Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 51-52 (4393-4394) от 25 декабря 2017:


№ 51-52 в формате pdf
 

В объективе - небо

Мои секреты фотографии

Впервые о фотографии всерьез я задумался июльским днем 2013 года. До этого момента я в основном интересовался любительской видеосъемкой и монтажом, с помощью которых можно рассказать историю. Раскрыть же ее через фотосъемку мне казалось более сложной задачей. Раньше я смотрел на фотографии очень многих хороших фотографов и чувствовал, что их работы были не просто потрясающи, но и за гранью моих способностей (и до сих пор так думаю!).

Фотография, которую вы сняли, - это образ,
который вы хотите создать в реальности.

Скотт Лоренцо

Однако тот день все изменил, я стал думать по-другому. Я сидел на берегу Волги с моей бывшей женой. Над нами было ясное и голубое небо с редкими низкими белыми облаками, парящими над горизонтом. Внезапно моя экс-супруга сказала: "Небо в Дубне особенное. Оно намного синее, по сравнению со всеми другими странами, где мы были. И здесь очень красивые закаты. Каждый день разные". Я поднял глаза и обратил внимание на небо Дубны. Она была абсолютно права. Я сразу же сделал фотографию на телефон, и то, как она получилась, произвело на меня такое сильное впечатление, что я решил снимать закаты почти каждый день.

И, как всегда происходит в процессе самообучения, мои ранние фотографии получались дилетантскими, с лишними элементами. Однако я не сдавался. Я понял, что в Дубне много живописных мест, и это дает возможность изучать искусство фотографии и экспериментировать с различными методами. Поскольку меня больше всего интересуют пейзажи, то очень важно уделять внимание сопутствующим факторам, например погоде, движению солнца и звезд, переднему и заднему фонам. Как пишет Питер Адамс, "выдающаяся фотография - это глубина ощущения, а не глубина поля". Обсуждение и чтение статей, написанных другими фотографами, чрезвычайно полезно для развития понимания и интуиции. Один из моих коллег в ЛТФ, Ричард Реметски из Словакии, очень хороший и опытный фотограф, дал мне много ценных советов по фотографии. В некотором смысле, он был моим единственным учителем.

Место съемки: Московское море. Это одна из моих первых работ с использованием брекетинга экспозиции. Мне хотелось, чтобы снежный покров был хорошо освещен, сохраняя при этом цвета неба и заката. Я сделал 10 фотографий с разным временем экспозиции. В то время как фотографии с длинной экспозицией естественно отображали снег, фотографии с короткой экспозицией сохраняли цвета заката. Затем, в ходе постобработки, я объединил эти фотографии в одну, чем-то похожую на High Dynamic Range (HDR), но с возможностью контроля, по сравнению с предустановленной функцией HDR в фотоаппаратах.

За последние два года я приобрел большой опыт, фотографируя различные места Дубны в разных погодных условиях и в разное время суток. Из-за многообразия природных пейзажей и климатических условий в Дубне делать красивые фотографии можно непрерывно. В конце концов, как говорит Мэтт Харди, "красоту можно увидеть во всех вещах, видеть и передавать красоту - это то, что отличает снимок от фотографии".

Место съемки: новый яхт-клуб на Ленинградской. Здесь использовалась подобная техника, что и для предыдущей фотографии. Единственное отличие состоит в том, что вместо десяти я делал пять фотографий различной экспозиции. С интервалом в 2 минуты я сделал 15 наборов по 5 таких фотографий. Наконец, собрал 15 HDR фотографий в одну, чтобы учесть различные цвета заката в небе и воде, а также движение облаков.

Мой опыт подсказывает мне, что пейзажная фотография требует большого терпения, потому что нельзя научить природу действовать в соответствии с твоими желаниями. Необходимо потратить много времени и усилий на изучение интересного места. Для того чтобы сделать хорошую фотографию заката, нужно приходить на место как минимум за 30-45 минут. Иногда я приходил в одно и то же место по несколько дней подряд только для того, чтобы сфотографировать пейзаж так, как я себе его представлял. Однако всегда нужно настраивать себя на то, что сцена никогда не повторится. Пейзаж и астрофотография требуют готовности выдерживать суровые и недружелюбные погодные условия, оставаться в одиночестве под покровом ночи и терпеть прочие неудобства.

Место съемки: набережная Волги напротив экономической зоны. На протяжении двух часов я делал фотографии одну за другой, после чего в программе GIMP собрал их в одну, чтобы получить звездные пути. Здесь есть дополнительный элемент - северное сияние. Из-за обильного уличного света в этом месте города я установил диафрагму на 3.5 и увеличил экспозицию до 55 секунд. В общем собрал вместе 30 фотографий.

Обычно я снимаю фотографию в RAW-формате, который в основном представляет собой цифровую версию фотопленки, и всегда использую штатив. Я обрабатываю фотографии с помощью программы Photivo, которая позволяет, в определенной степени, корректировать некоторые параметры, такие как яркость, экспозиция, баланс белого, подавление шума и прочее. Это особенно полезно при ночной съемке, поскольку маленький дисплей камеры недостаточен для просмотра деталей, а фотография в темноте обычно выглядит ярче, чем на самом деле. Для дальнейшей постобработки я использую программу GIMP. Обычно опускаю значение светочувствительности ISO до самого низкого уровня, чтобы избежать шума, и настраиваю размер диафрагмы и время экспозиции/выдержки. Во время съемки использую программу CHDK для камер Canon, позволяющую значительно увеличить функциональность фотоаппарата. Поскольку меня интересует не только ландшафт, но и цветовая композиция, использую режим брекетинга экспозиции. При съемке астрофотографии применяю особенности долгого экспонирования CHDK, при съемке в темное время совмещаю длительную экспозицию с брекетингом, при съемке молнии включаю функцию обнаружения движения в сочетании с длительной экспозицией. На самом деле CHDK помогла мне понять многие базовые принципы работы камеры.

Место съемки: новый яхт-клуб на Ленинградской. Еще одно использование брекетинга экспозиции ранним утром. Поскольку солнце поднимается, то для съемки неба требуется небольшое время экспонирования, но из-за тумана и отражения деревьев в воде необходимо больше света. Я сделал 10 наборов по 10 фотографий с различными значениями экспозиции. В финальной фотографии можно увидеть, как образуется и движется туман над водой.

Я предпочитаю не давать названия своим фотографиям. Как говорил Ансель Адамс: "Когда слова станут неясными, я сосредоточусь на фотографиях. Когда изображения станут неадекватными, я буду удовлетворен безмолвием". Однако решил прокомментировать, как были сделаны представленные в этом номере фотографии.

Место съемки: волжский пляж. Один из примеров моей обычной фотографии, сделанной в ночное время. Тут я использовал длительное экспонирование в сочетании с брекетингом из трех разных экспозиций: 5, 10 и 15 секунд. На заднем фоне реки можно увидеть различные цвета городских огней, отражающихся от низколетящих облаков.

Я фотографирую на обычную компактную камеру Canon S95. Хотя камера и не считается профессиональной, она была мне хорошим компаньоном за все это время. С помощью программы CHDK я смог выйти за рамки обычных возможностей этой камеры. Несмотря на множество аппаратных ограничений по сравнению с цифровыми зеркальными фотоаппаратами DSLR, в конце концов любая камера это прибор, в котором используются физика и технология захвата света. Именно тот, кто управляет камерой, является самым важным. Если когда-нибудь я буду удовлетворен своими фотографиями, я перейду на более продвинутую камеру, скорее всего, беззеркальную DSLR.

Мридупаван ДЕКА, сотрудник ЛТФ (Индия),
перевод Александра ВЕРХЕЕВА

"Для меня фотография - это искусство наблюдения. Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте ... Я нашел, что это имеет мало общего с тем, что вы видите, и все - как вы видите".

Эллиот Эрвитт

P.S. (Снимок на первой странице номера) Место съемки: административное здание ОИЯИ. Это одна из моих первых попыток запечатлеть снегопад в ночное время. Фактически это наложение двух типов фотографий. Фотографирование со вспышкой и скоростью затвора в 1/100 секунды позволило "захватить" или "заморозить" снегопад. Однако вспышка делает фон темнее. Чтобы сделать его ярче и передать все возможные цвета предметов, я сделал еще 3 фотографии без вспышки и с разной длительностью экспозиции.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер