| ||||||
Ученые - школе ОИЯИ - "место силы" для педагоговПосле перерыва, связанного с ковидными ограничениями, Учебно-научный центр ОИЯИ возобновил проведение научных школ для учителей физики. Нынешняя школа стала международной - в Дубну приехали педагоги из российских городов Архангельск, Брянск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Саратов, Северодвинск, Тула и других, а также учителя из Армении. На экскурсиях в лабораториях ОИЯИ педагоги узнали, какие исследования проводятся в Объединенном институте, увидели базовые установки, получили мастер-классы, познакомились с университетом "Дубна" и с самим городом. В последний день школы они поделились впечатлениями с нашим корреспондентом.О.И.Шишкина (Петропавловск-Камчатский): Об ОИЯИ я узнала после того, как у нас в городе открыли информационный центр Объединенного института. К нам в мае приезжала большая делегация, научные сотрудники из России и других стран-участниц читали лекции, я и мои ученики ходили слушать. Я там и обмолвилась: слушать лекции это одно, а посмотреть ускоритель, пощупать его руками - совсем другое, и руководитель информационного центра на Камчатке рассказал мне об этой школе. Очень волновалась, пока ждала решения о моем участии. И оказалось, что с Дальнего Востока я здесь одна, мне посчастливилось сюда попасть, все увидеть своими глазами - реактор, ускорители, ощутить атмосферу науки, это что-то сверхъестественное! Огромная благодарность всем организаторам, потому что слушать лекции и смотреть видео - это здорово, но с личными впечатлениями не сравнится. Такие школы надо организовывать чаще. Р.И.Галимова (Ишимбай): Я не знаю, побывал ли кто-то здесь до нас из Башкирии, мы с коллегой как первопроходцы. Мы в большом восторге и ни разу не пожалели, что приехали. Таких лабораторий, как здесь, в России очень мало, у нас в Башкирии вообще нет. Поездка очень информативная, полезная, мы набрали определенный багаж знаний, информации, которой нужно делиться с коллегами и детьми, повышать уровень знаний. Было бы хорошо, если бы такие школы организовывались чаще и не только вашим Институтом, а по всей России. Мы каждый вечер собираемся в гостинице с коллегами, обсуждаем проблемы российского образования, российской науки, есть нюансы, над которыми нужно работать не только учителям, но и министерствам. Ю.К.Дейч (Калининград): Это уникальное мероприятие, собраться после пандемии в очном формате очень важно, в первую очередь, для учителей. Учителя, с физической точки зрения, это проводники между большой наукой и нашими учениками. Приобщение наших учеников к знаниям, к большой науке очень важно, и переоценить здесь роль учителя сложно. Эта школа уникальна, таких мероприятий для учителей в принципе немного. Для педагогов это своеобразное место силы, где можно почерпнуть новые знания, заряд энергии для дальнейшей работы с детьми, в общем-то, с будущими учеными. Выращивание исследователя начинается со школьной скамьи. Когда читаешь биографии ученых, то часто встречается благодарность учителям, зажегшим в них интерес к науке. Этот начальный этап очень важен. О.А.Корогодова (Ишимбай): Такие мероприятия надо проводить чаще, и опять же - помогло сарафанное радио, если бы нам информацию присылало министерство образования Башкирии, то количество желающих сюда попасть сильно возросло и география расширилась. Школа очень познавательная, увлекательная, да еще и знакомишься с учителями из разных регионов, перенимаешь опыт, поэтому я очень довольна, что сюда попала. В.А.Семибратова (Иркутск): Я по совместительству работаю учителем лицея Иркутского госуниверситета, а вообще-то я преподаватель Иркутского госуниверситета. И с позиции учителя, и с позиции преподавателя эта школа несет очень большую информацию, полезна не только мне для собственного развития, но и моим коллегам, которым я передам этот опыт. Я считаю этот проект уникальным, интересным, обогащающим возможностью пообщаться с настоящими учеными, с наукой. Для меня было тем более интересно, что много рассказывалось о моем родном крае, о Байкале. Я, конечно же, знаю о нейтринном телескопе в озере, а дополнительная информация была мне полезна. Я благодарю наших организаторов, которые смогли настолько интересно подать материал, собрать все значимое для нас, и еще хочу сказать о душевности этого мероприятия, атмосфера была очень доброжелательная, - большое спасибо! Нелли Асоян (Масис, Армения): Информацию о школе распространило наше министерство образования, мы с коллегами подали заявки, и двое педагогов из троих приехали сюда. Здесь очень интересно, нам о многом очень популярно рассказали. Обо всем, что мы увидели и услышали, расскажем детям. Это неправильно, что школа отделена от науки. А увидели мы очень много, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Нам показывали интересные исследовательские программы, опыты, я обязательно это буду использовать на моих уроках. Много общались с российскими коллегами, обсуждали общие проблемы, обменивались опытом - что-то у нас есть новое, что-то у них.
- В этом году учителя не привезли с собой своих учеников, почему? - задаю вопрос члену оргкомитета школы Е.Г.Карповой. - В этом году университет "Дубна" восстановил свои очные программы для школьников, и они набрали довольно много учеников. Мы решили мягко входить в очный режим и не организовывать две параллельных программы. Начали с 20 учителей, к ним присоединилась одна учительница из Дубны, которая приехала, если не ошибаюсь, из Барнаула работать в лицее имени В.Г.Кадышевского, ранее она участвовала в нашей школе в ЦЕРН. А вообще мы рады вернуться к очному формату, он подтверждает свою эффективность. Учителя встречаются с учеными, причем, я от них слышу истории, когда участники школы в гостинице, за какими-то бытовыми делами общаются с нашими научными сотрудниками. Такой прямой контакт, открытое общение - это всегда ценно, и это именно то, о чем надо рассказывать детям, которые представляют ученых какими-то седобородыми старцами, занимающимися чем-то запредельно сложным. А они оказываются молодыми ребятами, с которыми легко общаться. В этом году мы расширили неформальную часть школы, включив в нее, по счастью, совпавшую по времени выставку научных комиксов в Универсальной библиотеке. Директор Мария Пилипенко провела нас по выставке, в библиотеке применяют короткие форматы - это 15х4, когда читаются четыре разных лекции по 15 минут, короткие лекции, короткие дискуссии. Научные комиксы основаны на том же принципе - в 5-6 картинках рассказано о направлении исследований, оказывается, это возможно, и это интересно. И в первую очередь интересно молодежи, и взрослые мало-помалу понимают, что с таким форматом можно работать. Это сложнее, чем прочитать часовую лекцию, но такие работы уже ведутся. Учителям библиотека очень понравилась, она не классическая, а вольно дышащая, позволяющая себе маленькие шалости. Все их форматы запомнить невозможно, но, к счастью, в библиотеке есть замечательная стена постеров, которые библиотека выпускает к своим мероприятиям, и учителя фотографировали постеры. Они, мне кажется, намотали это на ус и смогут применять в своих школах.
Конечно, были наши классические лекции по направлениям исследований Института, посещение лабораторий, от этого мы никуда не ушли, это наша база. Еще в программе были два блока, посвященные методической работе, рекомендациям для учителей, помогающим им выстроить урок, знакомство с учебником физики "Сферы", разработанным сотрудниками нашего подразделения, группой Ю.А.Панебратцева. Для учителей были организованы мастер-классы, они занимались на компьютерах, эти виртуальные лабораторные работы они могут провести и в своих классах. Традиционно мы знакомим учителей с нашим университетом, он им также понравился. Учителям показали лабораторию электроники и микропроцессорной техники, лабораторию прототипирования, лабораторию по испытанию композитных материалов, обо всем рассказали очень популярно. Очевидно, что университет заинтересовал учителей, они оценили уютную, домашнюю атмосферу, насколько доброжелательные люди там работают, так что наверняка в Дубне появятся новые абитуриенты.
Учителям очень понравился наш город, - подытожила свой комментарий Елена, - они с удовольствием гуляли по набережной, некоторые говорили: что ж вы нас не предупредили, что надо взять купальники? Учителя были настолько вдохновлены в первую очередь прикладными исследованиями, что нам просто иногда не хватало времени на общение. Я думаю, нам удалось еще одну задачу решить, сделать педагогов ближе друг к другу, сблизить Петропавловск-Камчатский с Калининградом, а Новый Уренгой с Саратовом. Надеемся, это принесет свои плоды, и молодежь пойдет туда, где изучается физика, инженерия, IT-специальности. Возможно, кто-то из выпускников педагогов нашей нынешней школы окажется в дубненском университете, а затем и в ОИЯИ. Мы уверены, что делаем большое и нужное дело. Ольга ТАРАНТИНА, |
|