Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 38 (4228) от 10 октября 2014 г.


№ 38 в формате pdf
 

Визиты

Параллельные вселенные Джорджа Цвейга

C 28 сентября по 5 октября ОИЯИ посетил американский физик и нейробиолог Джордж Цвейг.

Дж. Цвейг родился в Москве в 1937 году, окончил Мичиганский университет, затем Калифорнийский технологический институт, специализировался в области физики элементарных частиц. Учился у Р.Фейнмана и М.Гелл-Манна. В 1964 году независимо от Гелл-Манна выдвинул гипотезу кварков, а в 1969 - модель адронов как сложных структур. Позже занялся нейробиологией и, изучая преобразование звука в нервные импульсы в улитке человеческого уха, в 1975 году открыл непрерывное вейвлет-преобразование.

Гость Дубны побывал в РАН и МГУ, познакомился с исследованиями, проводимыми в лабораториях Объединенного института, выступил с лекцией на общеинститутском семинаре. Завершила визит встреча в дирекции Института, в которой участвовали В.А.Матвеев, В.В.Воронов, В.Д.Кекелидзе, А.С.Сорин, Г.А.Козлов. Во время встречи профессор Цвейг сказал:

- Я мечтал посетить Дубну с тех пор, как был студентом-выпускником. Я счастлив побывать здесь. То, что я увидел в ОИЯИ, во многом очень интересно. Мои впечатления от увиденного в России позволяют мне прийти к выводу, что в каком-то смысле Россия и Запад живут в параллельных вселенных. Между этими вселенными происходят контакты, и особенно они сильны в науке. Например, вчера я видел импульсный нейтронный реактор, он потряс меня. Его идея была впервые реализована в 1957 году, а это было время запуска первого искусственного спутника Земли. Я был свидетелем того, какое большое влияние оказал запуск советского спутника в Америке. Спутник во многом изменил Америку. В России сохранились грандиозные традиции в истории, математике и физике, и эти науки развиваются здесь, не имея сильных привязок к Европе и США. По моему мнению, Россия не раз была в своей истории могучим государством, достаточно независимым от Запада. Она добивалась больших достижений. Я вижу здесь вещи, такие же как в Америке, но они сделаны немного по-другому. Они сделаны с умом, с вложением очень больших знаний. Импульсный реактор создан очень умными людьми. От всего сердца желаю вам успехов. Желаю, чтобы вы получили необходимую вам поддержку для продолжения традиций, которые у вас есть.

Поблагодарив гостя за теплые слова, В.А.Матвеев обратился к нему и всем присутствующим с такими словами: "Для нас, ученых ОИЯИ, визит профессора Цвейга был долгожданным. Мы были рады из первых уст услышать историю вашего, независимого от Гелл-Манна, открытия в 1964 году. Здесь в Дубне эти новости тогда были восприняты нашими учеными, в особенности Николаем Николаевичем Боголюбовым, с энтузиазмом. Мы начали активно участвовать в этой работе и искать настоящую теорию кварковой структуры адронов. Я рад, что наши молодые ученые могут теперь слушать вас и говорить с вами и учиться, как богатое воображение и глубокие знания помогают делать такие открытия в физике. Это также важно и для физики элементарных частиц, теории структуры материи малых масштабов и развития других направлений. Вы сыграли очень важную роль в фундаментальной физике частиц и физике Вселенной. Интересно было узнать, когда вы говорили о кварках и не только о них, как работает наука, как работает человеческий мозг".

Отвечая на вопросы журналистов о связи с Россией, Дж. Цвейг сказал: "У меня с Россией длительные и глубокие отношения. Когда-то мои родители приехали в Россию работать по контракту на пять лет. Отец работал инженером-конструктором в Москве, на заводах на Урале. В России я и родился. Когда контракт закончился, мы уехали в Вену, затем в США".

В.А.Матвеев: "Есть такой лозунг "Наука сближает народы", - и в жизни нашего Института есть множество подтверждений этому. Например, даже в политически непростые времена, которые бывают всегда, Фермилаб построил свой первый ускоритель с рекордными параметрами, и ОИЯИ и США подписали соглашение об участии физиков ОИЯИ в экспериментах Фермилаба. Я был одним из тех счастливчиков, которых ОИЯИ отправил в эту лабораторию. Я был воодушевлен тем, что люди, несмотря на все трудности, хотят и могут работать вместе. Тогда совместная работа будет гарантировать лучшее взаимопонимание между людьми, и это действительно так".

Дж. Цвейг: "В России, тогда в Советском Союзе, была совершенно другая традиция в науке. Когда я был студентом и думал, где мог бы применить математику в физике высоких энергий, математика в США была не очень популярна. Правила были застывшие, трудные для понимания. А в России труды по математике были очень удобными для использования. А квантовая механика? Я должен был обратиться к Ландау и Лившицу. Здесь была традиция простоты, самого главного и фундаментального, и все было представлено так, чтобы люди могли понять суть без ненужных трудностей. Именно эти традиции были очень сильны в России. И это разобщение, которое было между нами, имело и свои преимущества. Когда что-то изучаешь, хочешь сначала понять все сам, но потом ищешь контакты.

Я интересовался в молодости изобразительным искусством и думаю, что кое-что знаю о западной живописи. В русских музеях я увидел картины, написанные до 20-го века. И могу сказать, что они потрясающие, но другие, - опять параллельная вселенная. В них заложена идея возрождения, но выражена она по-русски. Переходя из зала в зал, я восхищался этими художниками, с творчеством которых встретился впервые. У вас великая страна, она движется вперед, и запад понятия не имеет, что здесь происходит".

В завершение встречи Дж. Цвейг так ответил на предложение дать совет молодым ученым: "Основывайте вашу работу на наблюдениях, но пока вы молодые, глубоко изучайте математику. Когда-нибудь вам пригодятся эти знания, и вы их используете в ваших исследованиях".

Ольга ТАРАНТИНА,
перевод Ирины КРОНШТАДТОВОЙ,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ.
 


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер