Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 50-51 (4496-4497) от 26 декабря 2019:


№ 50-51 в формате pdf
 

Интервью на финише года

Заполнить мозаикой серые холсты пустых стен

Мы уже свыклись с новым обликом бассейна "Архимед", постепенно забываются мозаичные профили Посейдона (или Нептуна - все зависит от того, римской или греческой мифологии придерживаться), гордо взиравшего с торцевых стен. Оба мозаичных панно были сняты из-за того, что мозаика разрушалась и осыпалась, а металлические конструкции проржавели. Панно со стены, выходящей на улицу Строителей, сохранилось лучше. Было принято решение его отреставрировать и восстановить на прежнем месте. Реставрацией занимался дубненский художник и мозаичист (именно так называется художник, занимающийся исполнением мозаичных произведений) Михаил Поляков, который рассказал, в каком состоянии оказалась мозаика и что было сделано.

- В этих мозаиках была изначально реализована уникальная задумка: за витражом сделаны фокусирующие светосборники из кусочков зеркала, отражающие обратный свет - классная идея! Но за десятилетия амальгаму в зеркалах "съел" раствор, и сама задумка с подсветкой уже давно не работала, ну и часть мозаики не сохранилась. Мы поставили новые зеркала, а с новым клеем все будет долго работать, отражаться, бликовать. Мозаика предстанет в своей первоначальной задумке. Для восстановления утраченных кусков мы используем эрклёз - специальное толстое стекло толщиной 2-2,5 см. Оно выплавляется слоями при огромных температурах, потом остывает несколько недель, чтобы не треснуло. Его очень сложно сделать где-то помимо стекольного завода, а многие из них закрылись. Мы изготавливали недостающие фрагменты в мастерской в Москве. А с зеркальной подсветкой у эрклёза появится двойной эффект, насыщенный цвет.

- А цвета будут такими же, как на первоначальной мозаике? Ее фотография сохранилась?

- Фотография мозаики есть, форма и цвет восстановленных фрагментов будут соответствовать оригиналу. Мы используем современный клей, он прочный, я сейчас могу попрыгать на мозаике - ничего не отвалится. А когда первый раз ее реставрировали, наверное, в 70-х, куски клали просто на мастику, автомобильную шпатлевку. Она уже еле держалась, мы буквально мизинцем отковыривали кусочки.

Сейчас мы еще установили дополнительные металлические прослойки, Иван Ведмидь занимался сваркой и монтажом, так что общая конструкция стала еще прочнее. Хотя она сконструирована с некоторыми допусками на расширение металла от нагревания летом или охлаждения зимой, продувается ветром, - прямо авиационные технологии. Уж не приложили ли к ней руку наши левобережные авиастроители?.. Надеемся зимой смонтировать на место, не получится из-за погоды - весной.

- Вы мозаичист по образованию?

У меня два высших образования, по первому я художник, позже закончил кафедру монументальной живописи Московской художественно-промышленной академии имени Строганова, так что со всеми технологиями знаком. Получился очень интересный опыт. Всю жизнь мимо бассейна ходил и даже не думал, что буду эту мозаику восстанавливать!

Сейчас у меня студия в Дубне - "Школа мозаики", мы с учениками создаем парк мозаики на улице Мичурина. Пока все делаю на свои деньги и пожертвования горожан, надеюсь на поддержку меценатов. Было бы очень интересно! Я много путешествовал, видел много мозаичных работ в Европе, даже целые деревни, в Питере есть мозаичный дворик - в него как в сказку попадаешь: мозаика всюду - и на стенах, и под ногами.

Мозаика бывает разная: настенная, витраж, напольная. Мы в нашей школе практикуемся в напольной, римской мозаике. На набережной мы выложили мозаику вокруг питьевого фонтанчика, по ней спокойно можно ходить. Вообще, это одна из немногих техник, которая пригодна для наших условий, когда температурные скачки случаются несколько раз за зиму. Это не в Италии - акварелью стену расписал, и будет держаться веками. Нам остается только мозаика и такая редкая техника, как сграффито, когда слои штукатурки разного цвета наносятся один на другой, а потом процарапываются на разную глубину. В этой технике выполнен торец дома по улице Инженерной, где раньше размещался магазин "Дубна", и штукатурка держится до сих пор.

В советские времена регулярно выделялись средства на монументальное искусство - при строительстве любого нежилого здания 3 процента от стоимости строительства. Тогда смотрели в будущее. А если думать только в пределах двух ближайших лет - конечно, ничего не нужно, кроме рекламы. И тогда работали стекольные заводы. Вот в Брянске закрыли стекольный завод, а мы могли бы стекло для витража заказать на заводе, и получилось бы гораздо дешевле.

- В вашей школе занимаются и маленькие дети?

- Мозаика для детей - очень интересное занятие. Маленькие приходят с мамами, даже видно: его привели, он не очень-то хотел, а под конец занятия - за уши не оттащишь. Мозаика - это не просто положить в раствор камешек, сначала надо подготовить камни, наколоть, нарезать, подготовить поверхность. Мозаику выложил и еще ее надо зачистить, смонтировать, нужно, чтобы она правильно высохла. Сама выкладка мозаики составляет, наверное, только пятую часть всего времени. Поэтому желательно, чтобы дети до 10 лет занимались с родителями, обычно приходят мамы. К тому же, совместное творчество полезно.

- Это работами ваших ребят украшена арка между эллингом и Домом физкультуры?

- Да, это мы в прошлом году сделали, композиция называется "Планета Дубна". Там 136 авторов, каждый по плиточке расписал. Кстати, интересная техника. Я похожую технику увидел в Америке, решил попробовать у нас, выдержит ли в нашем климате - все прекрасно держится! Самая дешевая плитка, мягкий лак, специальная краска по керамике - и все держится, и получается дешевле, чем расписывать красками, если, конечно, они не из баллончиков, а силикатные или другие краски для улицы.

Я все думаю, что когда-то в будущем получится треугольники на набережной мозаикой украсить. Мне кажется, ее проектировали с расчетом будущего оформления мозаикой или росписью, но что-то тогда не сложилось. Сама треугольная форма, разные углы обзора - с воды, с самих лестниц, издали с набережной, - получается довольно сложная композиция, которая должна быть и единым целым, и играть по частям. Это вполне реальный проект, и дело тут даже не в финансировании, а чтобы попасть в соответствующую программу. У нас в мозаичной мастерской уже сложилась целая команда, некоторые ученики вполне профессиональные римские мозаики делают.

- И в реставрационных работах вам ученики помогали?

- Да, кроме Вани - Наталья Янович и Алина Романова, ведь стекла крепятся не основной плоскостью, а только по бокам, "висят", и чтобы их приклеить, мы устанавливали специальные металлические поддержки, которые потом извлекали, а оставшиеся от них отверстия заклеивали. Все покрывалось желтой мастикой, как в оригинале, ее зачищали, чтобы убрать яркость, но издали получится цвет золота. Мы используем специальную мастику, которая на 20 процентов состоит из пластмассы, а остальное - цемент, в результате получается пластичный бетон, который гнется и деформируется вместе с мозаикой при нагревании и охлаждении. Ему не страшен мороз, его используют в бассейнах. У меня, кстати, уже есть проект оформления мозаикой трех чаш бывших фонтанов перед самим бассейном. Если еще сделать интересное освещение, то получится световой фонтан. В Дубне осталось много форм в стиле модерн, которые хочется и можно было бы оформить мозаикой, а так они - как пустой холст.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер