Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 8 (4248) от 20 февраля 2015:


№ 8 в формате pdf
 

Их имена - в истории науки

О роли личности в физике

В понедельник в ЛТФ ОИЯИ начала работу XIX Международная научная конференция молодых ученых и специалистов, посвященная 100-летию выдающегося советского ученого, члена-корреспондента АН СССР Ф.Л.Шапиро.

- Цель нашей конференции - познакомить студентов, аспирантов, молодых ученых из стран-участниц с нашим Институтом, - рассказывает сопредседатель оргкомитета конференции О.А.Коваль. - Мы хотим, чтобы гости пообщались с молодыми учеными ОИЯИ, которые ведут здесь исследования на мировом уровне, чтобы они приехали сюда работать. В программе конференции - лекции, посвященные передовым исследованиям, проводимым Лабораторией нейтронной физики, а в 14 секциях участники конференции выступят со своими докладами по всем направлениям исследований ОИЯИ. Вечером мы предлагаем участникам обширную культурную и спортивную программу по 11 спортивным направлениям, запланирован джазовый концерт, а на закрытии конференции - файер-шоу. В конференции участвуют 313 молодых ученых и специалистов, приехавших из многих стран - Бразилии, Мексики, ЮАР, США, государств Европы. Большое спасибо полномочным представителям восьми стран-участниц ОИЯИ, выделившим гранты для молодых людей из этих стран. Мы выражаем огромную благодарность дирекции ОИЯИ за поддержку, всем полномочным представителям, которые откликнулись на нашу просьбу. Большую работу провели землячества стран, представители которых участвуют в конференции, им также большая благодарность. Спасибо всем подразделениям Института, которые одновременно с подготовкой проведения Ученого совета участвовали в обеспечении нашей конференции.

Традиционно во время нашей конференции проходит конкурс работ молодежи на премию ОИЯИ, но в этом году в нем смогут принять участие все желающие, а не только сотрудники Института. В последний день работы конференции мы проведем выставку "От школьной скамьи до инновации", в которой будут участвовать предприятие "Дедал", "Школа робототехники", учащиеся школы № 9 с собственноручно изготовленными установками. Будут представлены и некоторые детекторы, созданные в ОИЯИ, чтобы продемонстрировать всю цепочку, которую наука проходит в Дубне, - от школьной скамьи до готовых технологий.

В первый день конференции с ознакомительной лекцией об ОИЯИ и ЛНФ выступил директор лаборатории В.Н.Швецов. C биографией Ф.Л.Шапиро участников конференции познакомил А.В.Стрелков (ЛНФ), историю и современность совместил в своем выступлении "Нейтронные исследования в современной науке" директор Петербургского института ядерной физики НИЦ "Курчатовский институт"В.Л.Аксенов.

- Федор Львович с 1959 года и до своей кончины в 1973-м работал заместителем директора ЛНФ, - рассказал журналистам А.В.Стрелков. - Его нет с нами уже больше 40 лет, но его личность, способности ученого, ясность мысли и доброжелательное отношение к человеку остались в памяти всех, кто его знал. Очень обидно, что наша любовь и уважение к нему как-то не передается тем, кто знает о Федоре Львовиче только из наших рассказов. Надеюсь, посвящение этой конференции Федору Львовичу будет в какой-то степени способствовать распространению знания о нем.

Чем больше проходит времени с его смерти, тем больше мы убеждаемся, что это была уникальная личность, подобные ему люди больше не появляются. Он был удивительным руководителем, не похожим на других. Его пригласил в лабораторию Илья Михайлович Франк в 1957 году. Илья Михайлович создал в ЛНФ какую-то особо доброжелательную атмосферу, в которой творил и создавал все результаты Федор Львович Шапиро. Запускался первый ИБР - он определил всю тематику исследований на нем. Он первым в СССР обратил внимание на, казалось бы, не относящийся к нейтронам эффект резонансного рассеяния гамма-квантов, открытый Р.Мёссбауэром. Он создал классическую теорию этого эффекта, пригласил сюда Мёссбауэра. Мне пришлось с ним общаться, и этот ученый был удивлен тем, как глубоко Федор Львович понимает его эффект, глубже, чем он сам представлял. Удивительно было услышать такое из уст Мёссбауэра. Федор Львович готовил эксперимент с применением эффекта Мёссбауэра, в котором фотон теряет или приобретает энергию в поле Земли. Как шутил Федор Львович, мы повторим опыт Галилея, бросавшего с Пизанской башни камни, но будем бросать фотоны. И в первых же экспериментах на ядре цинка-67 мы добились удивительной точности, остающейся рекордной до сих пор, - 10-16.

Несмотря на то что Федор Львович был по образованию физиком-ядерщиком, он понял, что ИБР применим и для исследований в области физики твердого тела. Начали развиваться те исследования, которые сегодня стали "коньком" ЛНФ. Он модернизировал первый реактор, существенно сократил его вспышку, предложив для этого использовать ускоритель. Удалось сократить ее более чем на порядок, использовав сначала микротрон, а затем линейный ускоритель. Реактор был слабенький, трехкиловаттный, и Федор Львович понял, что нужно строить более мощный, и вместе с нашим теоретиком Евгением Павловичем Шабалиным участвовал в разработке задела для проекта ИБР-2. Весь проект ИБР-2 шел под его покровительством и, несмотря на то что запущен реактор был после смерти Федора Львовича, это и его детище.

Ну и конечно ультрахолодные нейтроны. Ведь никто не думал, что эти нейтроны с экзотическими свойствами когда-нибудь будут использованы в эксперименте. Об их удивительных свойствах уже были написаны книги, учебники - они, как горох в консервной банке, могут храниться в сосудах, но это казалось бесполезной игрушкой. Однако именно Федор Львович этот эффект использовал для эксперимента по проверке нарушения временной четности - фундаментальнейшего закона нашего мироздания. Он предложил проверить, имеют ли ультрахолодные нейтроны, которые можно наблюдать достаточно долго, электрический дипольный момент. Первый такой эксперимент был реализован уже после смерти Федора Львовича. С того времени эти работы развернулись по всему Советскому Союзу: Димитровград, Алма-Ата, Гатчина, Москва, - распространились в западные страны, сейчас они интенсивно разрабатываются в Гренобле, но пока электрический дипольный момент не обнаружен.

Федор Львович как руководитель и человек поражал ясностью и точностью высказываний, постоянным вниманием ко всем и всему. Как ни парадоксально, мы его боялись. Все знали, что утром, придя в половине десятого на работу, он первым делом обойдет все комнаты, задавая один и тот же вопрос: "Ну как?". - Вопрос означал продолжение вчерашнего разговора с ним, ожидание от нас новых результатов, новых измерений, новых идей, и боялись мы только разочаровать и тем самым обидеть его. Он потрясающе глубоко понимал физику. Любой семинар в лаборатории обычно состоял из двух частей: вначале докладчик что-то долго рассказывал, иногда путаясь, иногда нет, но все ждали, когда он закончит и выйдет Федор Львович, чтобы за две-три минуты изложить суть проблемы. А человек он был удивительного такта, всегда расспрашивал о семье, о детях, но главным для него оставалась наука.

- Объединение молодых ученых и специалистов ОИЯИ делает очень хорошее, полезное дело, проводя такие конференции, - отметил в своем комментарии В.Л.Аксенов (ПИЯФ НИЦ "Курчатовский институт"). - Нынешняя отличается тем, что она посвящена 100-летию Федора Львовича Шапиро - без всяких преувеличений выдающегося советского и российского физика, основавшего вместе с Ильей Михайловичем Франком Лабораторию нейтронной физики. И этот коллектив до сих пор следует многим его идеям. Основная тема конференции связана с нейтронами - и это правильно, потому что Федор Львович был "нейтронным" человеком не в узком смысле этого слова, его интересовал нейтрон как способ изучения природы. Он был известен как широко образованный, эрудированный физик. Дружил с Бруно Максимовичем Понтекорво, они были близки именно в пространстве понимания широты физических явлений.

- Насколько велика сегодня потребность в молодых кадрах в наших научных центрах?

- Потребность в научной молодежи есть всегда, но особенно острой она оказалась в последнее время - имею в виду прежде всего инженерные кадры. И в этом отношении ОМУС просто молодцы в том, что собирают здесь своих молодых коллег из других центров. Это дает им возможность познакомиться и с людьми, которые работают в Институте, и с установками, а нам - надежду, что кто-то из них придет к нам работать.

- Ваш доклад называется "Нейтронные исследования в современной науке"...

- Мой доклад посвящен Федору Львовичу Шапиро и носит некий исторический оттенок: я счел, что сегодня будет уместным вспомнить, как происходило открытие нейтрона, какие физики в этом участвовали, то есть как складывался исторический процесс и какую роль в нем сыграл Федор Львович, как нейтронная физика развивается сегодня и какие у нее перспективы.

А завершая ответы на вопросы после своей лекции, Виктор Лазаревич заметил, что "самое главное - "серое вещество" и... личности. Когда появляются такие личности, как Ферми, Понтекорво, Шапиро, тогда и начинается физика".

Ольга Тарантина,
фото Елены Пузыниной
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер