

Открыл семинар доклад Е.И.Литвиненко "Краткая научная биография И.М.Маторы". Доктор физико-математических наук Иван Максимович Матора ушел из жизни 6 октября 2013 года, проработав в ЛНФ более 40 лет. В 1951 году он закончил физфак и мехмат ЛГУ, там же поступил в аспирантуру. Кандидатскую диссертацию "Расчет возбуждения 23S и 21S - уровней атома гелия электронным ударом" готовил под руководством академика В.А.Фока, автора основополагающих трудов по квантовой теории поля, квантовой электродинамике, квантовой механике и общей теории относительности.

В начале 1950-х В.А.Фок занимался объяснением и интерпретацией квантовой механики, полемизировал с Н.Бором. Несомненно, он оказал влияние на молодого специалиста. После аспирантуры И.М.Матора пять лет работал в НИИ электрофизической аппаратуры, выпустил статью "Новая схема вывода частиц из фазотрона", а в 1961 году поступил на работу в ЛЯР. Узнав, что в ЛНФ планируют создавать бустер для реактора ИБР, и обсудив идею микротрона с Ф.Л.Шапиро, он перешел в ЛНФ. За первые восемь лет работы в лаборатории Иван Максимович сделал 11 публикаций и в составе коллектива в 1971 году стал лауреатом Государственной премии за цикл работ "Исследовательский реактор ИБР и реактор ИБР с инжектором". Когда стало ясно, что микротрон не решает всех задач, началась работа над новым устройством - ЛИУ-30. С 1969 по 1988 год по этой теме Иван Максимович опубликовал 39 работ и оформил 6 из своих 9 патентов. Тема была закрыта до завершения по решению руководства.

Научные интересы И.М.Маторы не ограничивались созданием физических установок. Он интересовался свойствами ультрахолодных нейтронов, физикой атмосферы, а в последние годы - свойствами электрона, собственную модель которого он попытался создать. Е.И.Литвиненко привела список наиболее заметных публикаций И.М.Маторы, из которого я приведу лишь некоторые: "Взаимодействие магнитных моментов электрона и нейтрона - одна из причин нагрева УХН при их хранении в металлических сосудах" (1998 г.), "О температуре экзосфер Земли, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и короны Солнца" (1970 г.), "Космические лучи - вероятный генератор электростатического поля в атмосфере Земли" (1998 г.), "О природе сверхвращения верхней атмосферы Земли" (1999 г.).

Е.П.Шабалин, инициатор этого семинара, выступил с двумя докладами: "Микротрон-инжектор для ИБРа. Подготовительный этап проекта по созданию ЛИУ-30" и "Несколько слов о поздних работах И.М.Маторы". Начал он с истории. 3 июля 1956 г. Президиум ЦК КПСС принял решение о создании лаборатории с высокопоточным исследовательским реактором. Предполагалось, что реактор будет непрерывным, мощностью несколько десятков кВт. Но Д.И.Блохинцев принял решение сделать реактор импульсным. ИБР родился 23 июня 1960 г. в 21.00, когда достиг импульсной критичности. Но мощности 1 кВт было мало, Ф.Л.Шапиро думал о бустере. Иван Максимович предложил использовать микротрон. Предполагалось его установить вертикально над активной зоной реактора. Инженерно-физические подробности Евгений Павлович уравновесил лирикой, процитировав части большой поэмы Р.В.Харьюзова "Царь", вторым героем которой после царя был Иван, и все знали, что это Иван Максимович. "...Глядь и верно - изловчился, Избочася навалился, Шиммы круглые сменил, Раму медную сварил, Изогнул ее в дугу, Сел в углу и ни гу-гу". Все именно так и было при создании микротрона, подтвердил Евгений Павлович. Среди исторических фотографий докладчик показал и единственное фото микротрона. Привел он и самоцитату: "Трудно найти двух людей, которые так разительно отличались бы друг от друга, как Иван и Роберт. Харьюзов - практик, самую сложную техническую задачу он решал непостижимо быстро, без расчетов, как опытная хозяйка печет блины, не задумываясь над пропорциями ингредиентов, и блинчики всегда получаются "ах как вкусны!" Максимыч же применял разные рецепты решения задачи, используя "поваренную" книгу и свои собственные теории. Он подходил к микротрону как к нерешенной загадке природы. А в этом равных Маторе не было: у него была своя теория шаровой молнии, он по-своему объяснял феномен малого нагрева УХН, который терзал наших физиков десятилетиями, он был уверен в существовании внутренней структуры электрона и мюона..."

С.А.Ракитянский работал десять лет вместе с И.М.Маторой, он изложил "Вопросы устойчивости пучка электронов в линейном индукционном ускорителе". После успешного пуска микротрона - оригинального компактного ускорителя электронов, который был использован как инжектор для импульсного бустера, первого и единственного в мире, остро встал вопрос об инжекторе ИБР-2 - ускорителе ЛИУ-30. О работах по созданию ускорителя и экспериментах по проводке пучка рассказал В.Г.Пятаев. Вспомнил он и сотрудников сектора ЛИУ-30. "О совместной нашей работе (Новые системы контроля и управления ЛИУ-30)" - так назывался доклад В.Н.Замрия, в котором он рассказал не только о работе, но и вспомнил, конечно, Ивана Максимовича - "его есть за что уважать и помнить". С.Н.Доля представил перспективы использования циклотронов для получения нейтронных пучков.

В завершении семинара Е.И.Литвиненко рассказала о семье Ивана Максимовича, а участники семинара вспоминали о его увлечениях: шаровыми молниями и тихой охотой - сбором грибов.

Ольга ТАРАНТИНА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер