Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 42 (4232) от 7 ноября 2014 г.


№ 42 в формате pdf
 

Отчет о командировке

EXON-2014: От Владивостока до Калининграда

(Окончание. Начало в №№ 39, 41)

ХИМИКИ

Осень в Прибалтике мягкая, элегичная, располагает к неспешным прогулкам по благоустроенной набережной или по песчаному берегу залива. Бодрящее купание в прохладных водах для многих участников конференции было приятным дополнением к научным дискуссиям. Несколько охлаждало их пыл. Так же как два года назад в заливе Аякс на острове Русском... И эта преемственность EXON'ов лишний раз подчеркивала все преимущества однажды найденного их формата. Однако нельзя сказать, что научная программа осталась неизменной. В этом году физики и химики разделились на секции, и заседание секции, посвященной химии трансурановых элементов, привлекло внимание и многих физиков. И когда у Володи Утенкова я спросил, что он тут делает, получил ответ: "Так интересно же!". Вот с этого и я начал беседу с Анатолием Титовым, заведующим лабораторией Санкт-Петербургского института ядерной физики:

Радиохимики Н.Аксенов, Г.Божиков (ОИЯИ), А.Титов (ПИЯФ).

- Думаю, это не потому что им приелась ядерная тематика, - прокомментировал Анатолий, а потому что здесь для них много нового, все очень быстро развивается...

- И может быть, они под другим углом зрения могут увидеть свои проблемы?

- Да, другой угол зрения и, конечно, любопытство в нашем деле играют большую роль. Ну и мне кажется, что сейчас химия трансурановых элементов хорошо продвигается и вопросы уже ставятся гораздо более широко. Конечно, приятно, что прорыв как раз был сделан дубненской командой во главе с Юрием Оганесяном. Это один из очень немногих экспериментов, когда удалось в жесткой конкуренции опередить западных коллег и партнеров. Надо отдать должное Юрию Цолаковичу, что он в самое трудное в нашей стране время сумел мобилизовать свою команду. Это очень мало кому удалось. Ему удалось - своим талантом и энергией убедить, что это можно, нужно, и в итоге достичь цели. Это всегда нелегко, когда ты стоишь перед выбором - все бросить и заниматься своим делом... И вот он со своей командой вышел победителем в гонке. И вдвойне приятно, что это не где-то там на Западе или Востоке происходит, а здесь, в России.

- Расскажите о своей группе, своей команде.

- Здесь я в связи с химическими экспериментами, которые проводятся в Дубне и GSI. Очень интересная и актуальная тема - идентификация новых СТЭ, которые теперь уже долго живут, благодаря чему можно развивать новые химические методы. Наша группа занималась методами прецизионных расчетов с учетом релятивистских эффектов. Эти эффекты нужны, когда атомы достаточно тяжелые, как в случае СТЭ. В частности, мы развили очень эффективные, с моей точки зрения, технологии, которые позволяют успешно это делать для выяснения свойств новых элементов.

Первая такая серьезная задача - адсорбция СТЭ на поверхности золота. Только в 2006 году нашей группой были получены результаты, которые заметно отличались от того, что сделали японцы. И проблема, которая стояла примерно с 1976 года, являются ли элементы 112 и 114 эка-ртутью или эка-свинцом, была решена, сейчас эти элементы носят название копернициум и флеровий. Таким образом 8 лет назад удалось получить более-менее надежные результаты по выходу одной молекулы. А здесь задача гораздо более сложная: понять, насколько хорошо адсорбируются эти элементы на золотой поверхности. И это заняло достаточно много времени. Но мы совместно с коллегами из Германии продвигались вперед - туда приехала Валерия Першина из России и стала одним из лидеров этого направления.

В последнее время удалось более-менее продвинуться, во многом разобраться, и эти результаты, которые были в первую очередь получены в Дубне, понятны, хорошо согласуются между собой. Так что убедительно подтверждается и открытие этих элементов, независимым путем и разными методами, и разработана та технология, которая может быть применена к исследованию других элементов. Скажем, совсем недавно возникла экспериментальная проблема: физики почему-то не видят на своих детекторах 113-й элемент, между эка-ртутью и эка-свинцом, флеровием и коперницием. И сейчас мы активно опять же с зарубежными коллегами, в первую очередь Валерией Першиной, разрабатываем технологию и пытаемся понять, почему это происходит.

Сейчас довольно успешно развивается сотрудничество с экспериментаторами. Если раньше мы могли делать что-то независимо, например расчеты адсорбции флеровия и менделеевия, то здесь возникают гораздо более сложные химически образования, и чтобы понять, что там происходит, необходимо вместе с экспериментаторами двигаться шаг за шагом, сообща разбираться, что же это может быть. И как раз обсуждение всех этих проблем в их совокупности проходило на химической сессии конференции, которую возглавлял Сергей Николаевич Дмитриев.

А еще мы занимаемся поиском нарушений фундаментальных симметрий. То есть отражение времени вперед и назад. Скажем, есть такие оптические свойства, когда это не соблюдается, то есть симметрия пространства нарушена по отношению к инверсии и по отношению к обращению времени. Мы интуитивно понимаем, что есть стрела времени, мы понимаем, что мир не симметричен. Но на уровне фундаментальных взаимодействий это достаточно серьезная проблема. И в этом, к сожалению, мы взаимодействуем только с американскими группами, только там продвижение. Очень хотелось бы, чтобы и у нас так было, но, видимо, не хватает таких ярких организаторов, как Юрий Цолакович, и в этой области.

- А мне кажется, что эта проблема больше к физике частиц относится, к астрофизике, к так называемой неускорительной физике…

- Да, там возникает примерно то же, что и здесь. И удивительно, что проблемы ядерной физики - та же идентификация СТЭ - становятся актуальными и для нас, кто занимается квантовой химией. И эта наука оказывается очень кстати, чтобы помочь разобраться, а что же там получается. И то же самое можно сказать и о физике самых высоких энергий - результаты, которых нельзя достичь на Большом адронном коллайдере, можно получить на относительно небольших установках. К сожалению, это делается в Америке. Но в свое время наиболее мощная команда теоретиков по этому направлению была из России - Новосибирска и Петербурга. И до сих пор мы пока еще это лидерство поддерживаем, хотя часть людей из Новосибирска уехала в Австралию, в Сидней, но у нас остались очень тесные контакты, мы взаимодействуем и до сих пор остаемся лидерами в этой области и дружим с американскими экспериментаторами. Думаю, скоро будут очень важные результаты, просто уникальные. Уровня Нобелевской премии. Одно время я пытался убедить в этом руководство своего института.

- И что Виктор Лазаревич?

- Ему в каком-то смысле можно посочувствовать, что дело на него свалилось очень тяжелое - достроить реактор ПИК. И это требует столько энергии... И то, что он уже сделал, мне нравится. Создал новое отделение, с моей точки зрения, очень важное - этот новый коллектив приближает фундаментальную науку, идеи, результаты, методы к промышленности. Он возродил совет молодых ученых и специалистов, и у меня в лаборатории очень много молодых ребят, им стараются создать режим максимального благоприятствования. Наша команда уже много лет известна в научном мире, но только при Аксенове удалось создать лабораторию. Глобально меняется организация и структура научной работы. Наш институт огромный, в Академии наук он был второй. Он, конечно, не может заниматься чисто фундаментальными исследованиями, у государства, и не только у нашего, таких денег нет. Даже в Америке нет. И конечно, нужна диверсификация: установление связей с промышленностью, ядерную медицину надо поднимать. Что активно делается в институте. И хотя я сам представитель именно фундаментальных направлений и далек от прикладной науки, но очевидно, что для своего полноценного развития фундаментальная наука должна как-то интегрально двигаться со всеми институтами общества и государства в эту сторону...

- Как вам здесь на этой конференции?

- Очень здорово, мне все нравится. И приезд сюда был очень хорошо организован. Встретили, доставили на место, все есть, все прекрасно организовано. И тематика симпозиума, конечно, перспективная. И как-то здесь забываешь обо всех политических невзгодах.

Университет имени И.Канта. Между заседаниями.

Кристофера Дюльмана из Университета в Майнце и департамента химии в GSI я застал в оргкомитете, когда он уже готовился к отъезду. Его интервью любезно перевела Ольга Коротчик.

- Отличная конференция. Она на самом острие науки в этой области, собирает людей из разных лабораторий со всего мира, и научная программа очень интересная. Она организована и проходит на очень высоком уровне, и именно здесь я нахожу коллег, с которыми могу обсудить то, что меня интересует, вплоть до самых специфических проблем.

EXON всегда проходит в экзотических местах, и это место тоже не исключение. Это самая западная точка России, и с исторической точки зрения имеет огромное значение для разных стран, разных культур. И это была хорошая идея - собрать именно здесь ученых из разных стран. Еще хочу добавить, что нас всегда очень радушно встречают и приветствуют в России, здесь очень добрая, по-настоящему семейная атмосфера.

Валерия Першина тоже работает в Дармштадте, в GSI, и конечно, наша беседа логично продолжила тему, начатую ее коллегой из Гатчины.

- Я считаю, что это одна из самых интересных конференций в нашей области. Потом, Дубна - это фирма! Я давно сотрудничаю с коллегами из ОИЯИ, с Юрием Оганесяном, конечно, и репутация Дубны очень высокая, это мировой уровень. У нас в Германии эта серия конференций пользуется очень большой популярностью. Вы посмотрите - сюда и Мюнценберг приехал, и Хофманн, и Грайнер, и Гайсель - ну все! И все наши химики и теоретики практически. Во-первых, места проведения подбираются прекрасные, тематика, экспертиза русская, да? И места экзотические, исторические. Не каждая страна может такими местами похвастаться. Байкал, например, или Владивосток... Очень жалею, что Владивосток пропустила в позапрошлом году, но очень много всего наслоилось...

- Я сегодня с Анатолием Титовым беседовал, он вашу группу упоминал...

- Да, на этой конференции мы с ним встретились и обсудили планы сотрудничества. И мы с ним как раз сегодня решили усилия наши объединить и не делать параллельно то, что можно сообща. И таким образом EXON помогает международной кооперации. Любая конференция - это важное дело. Некоторые думают, что ученые просто путешествуют, а на самом деле на конференции выкладываешься больше, чем дома, потому что, во-первых, напряжение постоянное и доклады, потом дискуссии, и до самой глубокой ночи все это вокруг науки крутится...

Бывает, когда прилетаешь на конференцию на другой конец света, подходит коллега из соседней лаборатории и начинает расспрашивать о работе. Может, к этому и сама атмосфера располагает, заряженность на сбор новой информации. И еще хочу сказать, что в Дубне создана удивительная система подготовки и проведения таких мероприятий. Организаторы очень заботятся о своих гостях. Все эти конференции на самом высоком уровне проходят. Еще один пример - презентация открытия 114-го и 116-го элементов в Москве. Это было что-то потрясающее! То есть дружба с Дубной - это я не из патриотических чувств говорю - а просто ни в одной стране так, как в России, подобные мероприятия не проводят. Как здесь организовано все, как заботятся о гостях, как это все сделано, - этому нигде нет альтернативы. Приезжаешь куда-нибудь в Америку на конференцию, берешь такси и едешь куда-то... Там ты никому не нужен. Здесь же всегда о каждом госте заботятся, встречают все проблемы решают, например, мне девочки помогли переселиться из отеля в отель. Очень личностное отношение, которое в других местах мне просто не встречалось. За столько лет многие дубненцы мне настолько хорошими друзьями стали! Жалко, что Андрей Попеко не смог приехать в Калининград. - Я ему привет передам! - Обязательно! С Сергеем Дмитриевым мы учились на одном курсе, с Юрием Оганесяном тоже старое знакомство. В общем, как дома побывала, в такой атмосфере очень приятно работать!

- Может быть, несколько слов о науке?

- Ну, я за свою область могу сказать. Японцы приехали, швейцарцы, немцы, все основные люди. И наша секция неожиданно интересной оказалась. Я думала, что придет, наверное, семь человек - основные докладчики. Ан нет, много участников пришло, и Юрий Оганесян такие интересные вопросы задавал, оказывается, и химия входит в сферу его интересов, его научной эрудиции. В общем, команда наша небольшая - что такое химия сверхтяжелых? И вдруг на этой конференции мы много нового услышали, и какой-то даже прорыв произошел. Хорошо, что приехали, хотя в GSI эксперимент в это время планировался, но и физики тоже выбрались, эксперимент отодвинулся, в результате все довольны. Очень полезные встречи и для работы и для души. А мой муж еще и родился в Кенигсберге, и он приехал со мной праздновать здесь свой третий день рождения. Он родился в 1942-м, ему исполнился год, потом два, а потом родители его отсюда увезли, папа был архитектором, завтра будем искать дом, в котором они жили...

В общем, за конференцию спасибо! Скажите, Женя, всем, что все было очень хорошо!

Валерия с мужем нашли дом, в котором он жил с родителями, об этом я узнал уже в Дубне от ее коллег, а профессору Алексею Оглоблину, который как-то за обеденным столом признался нам, что мечтает о встрече со своей первой школьной любовью, и вроде бы она должна жить в Калининграде, повезло меньше. Так и не разыскал. Но и ему, и всем участникам EXON'а, думаю, повезло с этой неделей в крайней западной точке России, насыщенной научными новостями, новыми идеями и надеждами.

Евгений МОЛЧАНОВ,
Калининград - Зеленоградск - Дубна,
фото автора.

Многим участникам симпозиума культурная программа подарила незабываемые впечатления: органный концерт известного исполнителя Артема Хачатурова в кафедральном соборе, посещение могилы Иммануила Канта - великий немецкий философ захоронен здесь 28 февраля 1804 года, знакомство с культурными и историческими памятниками, прибрежными курортами, каждый из которых хранит память о знаменитых земляках. В переулке Эрнста Теодора Амадея Гофмана в Светлогорске мы встретились с персонажами его философских сказок, запечатленными местными мастерами. В поселке Янтарный "сопровождающие лица" детально ознакомились с процессом промышленной добычи и переработки янтаря. Одним словом, оргкомитет постарался на славу!


 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер