Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 16-17 (4513-4514) от 21 мая 2020:


№ 16-17 в формате pdf
 

COVID-19: хроника, комментарии

Удаленка - время новых возможностей

С просьбой рассказать, как живется и работается на удаленке, мы обратились в Объединение молодых ученых и специалистов ОИЯИ. Как и следовало ожидать, творческие люди с творческим подходом не растерялись в неожиданно сложившихся условиях. Кто-то использует экономию времени как бонус, другие накапливают потенциал для дальнейших свершений. Скучают по живому общению, решают бытовые проблемы. Но, как и свойственно молодости, бодры, позитивны, любознательны.

Инна Колесникова, младший научный сотрудник, ЛРБ:

Работаю в секторе радиационной физиологии. Наша группа занимается изучением влияния ионизирующего излучения и других поражающих факторов на организм и, в частности, на центральную нервную систему млекопитающих. Эксперименты проводим на грызунах: крысах, мышах. Моя деятельность направлена на исследование ЦНС мелких лабораторных животных после облучения. Процесс включает забор биологического материала, его фиксацию и проводку, приготовление гистологических препаратов нервной ткани, их окрашивание, качественный и количественный морфологический анализ микропрепаратов, статистическую обработку данных.

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой наша группа частично работает удаленно. Однако, например, зоотехнолог продолжает работать в штатном режиме, ведь в нашем виварии живут лабораторные животные, которым нужен постоянный профессиональный уход. По понятным причинам, никаких экспериментов мы сейчас не проводим. Используем время для обработки ранее полученных данных, изучения статей и профессиональной литературы, написания тезисов и диссертаций и т.д.

Дистанционный режим работы хотя и не позволяет выполнять в полном объеме всю исследовательскую деятельность, но может быть продуктивен и полезен. Так, на своем примере расскажу, как проходит моя работа удаленно. С апреля все активно перешли на онлайн встречи, конференции, лекции и пр. Пользуясь этой возможностью, я участвую в цикле вебинаров по основам гистологического анализа. Мне как начинающему патогистологу интересно и полезно повторить освоенное и углубиться в детали процесса, которые потом будут полезны на практике. И, конечно, эти знания помогут найти слабые стороны рабочего протокола и оптимизировать методику для получения лучших результатов фиксации материала. Поскольку сейчас невозможно проведение массовых мероприятий, подобные онлайн встречи на вебинарах позволяют найти специалистов в области своих профессиональных интересов и получить консультацию. Также повышаю свои компетенции, посещая лекции по патанатомии ведущих вузов страны.

Поскольку я специализируюсь на исследовании воздействия ионизирующего излучения на ЦНС млекопитающих, а находясь вне лаборатории работать с биологическим материалом не могу, выход был следующим: окрашенные гистологические препараты головного мозга были сфотографированы с помощью специальной камеры для светового микроскопа. Поэтому непосредственно морфологический анализ нервной ткани экспериментальных животных и дальнейшую статистическую обработку данных я могу проводить дома на своем компьютере. Моя цель - освоить описательную гистологию микропрепаратов, поскольку всегда важно и интересно знать, что стоит за цифрами.

Наш век - век информационных технологий. И многие открытия сейчас делаются на стыке наук или, как минимум, помогают автоматизировать некоторые процессы. В этом году мы начали совместный проект с группой О.И.Стрельцовой (ЛИТ). Коллеги из ЛИТ разрабатывают информационную систему, которая решит проблемы хранения и доступности экспериментальных данных. На базе методов машинного и глубокого обучения и нейросетевых подходов позволит автоматизировать один из рутинных этапов патоморфологического исследования. С первыми результатами совместной работы в апреле на 27-й ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов Университета "Дубна" выступили трое наших коллег из ЛИТ (два магистра и аспирант), два из которых были номинированы победителями секции. Мои коллеги и я курировали биологическую составляющую докладов ребят. Выполняя свою непосредственную работу: морфологический анализ нервной ткани по полученным снимкам, - делаю разметку данных таким образом, чтобы коллеги из ЛИТ могли обучить искусственную нейронную сеть распознавать клетки головного мозга.

Как аспирант кафедры биофизики Университета "Дубна" принимаю также активное участие в деятельности университета, помогаю в организации и проведении мероприятий. Несмотря на карантинный режим, мы смогли провести вышеупомянутую конференцию в апреле и дни открытых дверей в мае онлайн.

Конечно, спустя почти два месяца изоляции не хватает привычной рабочей обстановки и нашего дружного коллектива. Отмечу, что работа не стоит на месте. С коллегами мы 24/7 на связи всегда, и сейчас ничего не изменилось. Нашлось время на те долгосрочные задачки, до которых руки не доходили. В режиме дистанционной работы успеваешь обработать больше информации.

В целом дистанционный режим работы мне нравится. Ты самостоятельно выстраиваешь график наилучшим для себя образом и при этом остаешься продуктивным. Время, которое раньше уходило на передвижения, например, теперь направлено на спортивный марафон, чтение накопившихся книг по интересам, написание диссертации и пр.

Однако не терпится вернуться в лабораторию и применить новые знания на практике! Не болейте, берегите себя и близких.

Алексей Четвериков, инженер сектора №5 методических исследований, ЛЯП:

На своем рабочем месте я в основном выполнял техническую работу: монтаж и изготовление электронных плат. Теперь, в условиях карантина, под руководством более опытных коллег осваиваю моделирование и проектирование электронных схем.

Каждый рабочий день мы с коллегами связываемся по Zoom и обсуждаем текущие вопросы. Одной из задач нашего сектора являются работы в рамках строящегося нейтринного эксперимента JUNO (Китай). Мы занимаемся массовыми тестами фотоумножителей (ФЭУ) и имеем две непрерывно работающие сканирующие станции в Китае, требующие постоянного присутствия наших специалистов. По понятным причинам сейчас это осуществить невозможно, поэтому нам пришлось наладить удаленное управление станциями при помощи китайских коллег. Сейчас этими работами занимается мой коллега Владислав Шаров. Еженедельно мы с китайскими коллегами проводим онлайн митинги, обсуждаем текущий статус работ.

На самоизоляции уже успел соскучиться по живому общению с коллегами. Всем здоровья!

Александр Мудрох, младший научный сотрудник, ЛФВЭ:

Мое участие в проекте NICA началось с 2015 года и состоит в разработке программного обеспечения для проведения физического анализа в эксперименте MPD. Основная задача, над которой я сейчас работаю, заключается в том, чтобы оценить эффективность детектора по измерению пособытийных флуктуаций сохраняющихся зарядов (например, странности или барионного заряда), а также по поиску критической точки на фазовой диаграмме КХД.

Большая часть моей работы, если не вся, состоит в том, чтобы писать программный код для обработки и анализа реконструированных в детекторе данных. При этом необходимо отслеживать правильность работы макросов, сверяя полученные распределения с их истинными аналогами из Монте Карло и сравнивая с результатами, полученными в других экспериментах (STAR, ALICE и др.). Убедившись, что спектры корректны, я анализирую специфику их измерения на детекторе MPD, то есть выбираю оптимальные критерии отбора треков, ограничиваю используемую геометрическую область подсистем для более эффективного анализа данных и т.п.

Приятная особенность такой работы состоит в том, что ее можно выполнять из любой точки мира, лишь бы был компьютер и выход в Интернет. Подключение к сети необходимо для того, чтобы иметь доступ к ранее написанным макросам и массиву данных. Все, что нужно сделать, это подключиться удаленно к рабочему компьютеру и кластерам ОИЯИ через протокол ssh, при этом удаленная работа перестает отличаться от работы в офисе.

Однако я обнаружил как минимум один существенный недостаток: пока мы с коллегами находимся на самоизоляции, у нас нет возможности оперативно обсуждать полученные результаты. То есть теперь вместо спонтанного мозгового штурма, как это иногда бывает, когда физики собираются у монитора своего коллеги и обсуждают только что полученное распределение, приходится переписываться по электронной почте, показывая только лучшие результаты - сухая выжимка по сравнению с тем, что мы демонстрировали друг другу ранее. При этом теряются промежуточные обсуждения, и только на карантине стало ясно, как сильно они помогают двигаться вперед.

Поскольку дискуссии в нашей работе необходимы не меньше, чем чашка кофе перед работой, снижение их количества и качества сказывается на результатах. В основном мы с коллегами держим связь по электронной почте, но она не обязывает собеседника отвечать быстро. Время от времени возникают ситуации, когда быстрая связь все же необходима, и в этом случае мы чатимся в Telegram или Facebook. Конечно, проще всего созвониться, но когда не знаешь распорядок дня собеседника, его режим сна и бодрствования - а на карантине это особенно актуально - предпочитаешь звонить только по взаимной договоренности.

К слову, некоторые коллеги, как, впрочем, и я, обнаружили, что за неимением внешних стимулов не могут соблюдать режим. Удивительное открытие, хоть я и полагал, что ночные посиделки перед компьютером - удел студентов. Но все дело в строгом подчинении графику работы. Пока мы были привязаны к офису, перепутать день и ночь было невозможно, но как только присутствие стало необязательным, не осталось ни одной причины мучить себя и просыпаться рано. В результате, уже на первой неделе карантина я обнаружил, что ложусь спать на рассвете, а просыпаюсь глубоким вечером. Такой порядок вещей не смог не сказаться на продуктивности, и мне пришлось совершить "полный круг", чтобы вернуться в исходную точку.

При всех недостатках ситуации, в которую мы попали, я нисколько не жалею, что провел уже почти два месяца на самоизоляции. Опыт оказался очень интересным. Карантин помог убедиться, что здоровые человеческие отношения - это самое ценное, что мы имеем. И хоть каждый из нас сейчас вынужден сидеть дома, это не мешает нам объединяться, общаться в соцсетях и становиться чуть более внимательными друг к другу. Было бы желание.

Екатерина Войтишина, переводчик, ЛИТ:

Когда мы ходили на работу, то четко знали, какое сегодня число и какой день недели, по крайней мере те, у кого в кабинете висит календарь с бегунком. При работе из дома чувство времени теряется, и уже не так важно, будни сегодня или выходные. Исчезает понятие рабочего графика, можно приступать к выполнению своих непосредственных обязанностей в любое удобное время, за исключением случаев, когда прилетает письмо с пометкой "срочно", или назначено собрание в Zoom.

Дома не всегда получается работать так же продуктивно, как на работе. Если у вас нет оборудованного места, то вам, скорее всего, приходится сидеть за кухонным столом, где в опасной близости расположился холодильник. Рука так и тянется к нему, поэтому он становится врагом номер один во время удаленки, как и шкаф с печеньками и шоколадом.

Находясь дома, приходится жонглировать работой и домашним бытом, а если у вас еще есть дети дошкольного возраста, то все одеяло они, конечно же, тянут на себя. Для таких родителей периодом повышенной рабочей активности (и раем для ушей) становится время дневного и ночного сна ребенка. Если этого времени недостаточно, то приходится выдумывать 1000 и 1 способ, чем занять ребенка, пока вы пытаетесь поработать, и каждые 10-15 минут подкидывать ему новые идеи для саморазвлечения. При этом надо быть всегда начеку, особенно если ребенок решил заняться изобразительным искусством или лепкой, иначе придется выискивать в интернете 1000 и 1 способ, как убрать краски/фломастеры/пластилин с мебели/ковра/обоев. Нельзя не отметить еще один спасательный круг в случае работы с бодрствующим ребенком - беруши (слава их изобретателям!).

Несмотря ни на что, человек так устроен, что он приспосабливается к любым условиям, поэтому текущий режим уже стал привычным, иногда кажется, что так было всегда и по-другому быть и не может. Однако каждое утро просыпаешься с мыслью: "Когда ж откроют детские сады и парикмахерские?"

Александр Незванов, научный сотрудник, ЛНФ:

В данный момент наша научная группа занимается исследованиями особенностей взаимодействия нейтронов низких энергий с алмазными нанопорошками, которые являются эффективными отражателями таких нейтронов.

Распространение коронавирусной инфекции сильно изменило нашу привычную жизнь - естественно, отразилось оно и на деятельности ЛНФ. Раньше остальных мероприятий был отменен ежегодный для лаборатории международный семинар ISINN-28, который планировалось провести в мае в Китае. Многие заграничные командировки и запланированные за рубежом работы тоже были перенесены или отменены. Так, в апреле наша группа не смогла провести экспериментальные исследования наноалмазов на источнике нейтронов FRM II в Германии. Нам также пришлось перенести проведение измерений на собственном реакторе ИБР-2 в связи с изменением графика его работы.

Однако это не означает, что работа остановилась: в настоящее время дома я занимаюсь теоретическими исследованиями. Вместе с коллегами мы работаем над формулировкой новой модели структуры алмазных нанопорошков. За это время мы успешно реализовали уникальный подход к анализу экспериментальных данных, полученных методом малоуглового рассеяния нейтронов. Новый подход позволяет извлекать структурные параметры из данных рассеяния и использовать их в расчетах распространения нейтронов в нанопорошках. Мы работаем над серией публикаций, посвященных сравнению свойств модифицированных наноалмазов. Можно сказать, что продуктивность нашей работы ничуть не изменилась, а деятельность просто сместилась в теоретическую плоскость.

Безусловно, мы продолжаем контактировать друг с другом посредством телефонов и электронной почты, чтобы поддерживать эффективность работы на прежнем уровне. Кроме того, мы остаемся на связи с нашими индустриальными партнерами и коллегами по всему миру. Работа многих из них также перекочевала домой. Раз в неделю мы собираемся вместе онлайн и обсуждаем полученные результаты и новости.

Что касается быта, моя жена работает удаленно больше года, поэтому еще до самоизоляции мы прекрасно себе представляли, каково это, и уже обладали необходимым инструментарием. У нас давно проведен хороший интернет, оборудовано рабочее место, разграничено пространство в квартире на "рабочую" и "личную" зоны. Конечно, все это сильно помогло и сделало переход на удаленку для меня не таким болезненным. Рабочее место у нас было одно, но так как мы сразу понимали, что каждому необходимо свое, в первые же дни оборудовали и второе.

Мы подошли к самоизоляции максимально ответственно. Мы большие любители гулять и проводить время на свежем воздухе, но все это время сидим дома, выходим только к мусорному баку и в ближайший магазин не чаще одного раза в неделю. И искренне верим в то, что, оставаясь дома, возможно, спасли чью-то жизнь.

Не могу сказать, что испытываем сильные страдания, пребывая круглосуточно в четырех стенах. Мы не используем время карантина, как сейчас многие призывают, чтобы выучить два языка, прочитать все, что не успели прочитать за 28 лет жизни, и научиться всему на свете - и совесть нас за это совершенно не гложет. Вся сложившаяся ситуация - это стресс для всех: мы волнуемся за близких, за наше будущее. А стресс вряд ли лучшая почва для новых начинаний. Поэтому мы просто продолжаем свою обычную жизнь, а для саморазвития делаем столько же, сколько всегда. Когда есть время на отдых, общаемся с близкими по видеосвязи, играем в компьютерные и настольные игры, смотрим фильмы, читаем, вкусно едим и стараемся всячески радовать себя и беречь. И копить силы для новых свершений - очень надеюсь, что более благоприятная атмосфера для них наступит совсем скоро.

Материал подготовила Галина МЯЛКОВСКАЯ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер