Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 15-16 (4255-4256) от 10 апреля 2015:


№ 15-16 в формате pdf
 

Отчет о командировке

Школа для учителей в ЦЕРН

С 22 по 29 марта в ЦЕРН проводилась программа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ. За несколько лет более 250 школьных учителей России и СНГ смогли познакомиться с работой крупнейшего научного центра. В этот раз впервые в рамках школы проходили обучение гиды-экскурсоводы из ОИЯИ. Еще одна особенность - впервые школа проводилась весной, в преддверии второго, на более высокой мощности, запуска Большого адронного коллайдера. Организаторы программы - ОИЯИ, ЦЕРН и Центр национального интеллектуального резерва МГУ имени М.В.Ломоносова.

Ускорителю-подростку нужны друзья

На торжественном открытии, приветствуя участников, Сержио Бертолуччи, директор ЦЕРН по науке и вычислительным системам, сразу предупредил: "Мы надеемся, вы насладитесь визитом в ЦЕРН, но не надейтесь, легко не будет. Программа у нас насыщенная..." С.Бертолуччи, обращаясь к учителям, сравнил предстоящий запуск LHC, которого ожидает весь научный мир, с тем, как маленький ребенок готовится стать тинейджером: "В детстве он уже преподнес нам такие сюрпризы, как бозон Хиггса. И мы очень надеемся, что в своем подростковом возрасте LHC нас невероятно порадует... Обратите внимание на тот факт, что все мы делаем одно дело. Для того чтобы проводить исследования, нужна не только инфраструктура, финансы, нужны молодые умы. Пожалуйста, продолжайте делать то, что вы делаете, потому что без вас нам конец".

Владимир Каржавин, представитель ОИЯИ, приветствовал участников от имени сотрудников Института, работающих в ЦЕРН: "Это группа примерно 30-35 человек, которая вырастает в 1,5-2 раза при проведении больших совещаний, приблизительно 4 раза в год, или в периоды запуска ускорителя и установки аппаратуры. Реально мы участвуем в трех больших экспериментах на LHC - CMS, ATLAS и ALICE и во многих программах на фиксированной мишени. Хочется вспомнить слова, которые здесь всегда произносились, - наука не может развиваться в отдельно взятой стране. ЦЕРН, я считаю, очень хорошо скоординирован и доказал, что такие большие машины как LHC, могут быть построены учеными из всех стран. Это огромные коллективы, порядка 120 институтов задействованы в каждом эксперименте, и координация этих работ очень важна".

Мик Сторр (на снимке с С.Бертолуччи) не так давно возглавлял учительские программы и экскурсионное бюро ЦЕРН, сейчас является пользователем ЦЕРН и советником дирекции ОИЯИ по реализации образовательных программ для учителей и школьников из государств-членов Института. Он отметил, что основная цель программы - сблизить современные исследования, современную науку и школы. Со всего мира в ЦЕРН каждый год приезжают тысячи учителей, через одного из них ученые выходят на сто школьников в год. Благодаря контактам с тысячью учителей за 10 лет знания и вдохновение из ЦЕРН дойдут до миллиона школьников. Сто тысяч посетителей ЦЕРН в год, и 50 процентов из них - ученики школ.

"Представьте, вы носите на груди значок, на котором написано: я фактор умножения, - сказал М.Сторр учителям. - Вы держите будущее науки в своих руках, вы наши коллеги и партнеры, без вас не вырастут в будущем физики, химики и другие специалисты... Как же ощущают себя ученые в ЦЕРН? Они забрались на вершину горы, и перед ними открылся прекрасный вид. Как видит науку школьник? Очень часто это очень тяжкий подъем, и когда они начинают взбираться, их потенциальная энергия переходит в кинетическую, они задаются вопросом, а что я вообще здесь делаю, - и отступают. Представьте, что вы пилот вертолета, и мы хотим помочь вам посадить учеников в свой вертолет, летать с ними от вершины к вершине и рассказывать о таких вещах, о которых, возможно, они еще никогда не слышали. Необязательно в подробностях, но так, чтобы вдохновить и заинтересовать их еще больше. Таким образом, на вашей груди появляется второй значок - теперь вы посол ЦЕРН, посол науки".

Разные структуры - общие цели

Неоднократно в течение этой недели пришлось убедиться в огромной просветительской деятельности ЦЕРН. Большая поляна перед кафетерием, да и сам он, любимое место встреч, заполнены экскурсантами всех возрастов. Буквально на каждой стене - постеры, фотографии, в специальных лотках информационные буклеты. Но об этом речь впереди. Сейчас хотелось бы рассказать о двух других организаторах - УНЦ ОИЯИ и ЦНИР МГУ, интересы которых пересеклись в этой программе, несмотря на то что один из них представитель международного научного центра, а другой - крупнейшего российского вуза.

Директор УНЦ С.З.Пакуляк в своем докладе, постаравшись вместить в одно выступление историю ОИЯИ, исследования, достижения, рассказал об образовательных программах. Это летние практики для студентов, возможность закончить образование в Дубне, выполнить курсовые и дипломные работы, начав научную карьеру не в аудиториях и вузовских лабораториях, а на реальных установках: "Вы же сами понимаете: студента, даже если он отличник, но никогда не видел, как работают ученые, ждут трудности, когда он придет в лабораторию. Как правило, успешную карьеру делают те люди, которые со студенческих лет работают в научной лаборатории и как можно раньше начинают заниматься наукой". Обращаясь к учителям, С.З.Пакуляк отметил, что в УНЦ есть все механизмы и методы обеспечить такую интеграцию будущим студентам.

В 2013-14 учебном году, например, в лабораториях ОИЯИ проходили обучение и практику 380 студентов из России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдовы. Кроме того, проводились этапы международной студенческой практики, только в 2014-м в ней приняли участие 24 студента из Египта, группа в 69 человек из Чехии, Польши, Болгарии, Словакии, Румынии, 47 участников из ЮАР, Белоруссии, Сербии. В прошлом году в Институте была запущена Летняя студенческая программа, участников которой отбирают сотрудники ОИЯИ, http://students.jinr.ru. Программы для учителей физики начались в ноябре 2009-го, за это время были организованы семь школ в ЦЕРН (261 участник) и пять школ в ОИЯИ (211 участников), после них проводятся видеоконференции, когда школьники могут задать свои вопросы лекторам. Лекции для школьников и учителей доступны на сайте teachers.jinr.ru, видеоконференции: http://stream.jinr.ru/. Физический практикум в УНЦ, экскурсии для школьников, виртуальные экскурсии (http://uc.jinr.ru) - всего не перечислить, к тому же сотрудники УНЦ всегда готовы к решениям в случаях нестандартных ситуаций и открыты для новых инициатив.

ЦНИР МГУ направляет свою деятельность на восстановление цепи фундаментальная наука - прикладная наука - промышленность. Силами студенческих коллективов и не только здесь осуществляют продвижение инновационных разработок, поддержку стартапов, помогают довести разработки до получения патентов. Здесь организованы специализированное обучение студентов, лекции бизнес-экспертов, консультационные услуги. Подробности рассказывает М.Г.Коротков, советник директора центра по работе с молодыми учеными.

- С чего началось сотрудничество ЦНИР и УНЦ, как вы его оцениваете?

- Первое знакомство с УНЦ состоялось в 2011 году. Тогда, совместно с ОИЯИ и ЦЕРН мы готовили школу для молодых ученых из стран СНГ и Грузии по ускорительной физике и физике высоких энергий. К этому моменту школы для учителей физики, проводимые УНЦ ОИЯИ и ЦЕРН, были уже широко известны и пользовались заслуженным авторитетом. Спустя два года дирекция УНЦ пригласила организацию ИННОПРАКТИКА, в структуру которой входят ЦНИР МГУ и Фонд "Национальное интеллектуальное развитие", к участию в организации и проведении совместных мероприятий для молодых ученых и учителей физики. Руководство ИННОПРАКТИКА горячо поддержало это предложение и можно сказать, что с этого момента началось тесное сотрудничество ЦНИР с УНЦ ОИЯИ.

Как сотрудник ИННОПРАКТИКА должен сказать, что мы очень серьезно подошли к изучению опыта наших коллег из УНЦ и ЦЕРН в области организации и проведения школ для учителей физики, начиная с анонсирования события, регистрации заявок, конкурсного отбора участников, до подбора лекторского состава и разработки детальной программы мероприятия. Мы нашли накопленный коллегами опыт если не идеальным, то очень близким к этому и просто включились в работу, взяв на себя ответственность за выполнение ряда задач по подготовке и проведению школ.

Очень хочется надеяться, что наше сотрудничество с УНЦ будет развиваться и что совместные школы, стажировки, семинары и многое другое будет регулярным и успешным.

- Предполагаете ли вы использовать опыт УНЦ ОИЯИ для других совместных проектов?

- Опыт УНЦ огромен, а сам центр имеет уже многолетнюю историю, в то время как наша организация еще очень молода и только начинает делать свои первые шаги. Безусловно, опыт УНЦ очень важен, и мы с благодарностью постараемся перенять все лучшее, чем с нами делятся. Хотелось бы надеяться, что и наш опыт может оказаться полезным. Ведь сотрудничество и реализацию совместных проектов осуществляют не организации, а люди, которые в них работают, а среди наших сотрудников немало тех, кто имеет многолетний опыт научной и преподавательской деятельности. Есть и те, кто по сей день принимает активное участие в научных исследованиях и проводит занятия в вузах и школах.

- Каков вклад вашей организации в совместные мероприятия с ОИЯИ?

- Изначально, мы решили, что не будем ограничиваться лишь спонсированием совместных мероприятий, а будем принимать активное участие в их подготовке и проведении. 26 марта 2014 года руководителями ЦЕРН, ОИЯИ и ЦНИР было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в научно-образовательной деятельности. В рамках этого соглашения мы приняли участие в организации и финансировании школы по физике высоких энергий и ускорительной физике для молодых ученых, которая успешно прошла осенью прошлого года в ЦЕРН. Тогда же мы вместе с ОИЯИ и ЦЕРН организовали и провели первую совместную школу для учителей физики, оказав значительную финансовую поддержку мероприятия.

- По поводу софинансирования - привлекаются бюджетные средства?

- Прямого государственного финансирования у нас нет. Наша деятельность поддерживается многочисленными партнерами, которые перечислены на сайте ИННОПРАКТИКА.

- Вам рассказывали о том, что в ОИЯИ будет учебный ускоритель?

- Мне не только рассказывали об этом, но и предложили принять участие в реализации учебных, а возможно и исследовательских программ на этой машине.

- Как вы относитесь к этой инициативе?

- Блестящая идея!

- А есть ли где-то аналоги работающего учебного ускорителя?

- Я не могу сказать про весь мир. Наверное, в некоторых научных и образовательных центрах такие аналоги существуют, но сомневаюсь, что их много. Вы только вдумайтесь: мы имеем "конструктор", из которого может быть собран работающий ускоритель, а молодые люди, собирающие его своими руками под руководством опытных специалистов, получат такой опыт, который невозможно переоценить.

* * *

После докладов и приветствий пришло время знакомиться в неформальной обстановке. На дружеский вечер были приглашены организаторы и лекторы школы, сотрудники нашего Института, работающие в ЦЕРН. Учителя физики с интересом расспрашивали ученых об условиях работы, образе жизни в Швейцарии и Франции, знакомились между собой, рассказывали о своих проблемах и успехах.

Показать всю глубину и красоту предмета

Сергей Лозовенко (Москва)

- Я одновременно преподаю в техническом лицее, в старших классах, и работаю в Институте физики, технологии и информационных систем в педагогическом университете, то есть готовлю будущих учителей. Наш технический лицей был 20 лет назад образован при "Станкине", но дети после выпуска идут в разные вузы, то есть у нас исторически физика и математика сложились как профильные предметы.

- Какие методы вы используете, поколение ведь компьютерное, надо с ними говорить на одном языке.

- Применяем все современные методы, информационные технологии. Использую компьютер и в преподавании студентам, электронные доски, тесты, видео, анимацию, различные задания и так далее.

- Есть материальная база для лабораторных работ, экскурсии организуете?

- Да, помимо материальной базы самого лицея и лабораторных работ, есть обязательный летний практикум для 8-10-х классов. Одно время я проводил его в педагогическом университете на базе установок физического факультета. Сейчас возим детей в "Станкин", а теперь я услышал, что можно провести практикум в Дубне, и буду стараться на следующий год организовать поездку. Детям, конечно, нужны разнообразные лабораторные работ, практикумы. После того как мы приводили учеников в институт на практику, повышался уровень понимания предмета, менялось отношение к физике. И очень важно приобщение детей к науке, чтобы они понимали - это не где-то далеко, а рядом, и можно самому что-то сделать уже сейчас.

- И каковы успехи учеников?

- У меня были успешные ученики, которые заканчивали МФТИ, МИФИ, физфак МГУ. Но последнее достижение - в летнем научном лагере МГУ. Мы там с детьми занимаемся проектами, и у меня был шестиклассник. Он сделал проект, и на конкурсе "Ученые будущего", который проводит Intel и МГУ, занял четвертое место среди 9-11-классников. Это объективная оценка того, что мы все делаем правильно. Такими результатами можно гордиться.

- Как учить учителя, чтобы он мотивировал детей заниматься физико-техническим творчеством?

- В первую очередь нужно, чтобы студенты, которые выбирают свою будущую профессию, хорошо знали предмет. Понимаете, троечник не сможет обучить отличника, зная только на школьном уровне физику, показать всю глубину и красоту предмета. Это первое. Второе - педагогические технологии, то есть дети, как правильно было отмечено, совершенно изменились. Я в школе работаю больше 25 лет, и на моих глазах произошел резкий переход в развитии детей, и информационные технологии сыграли в этом огромную роль. Роль учителя изменилась, до этого мы были бесспорным авторитетом и ученик шел к учителю как к единственному источнику информации, а сейчас он может информацию получить из Интернета и других источников. И теперь учитель становится больше проводником, ориентирует, в каком направлении ученику лучше двигаться, куда развиваться, как правильно выбирать информацию, потому что в таком потоке можно просто запутаться и получить ложные сведения, которые откинут назад. Сейчас надо в школе совсем по-другому строить занятия. Надо не только привлечь и заинтересовать ребенка, но и дать ему понять: чтобы двигаться дальше, нужно вложить труд. И конечная цель тоже должна быть понятна и привлекательна.

Физпрактикум - могло бы быть и лучше

Вадим Муранов (Люберцы)

- У нас частная школа, но обычная. Получаем часть финансирования из бюджета, потому что есть лицензия и аккредитация, остальное доплачивают родители. Самой школе 20 лет, по сравнению с другими люберецкими школами она в лидерах. Прежде всего за счет того, что частная школа более свободна и в выборе программ, и в их реализации, и в составлении учебного плана, расписания.

- А есть результаты, которые греют сердце?

- Во-первых, греет сердце то, что я поставляю студентов в тот институт, в котором учился сам, - МЭИ, и не было ни одного года, чтобы туда не шли мои ребята. Это, пожалуй, основное. Некоторые уже закончили, другие учатся.

- Есть оснащение для проведения физпрактикума?

- Пока не очень, хотя появился тот минимум, который позволяет мне осуществить все лабораторные работы, и, может, даже чуть больше. Но в отношении целенаправленного физпрактикума положение оставляет желать лучшего. И вообще, это очень дорогое удовольствие. У меня есть возможность сравнить частную и государственную школы. В принципе, везде одно и то же, видимо, один поставщик оборудования. Есть остатки от советских лаборантских - все делалось качественнее, с учетом того, что дети могут силу приложить. А сейчас - дал детям камертон, чтобы звук изучать, они захотели погромче, сильнее стукнули, он отвалился от подставки. Поэтому хотелось бы более серьезного, более масштабного отношения. И вообще, чтобы только погрузить детей в физику, двух часов в неделю маловато, четыре было бы оптимально. А чтобы научить - нужно еще больше.

Е.Аминов, С.Пакуляк, В.Муранов в главной аудитории ЦЕРН.

В физматклассах работать интереснее

Евгений Аминов (Свердловская область, г. Лесной)

- Как вы узнали об этой программе?

- Наша школа 4-й год входит в Лигу школ РОСНАНО, мы активно сотрудничаем с этой организацией, у меня появилось много друзей среди коллег. И после Нового года один хороший знакомый прислал ссылку, предложил поучаствовать. И у меня получилось.

- Расскажите о своей школе.

- Я работаю в общеобразовательном лицее. У нас не любят между школами рейтинг высчитывать, но все равно он есть. Мы лучшие. Нескромно, но объективно, это факт. Мне нравятся дети, они вежливые, воспитанные, работать с ними легко, получить результат, скажем так, проще. Дети участвуют у меня в международных конференциях, получали дипломы 1, 3-й степеней на организованном МФТИ конкурсе "Старт в науку" и Евразийском форуме в Екатеринбурге. Мы активно участвуем во всех проектах Лиги РОСНАНО и Лиги школ РОСАТОМ, везде успеваем.

- Есть у вас ребята, поступающие в вуз через олимпиады?

- Есть, как раз через Ломоносовскую поступали. Но эта деятельность у нас ограничена заочными олимпиадами. В очных турах многие отказываются участвовать из-за того, что долго ехать. МИФИ проводит региональные очные этапы, наши ребята участвуют и поступают. Есть в Уральском госуниверситете направление ядерная физика, 2-3 человека поступают туда обязательно. В СПбГУ поступила девочка на теорфизику. Много ребят, кто идет по этим направлениям.

- Есть у вас физматклассы? Говорят, учителям в них много времени приходится тратить на проверки тетрадей, больше задавать.

- Такие классы есть. С детьми в них приходится заниматься больше, но с ними интереснее. Проверки тетрадей и заданий, которых больше чем в обычном классе, воспринимаешь как должное. Да, приходится идти домой в 5-6 часов вечера, но я уже привык. И в таких случаях вспоминаю: а преподавателям русского-то намного хуже, - и как-то легче становится...

Трудолюбивые дети нравятся больше

Наталья Качмашева (Санкт-Петербург)

- Мне кажется, вы очень ласковая учительница. Как вы поддерживаете интерес к учебе?

- Силой заставить учиться нельзя. Даже если ребенок будет сидеть тихо как мышка, он может ничего не знать. Это всегда по глазам видишь. Иногда говорю ученикам - сейчас открою журнал и поставлю оценки, не спрашивая вас, только сканируя ваши глаза.

- То есть вы вообще на уроке голос не повышаете?

- Почему? Бывает. Без этого нельзя.

- И какие результаты?

- Очень многие дети выбрали физику. Даже собственные дети стали физиками.

- Кто из учеников доставляет наибольшую радость?

- Те, кого родители научили с детства работать. Не те, кому что-то дано свыше, а трудолюбивые - они нравятся больше. Даже если у них только капля таланта есть, только зародыш, - с ними обязательно работать надо.

- А как быть с теми, кто сбивает учителя, срывает урок?

- Только индивидуальный подход. Если с заданием справляешься - получаешь три, а если нет - твои проблемы. По шаблону подставить данные в формулу и привести к результату - с этим справится любой, это минимум. А с сильными учениками обязательно нужно работать, давать другие задания. А еще я вот что делаю: если кто-то проболел и не знает темы, я прошу одноклассника ему объяснить и ставлю первому заслуженное, а второму - повышаю оценку на балл.

- Ваш педагогический стаж 40 лет. Что принципиально изменилось в школе и в детях за эти годы?

- Я закончила Пермский педагогический и где только ни работала, потому что муж военный. Раньше отношение к учителю было другое. В классе 40 человек, но гораздо спокойнее. А сейчас критическая масса 25 человек, и они считают, что их должны развлекать. Они привыкли к шоу и приходят с вопросом - а нам сегодня фокусы покажут? Не опыты, а фокусы. Статус учителя тоже понижен. Если что, родители идут к директору, минуя учителя.

- А что, на ваш взгляд, самое главное в обучении физике?

- Начинать надо с маленьких, с пятого класса. Потому что физика - это интеллектуально-образовательная наука, и если не заниматься ей с самого маленького возраста, что потом делать с учеником в 10-м классе?

- Учитель должен учиться?

- Обязательно, постоянно. В этом году я уже трое курсов закончила - по ФГОСам, подготовке к ЕГЭ, по дистанционному образованию. Теперь эта поездка...

Хороших студентов дефицит

Татьяна Сарий (Харьков)

- Есть ли на Украине такой же дефицит инженерных кадров, как в России?

- Дефицит хороших студентов, конечно, ощущается. Конкурс на технические специальности резко упал в последние годы во всех странах. Это общая проблема. Лучшие студенты уезжают, даже не поступая в вузы - став призерами всеукраинских и международных олимпиад, или уезжают, окончив университет, в Европу, в Россию.

- В России по физике надо сдавать ЕГЭ, а на Украине?

- У нас аналогичная система независимых оценок. Сейчас она немного меняется, думаю, становится ближе к вашей. Потому что у вас ЕГЭ - одновременно и выпускной экзамен и экзамен для поступления в вуз. У нас выпускные сдают в школе, как было еще в Советском Союзе, а потом проходят тесты, уже не являясь учениками. В этом году впервые выпускной тест по украинскому языку будет засчитан как вступительный в вуз, и такая же тенденция по остальным предметам.

- Профильное образование вводится в школах?

Т.Сарий, Т.Торбина, Е.Фирсова, С.Ковалев
в "главной приемной" ЦЕРН - корпусе 33.
- Профильное образование развито очень хорошо в крупных городах, потому что для него нужны кадры и база. Если говорить о малых городах и селах, то там дети учатся по старинке, нет приоритетов у каких-то предметов. Наш лицей был первой в Харькове школой нового типа, открыт в 1990 году на базе общеобразовательной школы. Каждый класс имеет какой-то профиль.

- Новые методы в обучении используете?

- Сейчас почти каждый из учебников сопровождается электронной программой, учитель может составить план урока. Кстати, очень многие харьковские физики пишут учебники для России, например Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат. У нас всегда была очень хорошая школа в этом плане. Система обучения разноуровневая. Например, в гуманитарном классе по физике уровень стандартный, в общеобразовательном или там, где физика не профильный предмет, - академический, и есть профильный. Таким образом у нас учебники издаются трех уровней, и программы разные.

- Расскажите о вашем самом успешном ученике.

- Я не скажу, что все они стали великими учеными, но есть победители всеукраинских олимпиад. Одна из учениц работает недалеко от Женевы, в Лозанне, в университете. Она закончила 4 курса харьковского университета, а магистратуру и аспирантуру - в Швейцарии. Я жду ее звонка, мы решили здесь встретиться.

Нет преград для творчества

Сергей Ковалев (Алушта)

- Вы ведь не совсем школьный учитель...

- Я преподаю в системе дополнительного образования, в центре детского творчества. Мы занимаемся исследовательскими работами. Потом сделали программу, которая тестирует автоматические компьютерные сети, разработали универсальный набор для остеосинтеза, много всего. Получили бронзовую медаль на конкурсе проектов по энергетике, экологии, охране окружающей среды и инженерии ISWEEEP 2014 в Хьюстоне. Это работа по прогнозированию, как будет развиваться лес, парк в течение ста лет. В Никитском ботаническом саду мы взяли десять самых распространенных деревьев, собрали данные по их росту - развитию кроны, ствола, высоты дерева в зависимости от 18 условий, учитывая сочетание факторов: влажность, освещенность, почва. Трехмерное моделирование позволило получить реальную картину освещенности - как луч солнца проходит через листву, если дерево стоит за другим деревом, сколько ему придется расти. Без компьютера это рассчитать было бы невозможно. Естественно, это не единственная работа и не единственная победа.

- Вы говорили, что несколько ваших учеников поступили в университет "Дубна"?

- На САУ из Алушты в прошлом году поступили шестеро, из них трое мои ученики. Мы уже открыли центр, который будет принимать документы, готовить детей по базовым дисциплинам для поступления в Университет "Дубна". И они будут сдавать экзамены непосредственно в Алуште. Этим занимаются сотрудники университета М.Лишилин, Е.Кирпичева, и думаю, в этом году поступят человек 25 из Крыма.

- На лекции В.Кореньков поздравил вас с успехом ученика. Что он имел в виду?

- Виктор Дорохин, мой ученик и студент вашего университета, занял второе место на конкурсе. Я еще не знаю подробностей. А до этого была олимпиада по программированию, он занял третье место, будучи первокурсником, причем первое место занял аспирант, второе - девушка со старших курсов. Виктор, к моей радости, уже работает у В.Коренькова и стажируется в одной из фирм ОЭЗ "Дубна".

(Продолжение следует.)

Галина МЯЛКОВСКАЯ,
Женева - Дубна, фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер