Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 32(4272) от 31 июля 2015:


№ 32 в формате pdf
 

Сообщение в номер

Технологии, меняющие жизнь Института

23 июля состоялось очередное заседание рабочей группы по выработке стратегии развития информационных технологий в ОИЯИ. Группа создана в сентябре 2014 года с целью повышения эффективности использования современных электронных средств и информационных технологий в ОИЯИ для принятия решений в сфере административно-хозяйственной деятельности в рамках текущего Семилетнего плана и подготовки нового Семилетнего плана на 2017-2023 годы по разделам "Информационные технологии" и "Кадровая и социальная политика". За это время проведено 9 заседаний, подготовлены и выпущены соответствующие приказы и распоряжения, по многим направлениям достигнуты заметные успехи.

В сфере внимания рабочей группы - вопросы, связанные с централизованной политикой в области предоставления и обеспечения почтовых сервисов, электронных рассылок, использования лицензионного программного обеспечения, с развитием интернет-сайта Института, информационной и кибербезопасностью, информационными системами административного управления (включая электронные базы данных, архивы, справочники, электронный документооборот), единой системой электронной регистрации пользователей, электронными картами объектов и инженерных сетей Института, комплексами для проведения инструктажа, тестирования и проверки знаний. На заседании группы, проходившем под председательством вице-директора Г.В.Трубникова, обсуждался ход работ по этим и другим направлениям.

Первым пунктом повести стало создание нового интернет-сайта ОИЯИ. Руководитель этого направления К.В.Лукьянов сообщил, что работа над сайтом идет согласно утвержденному плану мероприятий. Разработан дизайн всех страниц сайта и началась активная работа по разработке функционала. Параллельно разработан специальный механизм импорта всех новостей со старого сайта. "Сайт получился уникальным в плане количества страниц, - отметил К.В.Лукьянов. - Практически каждая страница - это уникальный код, поэтому работы по верстке много". После того как будут доделаны шаблоны, начнется заполнение информацией, и здесь потребуется помощь других подразделений - чтобы создать привлекательный и динамичный контент об ученых ОИЯИ, базовых установках, истории Института.

Следующим в повестке дня был вопрос о ходе работ по выполнению приказа "О правилах работы в сети". Работы ведутся в соответствии с приказом. С 1 июля все персональные точки беспроводного доступа переведены в закрытую систему авторизации. Сетевой службой ОИЯИ в опытную эксплуатацию введена гостевая авторизация по eduroam (международная академическая сеть с прозрачным роумингом для пользователей, позволяющая иметь доступ к сетям, в том числе беспроводным, по корпоративному логину и паролю). Ведутся работы по созданию единой системы электронной регистрации пользователей. Обсуждались создание и возможности личного кабинета, организация авторизованного доступа к сети для участников конференций в Доме международных совещаний и на других объектах Института.

Вопросы, связанные с системой электронного документооборота (СЭД), всегда в центре внимания рабочей группы. СЭД повышает профессиональный уровень пользователей, производительность работ, сокращает временные и материальные ресурсы, делает прозрачными, наглядными и понятными делопроизводственные процессы. С самого начала был поставлен вопрос о выборе платформы для СЭД, отвечающей задачам ОИЯИ. С мая 2015 года работает электронное визирование приказов по основной деятельности ОИЯИ в СЭД "База документов ОИЯИ", осуществляются подготовка и электронное согласование договоров подряда в СЭД "1С:Документооборот", в августе планируется запуск в тестовом режиме СЭД на основе свободных систем Alfresco и Activity документа "Заявка на закупку продукции". Такой подход позволяет провести сравнительный анализ платформ и определить преимущества и недостатки каждой.

Полезными оказались и консультации с сотрудниками ЦЕРН, которые тоже заняты разработкой новой СЭД. С учетом специфики ОИЯИ и требований к СЭД, опыта использования сторонних СЭД и мнения специалистов ЦЕРН принято решение о разработке собственной гибкой СЭД, используя имеющиеся наработки и бесплатную систему управления бизнес-процессами Activity. Сейчас идет формирование общей стратегии, меню, загружаются первоначальные элементы. Одна из задач - сделать наиболее наглядной информацию, которую не очень удобно просматривать в сторонних СЭД. К новому формату работы только начинают привыкать, не обходится без казусов и накладок. Но к этому все относятся с пониманием, никому не надо объяснять, насколько важны для всех подразделений оперативное визирование и четко составленные документы. В ходе отработки СЭД обнаруживаются новые объемы работ, например создание электронной базы объектов, которые сдаются в аренду, с указанием техпаспорта со всеми характеристиками, или инвентарные дела объектов недвижимости - по сути, составление справочника с отсканированными оригиналами.

Далее на совещании было сделано сообщение о ходе работ по выполнению приказа о вводном инструктаже в ОИЯИ. Приказ нацелен на организацию проведения вводного инструктажа с использованием специализированного программного комплекса. Преимущества такой виртуальной версии очевидны - необходимые формальности, например при устройстве на работу, можно выполнять в более комфортной среде, удаленно, на русском и английском языках. Уже есть предварительные версии всех четырех инструктажей, предоставленные соответствующими службами Института, они сформированы на отдельном сайте, там можно прочитать инструкции, проходить тесты, регистрироваться. Сейчас эти инструктажи проходят финальное согласование и в ближайшее время будут отданы на перевод для создания английской версии.

Очень важный вопрос популяризации деятельности ОИЯИ был затронут в сообщении Ю.А.Панебратцева (УНЦ и компания "ИнтерГрафика"). Уже есть первые успешные работы в этом направлении и не только для школьников и учителей физики. К сожалению, в Институте очень мало ярких и привлекательных электронных информационных материалов, которые бы отвечали современным требованиям. А именно такой формат сейчас гораздо более востребован, особенно среди молодежи. Подобные материалы могут часто обновляться, быстро пересылаться в страны и иметь очень широкую базу распространения. Например, информационный киоск ЛНФ имеет многослойную структуру с разными уровнями сложности рассказа: от простого до специализированного, вплоть до модели реактора ИБР-2М, физического принципа его работы, истории создания, параметров и возможностей. Совместно с Лабораторией ядерных реакций создается виртуальная лаборатория ядерного деления. Ведется аналогичная работа по проекту NICA. Мультимедийные продукты по трем базовым установкам, а также "визитная карточка" Института должны быть готовы к началу череды выставок, посвященных 60-летию ОИЯИ, которые будут организованы в крупнейших международных организациях и странах-участницах.

P.S. Благодарим заместителя директора ЛИТ Т.А.Стриж за помощь в подготовке материала.

Галина МЯЛКОВСКАЯ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер