Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 18 (4258) от 24 апреля 2015:


№ 18 в формате pdf
 

Отчет о командировке

Школа для учителей в ЦЕРН

(Продолжение. Начало в №№ 15-17)

В русском языке, к сожалению, нет слова, которое означало бы "пропаганду научных достижений" или "популяризацию науки". И та и другая конструкция неуклюжи, невыразительны, хотя и набили оскомину из-за постоянного употребления. В рекламе и маркетинге есть еще термин "промоушен" (от английского "продвижение"), и означает он придание ценности кому-то или чему-то. Промоутеров обучают рассказывать искренне, от сердца, чтобы слушатели были заинтригованы, чтобы у них возникало желание узнавать еще больше, попробовать на вкус, потрогать руками. И хотя здесь речь идет опять же о товарах и услугах, именно придание ценности должно сопровождать и пропаганду, и популяризацию. Тому, как это делается в ЦЕРН, можно и нужно учиться, хотя условия финансирования у нас разные, да и детально описать все методы и примеры невозможно - настолько многообразна эта деятельность. Очевидно, что изначально был заложен правильный фундамент, чтобы система развивалась сама. Иначе откуда бы взяться стольким выставкам, постерам, буклетам, сувенирам?...

Постоянно в движении

Большой корпус, где расположен кафетерий, напоминает перекресток дорог. Здесь встречаются, чтобы пообедать, выпить кофе. В отдельной галерее - компьютеры для командировочных. В другом отсеке - несколько диванов, портреты всех директоров по стенам, тут часто проводят велком-пати. В день перед отъездом нашей группы здесь на переносных стендах разместили работы фотоклуба ЦЕРН. Вдоль окон - выставка портретов азиатской художницы. Около лестницы - витрины с детскими работами. На стенах - объявления о работе танцевальных и спортивных клубов, творческих групп.

В здании 33, где находится зона регистрации для приезжающих, reception, есть магазин сувениров с символикой ЦЕРН. Можно купить футболки, толстовки, каски, брелки, значки, и, конечно, суть не в этом. Замечательно то, что печатается на этих изделиях. Например, набор значков с изображением элементарных частиц, забавных, ярких. Или на одной из футболок запечатлена замечательная схема: ее бумажный вариант в 1989 году Тим Бернерс Ли положил на стол своему начальству. Начальство ответило: "Расплывчато, но интересно", тем самым дав зеленый свет созданию Всемирной паутины, World Wide Web. Ответ руководителя зафиксирован на спине футболки. И тут вспоминается не раз слышанная от разных людей история: когда запустили наш синхрофазотрон, из Дубны в ЦЕРН на SPS отправили бутылку водки, велев выпить ее при запуске их ускорителя. Через некоторое время бутылка вернулась назад с изображением сигнала с осциллятора - есть запуск! Этот раритет никто в ОИЯИ найти не может, а там бы сделали музейный экспонат, наштамповали значков или изготовили магниты. Поэтому и создается впечатление, что промоушеном здесь занимаются не только специальные подразделения, а сами сотрудники стараются прославить свои достижения, сделать их историей научного центра.

Вообще сувенирные лавки имеются в каждом большом эксперименте, но сами изделия мало повторяют друг друга. В ATLAS можно найти игральные карты, а в ALISE - игрушки для самых маленьких - конструкторы, комиксы; как правило, все они содержат "рациональное зерно": либо создают представление о детекторах, либо расширяют знания по физике.

Специальных музеев в ЦЕРН два - "Микрокосм", к сожалению, он был закрыт на модернизацию, и Глоб. Около "Микрокосма" - музей под открытым небом, это элементы действующих установок с описанием. И по всей территории, конечно, установлено множество отживших свой срок или действующих устройств, инсталляций, скульптурных композиций, причем не только в знак почтения перед научными исследованиями, но и просто подарки от стран-участниц или коллаборантов. Так, например, двухметровая статуя Шивы, которую подарило правительство Индии в 2004 году, - символ танца субатомных частиц.

Глоб - огромная сферическая конструкция, доставшаяся в наследство от одной из выставок. Перевезли ее в ЦЕРН военные, и пришлось потрудиться, прежде чем здесь была организована замечательная панорама, дающая представление о строении вещества и возникновении Вселенной. В самом помещении находится постоянно действующая экспозиция, имитирующая разнообразные частицы. В сферических витринах - экспонаты: самый первый ускоритель, который еще умещался на ладони; баллон с водородом - из этих атомов получают протоны, ускоряют и запускают в Большой адронный коллайдер; несколько печатных страниц - первая статья о бозоне Хиггса. В очередной раз убеждаешься, как из обычных в общем-то вещей можно создать экспонат. Тач-скрины, тоже сферические, показывают расположение церновских ускорителей, историю открытий частиц; кресла, тоже круглые - со встроенными аудиогидами на разных языках. Через определенные промежутки времени в круговой панораме демонстрируется фильм о Большом взрыве. Здесь запросто можно провести час без экскурсоводов: добывание информации из специальных интерактивных устройств увлекает даже взрослых, что уж говорить о детях.

Шоу-румы, комнаты для демонстрации анимационных роликов, мне сосчитать так и не удалось. Кроме тех, что мы посетили на каждом большом эксперименте, то и дело встречались двери аудиторий с предупреждающими надписями - не мешать, возможно, идет демонстрация фильма. Так же не поддается счету количество проекторов и экранов. Набирая воду в кафетерии, можно поднять глаза и следить за системами LHC - параметры выводятся на экран в режиме реального времени.

В любом уголке ЦЕРН не покидает ощущение движения, жизни, каких-то процессов и явлений, иногда уникальных. Например, в здании эксперимента AMS. В холле макеты Международной космической станции и детектора частиц, установленного на ней. За прозрачной стеной - система контроля, можно посмотреть, где находится МКС, что в ней происходит, как идет набор данных на детекторе. То есть там для сотрудников ЦЕРН идет ежедневная работа - смены, дежурство, мониторинг. На стене по специальному монитору ротируются фото космонавтов. Рядом проходит Сэмюэль Тинг, нобелевский лауреат 1976 года, получивший эту награду за открытие очарованного кварка. Фотографируемся с ним. Только всё успели рассмотреть, как Мик Сторр нажимает кнопку, и на прозрачной панели, которая только что была окном в центр управления экспериментом, уже идет фильм о AMS. Все динамично, красочно, не успеваешь удивляться.

Экскурсия на SC, первый синхроциклотрон, потрясла всех. Нас привели в помещение: слева стена, справа - научное "железо", экскурсовод немного рассказал о машине. Прямо перед нами начался фильм об истории создания SC, в общем-то обычный презентационный ролик. И вдруг железная махина справа начинает оживать - лазерное шоу на статичной металлической конструкции демонстрировало процессы сборки синхроциклотрона, ускорения и столкновения частиц. Как будто не только сами собрали, но и заглянули внутрь магнитов - незабываемое зрелище.

В море печатных материалов

Еще одно ощущение в ЦЕРН - сложной, многослойной структуры. Так спроектировано здание для сотрудников CMS и ATLAS. Заходишь в параллелепипед - оказываешься в пятиэтажном цилиндре. Друг напротив друга четыре спуска в разные аудитории, в холле кафетерий, на этажах - рабочие места сотрудников. Такое же ощущение с печатными изданиями. Куда ни повернись - стенды с объявлениями, проспектами, информационными постерами. В специальных лотках - периодика, буклеты, книги и журналы по экспериментам и исследованиям, сразу и не разберешь, что к чему относится. Два издания, которые отражают жизнь этого огромного и многообразного научного центра - журнал и газета. О них, и не только о них, мы (переводчик Юлия Корнеева и автор этих строк) беседуем с начальником пресс-службы отдела по связям с общественностью Арно Марсолье.

- Хотелось бы узнать о периодических изданиях ЦЕРН-курьер и ЦЕРН-бюллетень.

- Это не вполне то, чем я занимаюсь... Я руководитель пресс-центра, это значит, что я встречаю журналистов, пишу пресс-релизы, отвечаю на вопросы СМИ. Например, за прошлый год нас посетили более тысячи журналистов со всего мира. Вот чем занимается пресс-центр, но на ваш вопрос могу ответить. Один сотрудник стоит во главе ЦЕРН-курьера и еще один возглавляет ЦЕРН-бюллетень. Девушка, которая готовит к изданию ЦЕРН-курьер, главный редактор, получает статьи отовсюду, от разных физиков, и она тот самый человек, который формирует журнал, то есть выбирает, что публиковать в нем, а что нет.

- Согласовывает ли она эти тексты с физиками как с экспертами, или только редактирует и корректирует?

- Кристин Саттон (к сожалению, сейчас ее нет, как раз в данный момент она садится в самолет) по образованию физик, поэтому насколько верно и релевантно то, что ей сдают, она вполне может решить сама. Конечно, не все в журнале касается физики, и если ей нужно чье-то дополнительное мнение, она может проконсультироваться с физиками-теоретиками или экспериментаторами, чтобы выверить факты. Все-таки основное направление журнала ЦЕРН-курьер - это новости в области физики частиц и физики в целом, новости из ЦЕРН и не только, поэтому нет необходимости отдавать тексты на рассмотрение экспертных комиссий, Кристин это делает сама.

- Сколько человек в штате ЦЕРН-курьер и каков тираж журнала?

- Кристин одна-единственная, но она отвечает только за текст и содержание. Макетом и версткой не занимается. Полиграфией занимается IOP (Institute of Physics, London), Институт физики в Лондоне, Великобритания. Она отсылает тексты, там делают верстку, принимая во внимание ее рекомендации. Оттуда мы получаем примерно 20 000 экземпляров, которые распространяются бесплатно по всему миру. Конечно, ЦЕРН платит IOP какие-то деньги, но небольшие, потому что IOP размещает в журнале рекламу и, соответственно, берет за нее плату у заинтересованных компаний.

- А как делается ЦЕРН-бюллетень?

- Все происходит здесь, в ЦЕРН. В штате один редактор, несколько авторов и один сотрудник ЦЕРН, который занимается версткой, дизайн-макетом.

- Кто пишет тексты - журналисты или физики?

- И те и другие.

- Журналисты в штате - сотрудники ЦЕРН, или привлекаются из других СМИ?

- Это сотрудники ЦЕРН, а также стажеры и аспиранты, то есть постоянными сотрудниками являются не все. Редактор - постоянный сотрудник.

- Штат пресс-службы состоит из каких специалистов?

- У нас всего один фотограф и небольшая группа из трех человек по созданию видео, все они сотрудники ЦЕРН.

- Мультимедийный контент на сайте, демонстрационные 3d-ролики в шоу-румах - это все делается привлеченными компаниями?

- Почти все производится в ЦЕРН, но кое-что и за пределами. Например, фильмы делают сотрудники отдела по связям с общественностью ЦЕРН, анимацию делает образовательный отдел, который также является частью ЦЕРН. Сотрудники крупнейших экспериментов ЦЕРН, например ATLAS, CMS, делают анимационные видео о себе сами. А для разных выставок привлекаются коммерческие структуры.

Знакомство с Женевой

Квест по Женеве - изобретение Мика Сторра. На распечатке списка вопросов даже стоит копирайт - права принадлежат семье Сторр. Это однажды Мик гулял с дочкой, и после прогулки она придумала такую викторину-путеводитель. Выполняя инструкции, надо пройти маршрут, в том или ином пункте получив ответ на вопрос. Для этого приходится вплотную подходить к памятникам, вчитываться в надписи, переводить, считать. Например, дата строительства консерватории указана на фронтоне здания, но - римскими цифрами, попробуй с лёту вспомнить их значение... Таким образом, разбившись на группы, учителя успели не только пройти по старому городу, мосту Мон-Блан, прокатиться на речном трамвае, освежиться брызгами знаменитого фонтана; но и узнать исторические факты, перекусить в кафе, сыграть в шахматы, решить задачу... Да и сам текст квеста составлен как средневековый манускрипт - "Идите вдоль реки по направлению к Средиземному морю..." или так: "Недалеко от дома Тавеля налево от пушек вы найдете Улицу восходящего солнца..."

Конечным, беспроигрышным пунктом-призом стал ресторан "Эдельвейс" с национальной кухней и музыкантами, исполнителями народной музыки. Здесь вспомнилось вычитанное где-то утверждение, что раньше искусство создавалось так, чтобы были задействованы все органы чувств человека. И если хотели авторы этого увлекательного путешествия добиться как можно более полного знакомства со Швейцарией за кратчайшее время - у них получилось. Архитектура города, картины истории и быта, знаменательные события и личности промелькнули перед глазами, слух услаждали аккордеон, колокольчики, альпийский рог, в воздухе смешивались запахи фондю, хлеба, вина, сердце радовалось приятной беседе.

В шахту мы не попали, но уехать без фото на фоне коллайдера нам не позволили. В нескольких местах висят плакаты - фон для фотографий, как будто вы в туннеле, рядом с каналом пучка. Имитация, конечно, но личный архив украсит.

А вот фотография детектора CMS - сама достопримечательность. На ней в реальных размерах изображена конструкция детектора диаметром 15 метров. Чтобы создать этот уникальный постер, снимки делали в 200 разных режимах, а потом совмещали в фоторедакторе. Наряду с таким гигантом скромно смотрится пограничный столб, разделяющий Францию и Швейцарию, однако туристов он привлекает не меньше. Проходы между зданиями названы улицами, каждая носит имя ученого. Из наших, российских, удостоился пока этой чести только В.И.Векслер, хотя, глядя на энергичных, инициативных школьных учителей, собравшихся на эту школу, читая отзывы о вдохновении, которым они зарядились в ЦЕРН, - приходит уверенность, что Владимир Иосифович недолго пробудет там в одиночестве...

* * *

Как замечательна возложенная Миком Сторром на нас, простых учителей, миссия: передавать людям информацию о современной науке, быть послом ЦЕРН в наших школах, городах. И эта миссия будет выполнена! Нам был дан такой импульс к самообразованию, о котором я не могла и мечтать. Никакие курсы повышения квалификации в сравнение не идут с интереснейшими лекциями Виктора Кима, Николая Зимина, Александра Ерохина. С трудом, но и с удовольствием мы слушали Федора Безрукова и Дмитрия Горбунова. Теперь я уверена, что удивительный мир таких сложных элементарных частиц достоин серьезнейшего изучения. Люди, работающие в ЦЕРН, имеющие отношение к ЦЕРН, думают о будущем человечества как никто другой в мире! Это здорово, что и нам довелось пообщаться с этими замечательными учеными, прекрасными лекторами. Я получила от них частицу любви к Науке, то есть к нашему прошлому и будущему! Я нашла то, о чем говорил Мик!

Елена Усенко (Саров)

Именно в ЦЕРН я понял, как объяснять своим ученикам, чем они будут заниматься, став физиками. Потому что у многих возникает такой вопрос. Так вот, я бы сравнил современную науку с пирамидой. Конечно, в вершине этой пирамиды стоят ученые, теоретики вроде Хокинга или Хиггса. Но времена ученых-одиночек уже давно прошли. Для того чтобы доказать правильность их теорий, нужна кропотливая работа тысяч инженеров, лаборантов, простых научных сотрудников. Вот они-то и стоят в основании этой пирамиды, и не было бы их труда, не было бы Нобелевской премии у Хиггса!

Сергей Лозовенко (Москва)

Участие в Научной школе учителей физики это огромный позитивный заряд, масса положительных эмоций, общение с увлеченными коллегами-единомышленниками. Появляется масса новых идей: как сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, как мотивировать школьников к изучению физической науки. Именно это позволяет педагогу по-новому взглянуть на свою работу и избежать профессионального выгорания.

Татьяна Торбина (Москва)

(Окончание следует)

Галина МЯЛКОВСКАЯ,
Женева - Дубна, фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер