Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 1-2 (4343-4344) от 12 января 2017:


№ 1-2 в формате pdf
 

Отчет о командировке

О "новых трендах" - на берегу Адриатики

В прошедшем юбилейном году Институт провел более восьмидесяти международных конференций, совещаний, симпозиумов. Самые значительные из них, посвященные 60-летию Института, освещались на страницах нашей газеты. Для наших читателей стала уже привычной рубрика "Отчет о командировке". Это самые свежие новости с "научных полей", комментарии и личные мнения ведущих ученых из многих научных центров мира о главном, что происходит в современной науке. Многие из этих конференций проводятся традиционно и имеют давнюю историю, носят собственные имена, известные в научном мире бренды. А вот название "New Trend in High-Energy Physics" ("Новые тенденции в физике высоких энергий") вернулось в научный календарь лишь в 2016 году, возродив к жизни серию конференций, которые проводил киевский Институт теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова. В начале октября ОИЯИ и Лаборатория ядерных проблем организовали эту конференцию на побережье Адриатики в Черногории, в Будве, где в 2015 году успешно прошла традиционная конференция по ядерной электронике и комптьютингу NEC-2015. Об этом наш сегодняшний рассказ.

Все началось в Феофании...

Профессор Ласло Енковский (Институт теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова):

- Примерно в начале 80-х мы почувствовали, что киевский Институт теорфизики в Феофании прекрасно подходит для того, чтобы собирать коллег для генерации, обсуждения новых идей, и первые конференции были всесоюзными. Они назывались адронными, то есть в центре обсуждений были эти сильно взаимодействующие частицы. Уровень конференции, состав ее участников все время росли. Желающих участвовать в ее работе становилось все больше. Приезжали экспериментаторы в основном из всех ведущих западных коллабораций. Звезды российской теоретической физики: Л.Г.Фаддеев - номер один, его коллеги А.А.Славнов, Л.Н.Липатов, Б.Л.Фейгин и другие. Это обеспечивало абсолютно безошибочное ориентирование участников в проблемах, которые составляют программу конференции. И такой сплав приносил успех. Люди знакомились, привлекали каждый раз новых участников.

Д.В.Ширков и А.Н.Тавхелидзе тоже участвовали в адронных конференциях. Эта серия конференций стала с самого начала примером плодотворного эффективного сотрудничества Дубны и Киева. Да и сам Институт теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова не случайно носит имя своего создателя. Николай Николаевич был его основателем и первым директором. Традиция сотрудничества продолжалась: и прежняя и нынешняя дирекция ОИЯИ - В.Г.Кадышевский, А.Н.Сисакян, В.А.Матвеев и ИТФ - А.Г.Ситенко и А.Г.Загородний поддерживали всячески и полностью, и мы им благодарны. И еще один человек сыграл огромную роль - это Павел Николаевич Боголюбов, который деликатно, умно, интеллигентно направлял, подправлял, помогал.

Где-то на третьей-четвертой конференции после Киева, Ужгорода, Сухуми, в начале 90-х, когда железный занавес был окончательно снят, мы перебрались в Крым. Пожалуй, с тех пор конференция становилась все более популярной, вышла на серьезный международный уровень. Появился бренд. Он оказался настолько успешным, что предыдущую конференцию, между Крымом и Черногорией, два-три года назад приняли бразильцы.

Сейчас, когда возникла Черногория как место продолжения традиционных конференций, место, которое объединяет участников в работе и отдыхе, уже кажется, что все прошлые трудности позади. И нам очень приятно, что дирекция ЛЯП ОИЯИ - основные организаторы постарались сохранить все хорошее - и традиции и организацию.

По порядку. Первым был NEC

Профессор Владимир Кореньков, директор ЛИТ ОИЯИ, сопредседатель оргкомитета NEC-2015:

Мы рады, что наш пример получил достойное продолжение, и та конференция, которую мы впервые провели в этом прекрасном месте, после подписания соглашения между директором нашего Института Виктором Матвеевым и компанией "Монтенегро Стар" дала начало последующим контактам... Вторую конференцию в этом году достойно организовали Лаборатория ядерных проблем ОИЯИ при участии Института теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова.

О научной программе мне трудно судить, но и имена докладчиков, и темы докладов, представленные на конференции, говорят о ее высоком уровне. Среди докладчиков много представителей Дубны и стран-участниц. Очень много интересных результатов и идей из очень популярной сегодня области исследований на границе между физикой частиц и астрофизикой, нейтринной физикой, физикой вне Стандартной модели, эти направления сейчас в мире очень активно обсуждаются. Ну а за нами остается некоторый должок... Мы не организовали на этой конференции секцию компьютинга, хотя изначально это предполагалось. Надеемся, что к следующей конференции специалисты в области компьютинга в физике высоких энергий обратят внимание на эту конференцию, и такая секция состоится.

Сегодня мы должны подписать соглашение о проведении следующей конференции на этих гостеприимных берегах. В апреле предполагается отметить таким образом 25-летие участия ОИЯИ в коллаборации ATLAS. Думаю, это привлечет большое внимание общественности. Ну и, конечно, следующей будет наша конференция NEC-2017, которой исполнится 55 лет. Надеюсь, что она тоже, как и нынешние "Новые тенденции..." вслед за крымскими "адронными конференциями", последует традициям предыдущих встреч в Варне. Мы уже серьезно готовимся к этой конференции и надеемся, что она тоже пройдет на хорошем уровне.

"Нейтрино, можно сказать, подарила нам сама Природа"

Доклад профессора Cамоила Биленького открыл научную программу конференции (на снимке). Вскоре после доклада Самоил Михелевич поделился своими размышлениями и о научной программе, и о том, какое место занимает изучение нейтрино в физике частиц.

- Здесь рассматривается много разных аспектов физики высоких энергий, ядерной физики высоких энергий, а я в основном интересуюсь нейтрино, и вижу много интересных докладов. К сожалению, все эти эксперименты требуют много времени, много усилий. И несомненно, что основные проблемы, которые в физике сегодня существуют, во-первых, здесь обсуждаются, во-вторых, благодаря таким усилиям, которые тратятся и будут затрачены, все эти проблемы не могут оставаться нерешенными. Я имею в виду одну из основных проблем нейтрино, проблему иерархий нейтрино, которая будет, по-видимому, решена в ближайшие пять лет...

- Какие доклады на этой конференции вам показались особенно интересными? Я обратил внимание, вы что-то писали в своем рабочем блокноте. Вели конспект или какие-то выкладки делали?

- Да нет, это было что-то свое. Но слушаю, очень интересно. Мне как-то трудно что-то выделить, но основные проблемы, которые есть в физике нейтрино, на этой конференции обсуждались. Это несомненно. И еще есть проблема так называемых стерильных нейтрино. Название это придумал Бруно Максимович, не все об этом знают. Помню, когда мы с ним начали работать, это название напоминало скорее медицинский термин, и я ему возражал. Но сейчас оно прочно утвердилось в физике, и весь вопрос в том, существуют ли эти частицы в природе. Эксперимент LSND, который проводился в Лос-Аламосе, указывал на их существование. Утверждения, что такие частицы есть, публикуются по сей день. Возникла новая коллаборация, которая называется MiniBooNE, уже в Фермилабе. Там собралось большинство людей из Лос-Аламоса, очень заинтересованных в том, чтобы подтвердить полученные в LSND результаты. Это было бы большим открытием. И наряду с этим появились еще и другие эксперименты. Новые эксперименты, включая Daya Bay, о результатах которых очень хорошо рассказал Дима Наумов, не видят стерильных нейтрино и довольно сильно закрывают то, что было раньше. Есть еще один эксперимент, в котором не участвует Дубна, это IceCubе, он тоже не видит... Я бы сказал так. Все главные темы, которые сейчас изучаются в нейтринной физике, здесь обсуждаются. Если даже человек интересуется только нейтрино, для него эта конференция была очень полезна.

Вот что, Евгений. Поскольку вы здесь представляете газету, хотел бы вам сказать. У нас раз в два года проходит школа имени Бруно Понтекорво, посвященная только нейтрино. И как-то я просил Сашу Ольшевского больше внимания уделять ее популяризации. Вот в 2017 году в августе будет школа в Праге, это обязательно надо сделать.

- Конечно, Самоил Михелевич! Спасибо за подсказку, обязательно обратим внимание.

- Эту школу организует Дубна, и идеи идут из Дубны. Это действительно наше достижение. Ведь благодаря и этой школе у нас в последние годы появилось много молодых физиков, которые активно участвуют в нейтринной программе ОИЯИ. А результаты, получаемые в нейтринных экспериментах, в исследованиях осцилляций нейтрино, скорее всего ведут к открытиям в новой физике. Я думаю, что такого рода открытия можно сделать только с нейтрино. И это может быть только нейтрино Майораны. И это говорит о том, что есть очень и очень тяжелые майорановские частицы, которые обеспечивают малую массу нейтрино. К сожалению, прямым путем этого не увидишь.

Нейтрино, можно сказать, подарила нам Природа. И нам очень повезло. Потому что осцилляции говорят о том, что разности квадратов масс очень малы. И нужно ставить эксперименты, в которых расстояние от источника до детектора измеряется тысячами километров. Но этого мало. Вот если бы углы смешивания оказались маленькими, мы бы ничего не увидели. Повезло: Природа подарила большие углы смешивания. В самом начале этих исследований многие думали, что в нейтрино все будет, как в кварках, где все примерно то же самое, но там углы смешивания оказались маленькими. Мы с Бруно Максимовичем никогда так не думали и писали, что это не так. Слава богу, повезло, что это действительно не так. Повезло, что увидели. Но настоящей теории, которая что-то сможет предсказать, у нас нет. Сейчас нужно, чтобы опять повезло. Эффекты в тех исследованиях, которые сейчас обсуждаются, заведомо малы. В случае с дираковскими или майорановскими нейтрино это могут быть не проценты, а гораздо меньше. И наступает решающий момент. Если не повезет, то… как быть? Если повезет, все так и будет.

- Я думаю, мало кто из ныне живущих поймет, что же произойдет или в первом, или во втором случае. Понятно, что наука не остановится, но...

- Я думаю, что наука не остановится. Но нейтринный эксперимент, который делают в Фермилабе, и о нем я рассказывал в своем докладе, это DUNE, по стоимости равен годовому бюджету ЦЕРН. Это миллиард долларов. Если на эксперименты надо будет тратить миллиарды, то боюсь, что остановится. Вы же знаете, как закрыли SSC в Америке. Сенат закрыл. Что такое Хиггс-бозон для нашей экономики, спросили сенаторы. И не услышали убедительного ответа...

Евгений МОЛЧАНОВ, Будва - Дубна, фото автора

P.S. Пользуясь тем, что начало этой публикации совпало с рождественской неделей, автор выражает искреннюю благодарность всем, кто помог осуществлению этой поездки, и сердечно поздравляет с Рождеством и Новым годом всех ученых, специалистов, увлеченных магией науки, смело и талантливо отвечающих на ее вызовы! Удач и ярких свершений в новом году!

(Продолжение следует).
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер